В селе было все затоплено, но здесь от воды никуда не денешься – снег стал таять, вода прибыла и залила поселение. Сейчас уже все прекратилось, вода пошла на спад. Я сразу созвонилась с начальником МЧС, с главой администрации Олюторского района, ситуация была под контролем.
Власти региона сработали очень оперативно. Вообще в целом нужно отметить внимание высшего должностного лица региона Владимира Ивановича Илюхина на подобные ситуации.
Идеи приблизить к регионам вопросы их большего участия в реализации проектов ТОР и Свободного порта Владивосток, с подкреплением реальными полномочиями в этой части, с подключением к реализации проектов управляющих компаний на местах (на полуострове год назад создана управляющая компания ТОР «Камчатка») звучат не первый год. Можно сказать, что такие инициативы стали поступать с первых дней вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Это решение, я думаю, очень обрадует жителей Олюторского и Карагинского районов. Сегодня сложилась такая ситуация – «Спецстрой» подвел, и реконструкция взлетно-посадочной полосы в поселке Оссора приостановлена. Необходимые деньги есть, но подрядчика теперь будут искать другого. И пока жители Карагинского района летают через Тилички, что крайне неудобно.
Что касается жителей отдаленных районов Камачтки, то иногда рыбаки брали по пути с собой пассажиров, но правила ужесточаются, и сейчас капитан судна очень рискует, когда берет на борт гражданских - грубо говоря, тех, кто у него не работает.
В 2016 году мы добыли 1 миллион 100 тысяч тонн рыбы – из 4 миллионов 700 тонн по России. То есть 25% от всего объема улова приходится на Камчатский край. Для сравнения – северный бассейн добыл всего 600 тонн рыбы, а Камчатка – больше миллиона. Край был и остается ведущей территорией по добыче рыбы в целом в России. А раз рыбных ресурсов на полуострове достаточно, то и перерабатывать можно все, что угодно.
Какие будут реализованы проекты, я еще глубоко не изучал этот вопрос. Но, на мой взгляд, самое важное – чтобы под предлогом ТОР туда не попали и не получили налоговые льготы те инвесторы, которые и так хотели зайти в эти районы. Иначе бюджет Камчатского края недополучит то, что должен получить. Если же это будет служить механизмом привлечения новых инвестиций и реализации именно новых проектов, инициаторы которых не хотели заходить туда без преференций, - тогда я согласен, что это будет способствовать развитию экономики Камчатского края. В любом случае, приход денег на территорию – это плюс.
Изначально нужно понимать, что в Камчатском крае ТОР действует с 2015 года, на определенных территориях. И мы считаем, что территория опережающего развития у нас работает эффективно. Соответственно предприниматели, которые заключают соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока и входят в ТОР со своими проектами, получают налоговые льготы, административную поддержку, возможность получения земельных участков и другие преимущества работы в рамках ТОР. Все эти моменты так или иначе дают синергетический эффект и другие предприниматели тоже узнают, что этот режим реализуется.
Смысл в том, что в «Корпорацию развития Камчатского края» передаются акции аэропорта – чтобы корпорация нашла инвестора, который в свою очередь построит на полуострове современный международный аэропорт. Так как я являюсь заместителем председателя комитета по бюджетной, налоговой, экономической политике, вопросам собственности и предпринимательства, мы этот вопрос очень серьезно обсуждали еще до основного заседания Законодательного собрания.
Распоряжение государственным имуществом, включая пакеты акций, возможно только в порядке закона о приватизации. В отношении этого проекта приватизация путем внесения пакета акций в уставный капитал Корпорации позволит более эффективно управлять проектом и позволит провести конкурс с установлением критериев профессиональной деятельности потенциальных инвесторов. То есть в регион зайдут именно профессионалы, которые знают, как строить аэропортовую инфраструктуру и как ею управлять – чтобы в дальнейшем качество предоставляемых услуг для пассажиров было на высоком уровне.
Сейчас пошел такой период, когда спрос на Камчатку резко вырос. Наши соотечественники стали чаще выбирать уже не дорогие поездки за рубеж, а интересные места именно по России. И Камчатка в этом плане, конечно, привлекает многих: особенно с учётом того, что появились так называемые плоские тарифы, авиабилеты по более низким ценам, и спрос увеличился. Самое главное – перелёт, а потом уже вопросы по маршрутам, размещению приезжих и благоустройству.
Руководство Камчатского края отреагировало на ситуацию, при которой большинство автозаправочных станций вынуждено было покупать топливо у монополиста АО «ННК – Камчатнефтепродукт» и соответственно поднимать цены в рознице. Губернатором решен вопрос покупки альтернативного топлива у компании «Роснефть – Находка нефтепродукт» - с отгрузкой в Комсомольске-на-Амуре. На этой неделе цены снизятся ориентировочно на 50 копеек за литр по каждому виду топлива. Я как раз сегодня пообщался на эту тему с министром транспорта и строительства Камчатского края Владимиром Каюмовым. Правительством действительно была проведена работа, потому что некоммерческое партнёрство владельцев АЗС – а это 70 % камчатских заправок - было фактически поставлено на грань банкротства. Монополист - «Камчатнефтепродукт» - повысил оптовые цены на топливо для других автозаправочных станций: вследствие этого цены у «Камчатнефтепродукта» были ниже, чем у них, и автомобилисты, естественно, покупали там. Другие компании были вынуждены нести убытки. И для того чтобы ситуацию нивелировать, как раз и подключились губернатор и правительство Камчатского края.
К информации о том, что на Камчатке цены на топливо будут снижены, многие отнеслись с недоверием – ну не было такого в последние годы. Тем не менее, утром 4 апреля автомобилисты в самом деле заметили на заправках новые ценники. В среднем цена понизилась на 50 копеек. Те заправщики, которые вчера продавали топливо марки АИ-92 по 44.40, сегодня реализуют его по 43.90. «НСК», который известен как камчатцам как «зеленая заправка», продает сейчас дизтопливо по 45.70, АИ-92 стоит 43.80, АИ-95 - 46.50 и 98-й бензин стоит 48 рублей 50 копеек.
Я ещё не была на Камчатке, но очень надеюсь там побывать. Думаю, что несмотря на стоимость авиабилетов из Москвы, многим интересен Камчатский край, и решение губернатора я считаю очень правильным. Конечно, нужно смотреть детали, но для стимулирования спроса - особенно в низкий сезон – это может быть одним из эффективных способов.
Принятый законодательным собранием закон «О родных языках коренных малочисленных народов Севера» очень важен и актуален. Работа по подготовке этого закона была начата по решению совета по вопросам коренных малочисленных народов Севера при правительстве Камчатского края, который я в то время возглавляла.
На мой взгляд, отчет был очень детальным, проработанным, и полновесным. Было очень много цифр, была показана динамика развития, расписаны все изменения по отраслям, которые произошли за отчетный период. При всем желании, к отчету трудно придраться. Один представитель оппозиции пытался критиковать представленный отчет, но по сути, это были только эмоции, не подтвержденные фактами.
Первое, что надо отметить: отчет был достаточно самокритичным для правительства Камчатского края. Были обозначены не только успехи и достижения, которые край продемонстрировал за прошедший 2016 год, но и существующие сегодня проблемы. По очерченному кругу задач губернатор сразу давал поручения.
Прирост внебюджетных инвестиций в основной капитал Камчатского края составил 30% и превысил 30 млрд. рублей. Такие данные были озвучены на заседании краевой межведомственной комиссии по обеспечению развития экономки, где были подведены итоги реализации антикризисного плана за 2016 год. Источниками инвестиций большей частью являются средства камчатских компаний. В первую очередь, предприятий рыбохозяйственного комплекса. Мы действительно по году получили весомый финансовый результат. В целом, он превысил 30 миллиардов рублей. Это связано с приростом объемов вылова водных биологических ресурсов, с ростом стоимости таких ресурсов и, в некоторой степени, с девальвацией рубля, что позволило нашим компаниям получить необходимые средства и направить их на соответствующие инвестиционные проекты.
По данным СМИ, прирост внебюджетных инвестиций в основной капитал Камчатского края составил 30% и превысил 30 млрд. рублей. Во-первых, нужно сделать уточнение, что примерно на 30% на Камчатке, по оперативным данным Камчатстата на 1 марта 2017 года, вырос совокупный объём инвестиций из всех источников, а не только из внебюджетных средств - с 25,9 млрд. рублей в 2015 году до 33,3 млрд. рублей в 2016 году.
Ситуация с инвестициями в целом по Дальнему Востоку сложная, как и по стране, о чем говорил премьер Дмитрий Медведев на форуме в Сочи. Если говорить о зарубежных инвесторах, то мало кто желает заходить к нам с большими и самое главное "длинными" деньгами. Потому что пока существует неопределенность в том, что будет завтра. Пока с трудом верится в то, что декларируется властями: что начнется экономический рост, что мы договоримся со странами ОПЕК, что цена на нефть будет расти. Поэтому в целом последние несколько лет мы отмечаем снижение темпов прироста инвестиций в основной капитал.