Калужская область
О регионе
Калужская область – субъект Российской Федерации, расположенный в центральной европейской части страны. Входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Троицким административным округом города Москвы, с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями.
Калужская область была образована в 1944 году.
Административный центр — город Калуга.
Губернатор области (глава Администрации) – Артамонов Анатолий Дмитриевич
География, население
Территория региона расположена между Среднерусской (со средними высотами в пределах региона выше 200 м и максимальной отметкой 275 м на юго-востоке области) и Смоленско-Московской возвышенностями, и Днепровско-Деснинской провинцией. Центр области занимает Барятинско-Сухиничская возвышенность — эрродированная и переработанная территория ледникового происхождения. В западной части области в пределах ледниковой равнины выделяется Спас-Деменская гряда. Южнее неё расположена возвышенная зандровая равнина, входящая в состав Брянско-Жиздринского полесья средние высоты которого составляют до 200 м. На северо-западе области — моренная равнина с озокамовыми образованиями, где в пределах Угорской и Протвинской низин основной фон рельефа зандровых полей образован водно-ледниковыми процессами.
Низшая точка территории Калужской области составляет 108 м находится на границе с Тульской и Московской областями на берегу слияния Протвы и Оки. Наивысшая отметка — 279 м на Спас-Деменской гряде около пос. Долгое. Около деревни Кашурки на левом берегу Оки наблюдается максимальный для Калужской области относительный перепад высот над урезом вод в 108 м.
Калужская область расположена в центральной части Восточно-Европейской платформы. Мощность верхнего (осадочного) структурного яруса изменяется от 400—500 м на юге до 1000—1400 м на севере. Большая часть осадочного чехла сложена отложениями девона. Их доля на юге области превышает 80 % от мощности всей осадочной толщи (включая четвертичные образования).
По итогам переписи населения 2002 года численность населения Калужской области составляла 1040,9 тыс. чел., из них городского населения 779,7 тыс. чел. (74,9 %), сельского — 261,2 тыс. чел (25,1 %).
На 1 января 2010 года население области сократилось и составляет 1001,6 тыс. человек, городское население — 763,9 тыс.
Власть
Губернатор области (глава Администрации) – Артамонов Анатолий Дмитриевич, вступил в полномочия 10 июня 2010 года. Основной закон субъекта федерации – Устав Калужской области, принят 27 марта 1996 года.
Высшим органом законодательной власти является Законодательное Собрание Калужской области.
Верховным исполнительным органом области является Правительство Калужской области.
Итоги выборов в регионе:
Выборы Президента Российской Федерации
2004 г.:
Глазьев Сергей Юрьевич – 4.49%
Малышкин Олег Александрович – 1.82%
Миронов Сергей Михайлович – 0.65%
Путин Владимир Владимирович – 70.16%
Хакамада Ирина Муцуовна – 3.66%
Харитонов Николай Михайлович – 14.73%
Против всех – 3.66%
2008 г.:
Богданов Андрей Владимирович – 1.39%
Жириновский Владимир Вольфович – 9.9%
Зюганов Геннадий Андреевич – 21.82%
Медведев Дмитрий Анатольевич – 65.54%
2012 г.:
Жириновский Владимир Вольфович – 7.42%
Зюганов Геннадий Андреевич – 20.01%
Миронов Сергей Михайлович – 4.23%
Прохоров Михаил Дмитриевич – 8.07%
Путин Владимир Владимирович – 59.02%
Выборы в Государственную Думу
2003 г.:
"Политическая партия "Единая Россия" – 35.1%
"Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)" – 13%
"ЛДПР" – 11.8%
"Родина" (народно-патриотический союз)" – 11.8%
2007 г.:
«Единая Россия» – 61.65%
«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 13.42%
«Справедливая Россия» – 7.64%
«ЛДПР» – 8.23%
2011 г.:
«Единая Россия» – 40.42%
«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 21.91%
«Справедливая Россия» – 15.61%
ЛДПР – 14.36%
«Яблоко» – 4.12%
Значимые исторические события
XIV в. – некоторые из Калужских земель находятся уже под властью Москвы; в этом же веке впервые упоминается и Калуга.
1508 г. – при Василии III, по договору с Сигизмундом отошла и неприсоединенная часть Калужской губернии к Москве, а отнятые ранее места утверждались за нею окончательно. В договорной грамоте сказано, что Сигизмунд утверждает за слугами Василия Ивановича - князьями Перемышльскими, Воротынскими, Мосальскими и другими, из поколения св. Михаила все их вотчины и что он обязан не вступаться в Тарусу, Оболенск, Мосальск, Воротынск и в г. Любутск (ныне село вниз по Оке), и в г. Козельск, и в Людимеск (село Перемыш. у.), и в Серенск и во все козельские, и в людемские, и в серенские места. Но этот договор не гарантировал спокойного существования упоминаемым волостям. Пограничная жизнь была полна беспрерывными ссорами и грабежами москвичей и литовцев; все были постоянно на стороже, и города обратились в сильно укрепленные пункты.
1512 г. – Крымские татары начинают беспокоить калужский край. Союзники Москвы при Иване III, они теперь меняют свою тактику и открывают ряд набегов на Московские пределы, в том числе и на Калугу с ее уездами. Для защиты от крымцев через Калужскую губернию была проведена засека, тянувшаяся вдоль юго-восточной и южной границы, почти до г. Жиздры, 193 в. Засека называлась Лихвинской и Козельской и делилась на участки, называвшиеся по имени засечных ворот.
Военный характер Калужских городов налагал свою печать на жителей, которые были мало склонны к гражданскому порядку и спокойной жизни. Калужане под начальством княжеством Дмитрия Трубецкого, приняли участие в освобождении Москвы от поляков.
1617 г. – во время первой польской войны на Калужский край посыпались новые бедствия. Его жестоко опустошили летучие отряды Чаплинского и Опалинского, а потом вконец разорил гетман Сагайдачный, завладевший и самой Калугой.
Деулинское перемирие прекратило беды, но зато отдало в руки Польши Серпейск, возвращенный обратно в 1634 г. Начавшееся сравнительно спокойное время, когда Калужская земля начала оправляться, тянулось до 1654 г., когда край был опустошен эпидемией. За пять месяцев эпидемии в некоторых местах вымерло до двух третей населения.
1708 г. – были образованы губернии, и часть Калужских уездов отошла к Москве, а часть к Смоленску. Но реформой 1719 г. была учреждена Калужская провинция, входившая в состав Московской губернии. К Калуге были приписаны все, уезды, за исключением Боровска, Малоярославца, Тарусы и Оболенска, отнесенных к Москве. Таким образом, Калуга сделалась административным центром второстепенного значения.
1723 и 1733 гг. – Калугу постигал голод, страдала Калуга и от другого обычного спутника деревянной Руси - пожаров. Она сильно горела в 1742, 1754, 1758, 1760 и 1761 гг. Во время пожаров бывали и массовые человеческие жертвы: в 1754 г. погибло 177 человек.
Но особенно много народу умерло в 1771 г., когда Калугу захватила свирепствовавшая тогда в России чума.
1812 г. – Калуга играла важную роль, и имя ее тесно связано с историей этой войны. Критическая часть кампании, ее перелом, совершились именно в Калужской губернии, которая сделалась "пределом нашествия врагов". Сама же Калуга в течение нескольких недель является главной артерией, от которой шло питание и снабжение нашей армии всем необходимым.
Промышленность
Калужская область – один из ведущих регионов России в плане экономики и промышленного производства. В минувшем (2010) году область стала лидером России по промышленному индексу производства, значительно увеличив все свои показатели. Строительство новых заводов, расширение и модернизация существующих, долговременные капиталовложения в экономику – вот три составляющие успеха калужан.
Промышленность на территории Калужской области представляют главным образом предприятия машиностроительной, лесопромышленной и пищевой промышленности. В ближайшие годы Калужская область может стать центром автомобилестроения в России. Уже сегодня в ней представлены предприятия ведущих автомобильных заводов мира – «Фольксваген», «Пежо», «Ситроен», «Вольво». Благодаря этому в регионе широко развиты предприятия по техническому обслуживанию и сервису автомобилей.
Развивается и лесопромышленная отрасль – в регионе растет количество деревообрабатывающих предприятий. Очень развиты предприятия фармацевтической группы, внедряющие в производство современные технологии.
Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс Калужской области объединяет 332 организации, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, 45 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2248 крестьянских (фермерских) хозяйств, 117,8 тыс. личных подсобных хозяйств населения.
В структуре земельного фонда Калужской области земли сельскохозяйственного назначения составляют около 1 млн. 821 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья – 1 млн. 144,6 тыс. га, включая 857,1 тыс. га пашни.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2011 году составил 25,7 млрд. руб., индекс физического объема - 109%.
По данным органов государственной статистики удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет более 8,1 процентов.
Основное направление специализации сельскохозяйственного производства – молочно-мясное скотоводство. Наряду с основной отраслью сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются птицеводством, выращиванием зерновых культур, картофеля, овощей.
По состоянию на 1 января 2012 года численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составила 131,3 тыс. голов, в том числе коров – 57,5 тыс. голов, поголовье свиней – 64,5 тыс. голов, птицы – 3,2 млн. голов.
В 2011 году хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 82,1 тыс. тонн (103,0 % к уровню 2010 года), молока – 227,9 тыс. тонн (98,0 %), яиц куриных – 111,9 млн.шт. (66 %), зерна – 148,3 тыс. тонн (107 %), картофеля – 352,2 тыс. тонн (132 %).
Ключевым направлением по развитию сельского хозяйства остается привлечение частных инвестиций. В течение 2006-2009 года объем частных инвестиций в развитие сельского хозяйства составил 12,1 млрд. руб.
В рамках льготного инвестиционного кредитования с начала реализации НацПроекта кредитные договора с коммерческими банками по восьмилетнему кредитованию оформила 57 сельскохозяйственная организация на сумму 4,44 млрд. руб., пятилетние кредиты оформили 112 сельскохозяйственных организации в объеме 4,36 млрд. руб.
Всего по восьмилетним, пятилетним и трехлетним инвестиционным кредитам сельскохозяйственными организациями области заключено кредитных договоров на сумму 8,87млрд. руб.
Общий объем финансирования Государственной и областной программ развития сельского хозяйства составил 1119,7 млн. руб.
Транспорт
Калугу можно по праву назвать одним из крупнейших транспортных узлов, расположенных на территории Европейского сектора Российской Федерации.
Сообщение Калуги с внешним миром осуществляется всеми видами транспорта – автомобильным, водным, и железнодорожным. Калуга имеет выгодное географическое расположение и находится сравнительно недалеко от столицы Российской Федерации. От Москвы до Калуги не спеша можно доехать автомобилем всего за два часа, поездом или автобусом такая поездка займет несколько больше времени, чем можно сразу предположить – в общей сложность дорога будет занимать около двух или двух с половиной часов.
Возле Калуги проходят такие значимые автомагистрали, как М3 «Украина». Эта автомагистраль располагается почти в 20-ти километрах от Калуги, на северо-запад от города. Данная автомагистраль проходит через четыре значимых города – Москва, Калуга, Брянск, Киев. Небезызвестна трасса А101, которая имеет общую точку с автомагистралью М3 (близ Обнинска), следует к государственной границе РФ с Беларусью и проходит через такие города, как Москва, Малоярославец, Рославль. Также известны маршруты магистралей под названием Р-92 и Р-132.
Калужский аэродром «Грабцево» в былые времена был в состоянии принять на свои полосы как пассажирские, так и транспортные самолеты и вертолеты, независимо от их типа.
Однако с течением времени аэродром перестал функционировать. По состоянию на 2010 год аэродром официально прекратил свою деятельность. Используется лишь в качестве посадочных площадок для таких самолетов, как Ан-2 и вертолетов различных типов и модификаций при проведении авиационных работ. Отметим, что вблизи аэропорта «Грабцево» расположилась база вертолетов Ка-26.
Но мало-помалу Калугой начали ползти слуги о реанимации аэропорта «Грабцево» силами калужского автозавода «Фольксваген». Причем, бытует мнение о присвоении «Грабцево» статуса международного. Речь идет о сумме в полмиллиарда российских рублей, планируемых в роли вложения в оживление некогда бушевавшего активностью авиационной жизни аэропорта «Грабцево».
Удобно расположился на речном вокзале (или, как его еще называют, на пристани) реки Ока речной пассажирский флот.
Если обобщать, то становится видно слабую развитость калужского водного транспорта. И это не удивительно, ведь используется он исключительно для перевозки пассажиров из Калуги в Алексин и назад, а также с целью переправления пассажиров через Оку. Вполне возможно, что таких сил речного флота хватает, однако, это, как всегда, «до поры, до времени».
Стоит ли упоминать об очередях всех тех, кто хочет оказаться на другом берегу Оки, когда это происходит в актуальное время. Увеличение водной пассажирской техники для уменьшения количества «пробок», а именно – неудовлетворенных работой водных служб пассажиров иногда кажется одной из первоочередных проблем Калуги.
Что касается железной дороги, то главный калужский железнодорожный узел, посредством которого осуществляется сообщение как центральных, так и западных районов России, а также двух больших государств – Украины и Белоруссии, расположен в месте пересечения двух железнодорожных линий-магистралей, а именно: - Москва – Тихонова Пустынь – Горенская – Калуга II – Сухиничи – Брянск (которая является одной из самых грузонапряженных железнодорожных магистралей в Калужской области) и - Вязьма – Азарово – Калуга I – Перспективная – Ферзиково – Алексин – Плеханово – Тула.
К этому железнодорожному узлу также привязано транспортное сообщение с местными районами Калуги, ведь это сообщения является чуть ли не единственно возможным с такой крупной железнодорожной развязкой.
Практически через весь город Калуга проходит железнодорожная линия, полотно Вязьма-Ряжск (относящееся к вокзалу Калуга-1), существующая еще одна магистраль Москва-Киев пролегает далеко не через центр города, а через его окраину. Если быть точнее, то через Калуга-2 (Калуга-2 так называется отдаленный район города). Назначение вокзала Калуга-1 носит исключительно пригородное. Он обслуживает электропоезда, а также экспрессы, следующие в московском направлении и в направлении Сухиничей, а также «в его ведомстве» дизель-поезда экспрессы до Тулы и Узловой.
Поезда, относящиеся к поездам дальнего следования, останавливаются на вокзале, именуемом Калуга-2. Стоит также упомянуть, что автовокзал Калуги является совмещенным с железнодорожным вокзалом Калуга-1, что, несомненно, очень удобно для туристов, гостей города, да и самих калужан, которые покидали свое место жительства на какое-то время.
Основной вид общественного транспорта в Калуге – это автобусное и троллейбусное сообщение.
И не зря, ведь «на плечи» автобусного парка ложится обслуживание 62 маршрутов, микроавтобусы работают на 80 городских и пригородных маршрутах. Троллейбусный парк Калуги берет свою историю в далеком 1956 году, и по сей день этому экологически чистому, электрическому общественному виду общественного транспорта вверено обслуживание 16-ти городских маршрутов.
Проблемы общественного транспорта касаются каждого города, в том числе и Калугу. Нельзя сказать, что город не разгружен в плане пассажиров, однако, количество единиц техники, работающей на маршрутах, должно быть несколько больше. Также дает о себе знать моральное и физическое устаревание техники, в частности, троллейбусного парка. И хотя его замена, реконструкция производится по мере сил и возможностей в плановом режиме, город порой остро ощущает проблему нехватки свободных единиц общественного транспорта, особенно это ощутимо в часы-пик, когда все стремятся вовремя попасть на работу или с работы, когда люди массово едут на отдых и т.д.
Достопримечательности
В городе можно увидеть дом, в котором за почти 30 лет были созданы фундаментальные работы по воздухоплаванию, космонавтике, авиации. Сегодня здесь находится дом-музей Циолковского, функционирующий с 1936 г. Во время Великой Отечественной войны часть экспонатов была утеряна, но после реставрации здания его интерьер удалось восстановить почти в первозданном виде, нашлись и многие предметы, принадлежавшие ученому.
В 1967 г. список достопримечательностей Калужской области пополнил Государственный музей истории и космонавтики им. Циолковского. Это заведение – крупнейшее в России, посвященное космической тематике. Созданный при помощи Гагарина и Королева, музей экспонирует технику будущего: ракеты, дирижабли, космические корабли, эфирные поселения.
Достопримечательности Калужской области – это не только отдельные здания и памятники, но и целые города: всей стране известно название Тарусы. Здесь в разное время жило большое количество писателей, поэтов, художников, в домах которых организованы выставки. Например, здесь можно посетить музеи Паустовского, Ватагина, Рихтера, Цветаевых. С музеем еще одного художника, Поленова, связана интересная история, согласно которой в начале XX в. местные крестьяне собрались было разгромить имение, но встретившая их с хлебом-солью жена мастера поблагодарила «восставших» за визит и помощь в сохранении дома, после чего возмущенным социальным неравенством бунтовщикам оставалось только тихо развернуться и пойти по домам.
Известные люди
На территории области родились многие известные люди, оказавшие большое влияние на историю России. Среди самых известных – русский детский поэт, писатель, переводчик Валентин Берестов, советский военачальник, генерал-полковник инженерных войск Иван Галицкий, царица, первая супруга Петра Великого Евдокия Лопухина, певица, народная артистка СССР Александра Прокошина, советский актёр, режиссёр, народный артист СССР Михаил Яншин и другие.
Интересные факты
Климат Калужской области умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.
В области протекает 2043 рек общей протяжённостью 11 670 км.
В 2010 году Калужская область привлекла 7,6 % всех иностранных инвестиций страны — 1,2 млрд долларов США.
В 2009 году в Калужской области действовало 1529 строительных организаций, объём строительных работ составил 23378,8 млн рублей.
Пять действующих в регионе теплоэлектростанций в 2005 году выработали 407 млн кВт·ч электроэнергии, основная часть (до 90 %) потребности покрывается прежде всего от ФСК и систем соседних регионов.
Калужская область обладает развитой инфраструктурой современных телекоммуникаций. Услуги связи на территории области оказывают более 210 операторов связи.
Сотовой связью охвачено порядка 90 % территории области. Данную услугу предоставляют 5 операторов связи: филиал ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в г. Калуга (МТС), КФ ОАО «Вымпел-Коммуникации» (Билайн), Калужский РО ЦФ ОАО «МегаФон», КФ ОАО «Смоленская сотовая связь» (ТЕЛЕ-2), Филиал ЗАО «Астарта» в Калужской области (Скай Линк). Количество абонентов сотовой связи на территории области составляет 1,6 миллионов абонентов.
Калужская область – субъект Российской Федерации, расположенный в центральной европейской части страны. Входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Троицким административным округом города Москвы, с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями.
Калужская область была образована в 1944 году.
Административный центр — город Калуга.
Губернатор области (глава Администрации) – Артамонов Анатолий Дмитриевич
География, население
Территория региона расположена между Среднерусской (со средними высотами в пределах региона выше 200 м и максимальной отметкой 275 м на юго-востоке области) и Смоленско-Московской возвышенностями, и Днепровско-Деснинской провинцией. Центр области занимает Барятинско-Сухиничская возвышенность — эрродированная и переработанная территория ледникового происхождения. В западной части области в пределах ледниковой равнины выделяется Спас-Деменская гряда. Южнее неё расположена возвышенная зандровая равнина, входящая в состав Брянско-Жиздринского полесья средние высоты которого составляют до 200 м. На северо-западе области — моренная равнина с озокамовыми образованиями, где в пределах Угорской и Протвинской низин основной фон рельефа зандровых полей образован водно-ледниковыми процессами.
Низшая точка территории Калужской области составляет 108 м находится на границе с Тульской и Московской областями на берегу слияния Протвы и Оки. Наивысшая отметка — 279 м на Спас-Деменской гряде около пос. Долгое. Около деревни Кашурки на левом берегу Оки наблюдается максимальный для Калужской области относительный перепад высот над урезом вод в 108 м.
Калужская область расположена в центральной части Восточно-Европейской платформы. Мощность верхнего (осадочного) структурного яруса изменяется от 400—500 м на юге до 1000—1400 м на севере. Большая часть осадочного чехла сложена отложениями девона. Их доля на юге области превышает 80 % от мощности всей осадочной толщи (включая четвертичные образования).
По итогам переписи населения 2002 года численность населения Калужской области составляла 1040,9 тыс. чел., из них городского населения 779,7 тыс. чел. (74,9 %), сельского — 261,2 тыс. чел (25,1 %).
На 1 января 2010 года население области сократилось и составляет 1001,6 тыс. человек, городское население — 763,9 тыс.
Власть
Губернатор области (глава Администрации) – Артамонов Анатолий Дмитриевич, вступил в полномочия 10 июня 2010 года. Основной закон субъекта федерации – Устав Калужской области, принят 27 марта 1996 года.
Высшим органом законодательной власти является Законодательное Собрание Калужской области.
Верховным исполнительным органом области является Правительство Калужской области.
Итоги выборов в регионе:
Выборы Президента Российской Федерации
2004 г.:
Глазьев Сергей Юрьевич – 4.49%
Малышкин Олег Александрович – 1.82%
Миронов Сергей Михайлович – 0.65%
Путин Владимир Владимирович – 70.16%
Хакамада Ирина Муцуовна – 3.66%
Харитонов Николай Михайлович – 14.73%
Против всех – 3.66%
2008 г.:
Богданов Андрей Владимирович – 1.39%
Жириновский Владимир Вольфович – 9.9%
Зюганов Геннадий Андреевич – 21.82%
Медведев Дмитрий Анатольевич – 65.54%
2012 г.:
Жириновский Владимир Вольфович – 7.42%
Зюганов Геннадий Андреевич – 20.01%
Миронов Сергей Михайлович – 4.23%
Прохоров Михаил Дмитриевич – 8.07%
Путин Владимир Владимирович – 59.02%
Выборы в Государственную Думу
2003 г.:
"Политическая партия "Единая Россия" – 35.1%
"Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)" – 13%
"ЛДПР" – 11.8%
"Родина" (народно-патриотический союз)" – 11.8%
2007 г.:
«Единая Россия» – 61.65%
«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 13.42%
«Справедливая Россия» – 7.64%
«ЛДПР» – 8.23%
2011 г.:
«Единая Россия» – 40.42%
«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 21.91%
«Справедливая Россия» – 15.61%
ЛДПР – 14.36%
«Яблоко» – 4.12%
Значимые исторические события
XIV в. – некоторые из Калужских земель находятся уже под властью Москвы; в этом же веке впервые упоминается и Калуга.
1508 г. – при Василии III, по договору с Сигизмундом отошла и неприсоединенная часть Калужской губернии к Москве, а отнятые ранее места утверждались за нею окончательно. В договорной грамоте сказано, что Сигизмунд утверждает за слугами Василия Ивановича - князьями Перемышльскими, Воротынскими, Мосальскими и другими, из поколения св. Михаила все их вотчины и что он обязан не вступаться в Тарусу, Оболенск, Мосальск, Воротынск и в г. Любутск (ныне село вниз по Оке), и в г. Козельск, и в Людимеск (село Перемыш. у.), и в Серенск и во все козельские, и в людемские, и в серенские места. Но этот договор не гарантировал спокойного существования упоминаемым волостям. Пограничная жизнь была полна беспрерывными ссорами и грабежами москвичей и литовцев; все были постоянно на стороже, и города обратились в сильно укрепленные пункты.
1512 г. – Крымские татары начинают беспокоить калужский край. Союзники Москвы при Иване III, они теперь меняют свою тактику и открывают ряд набегов на Московские пределы, в том числе и на Калугу с ее уездами. Для защиты от крымцев через Калужскую губернию была проведена засека, тянувшаяся вдоль юго-восточной и южной границы, почти до г. Жиздры, 193 в. Засека называлась Лихвинской и Козельской и делилась на участки, называвшиеся по имени засечных ворот.
Военный характер Калужских городов налагал свою печать на жителей, которые были мало склонны к гражданскому порядку и спокойной жизни. Калужане под начальством княжеством Дмитрия Трубецкого, приняли участие в освобождении Москвы от поляков.
1617 г. – во время первой польской войны на Калужский край посыпались новые бедствия. Его жестоко опустошили летучие отряды Чаплинского и Опалинского, а потом вконец разорил гетман Сагайдачный, завладевший и самой Калугой.
Деулинское перемирие прекратило беды, но зато отдало в руки Польши Серпейск, возвращенный обратно в 1634 г. Начавшееся сравнительно спокойное время, когда Калужская земля начала оправляться, тянулось до 1654 г., когда край был опустошен эпидемией. За пять месяцев эпидемии в некоторых местах вымерло до двух третей населения.
1708 г. – были образованы губернии, и часть Калужских уездов отошла к Москве, а часть к Смоленску. Но реформой 1719 г. была учреждена Калужская провинция, входившая в состав Московской губернии. К Калуге были приписаны все, уезды, за исключением Боровска, Малоярославца, Тарусы и Оболенска, отнесенных к Москве. Таким образом, Калуга сделалась административным центром второстепенного значения.
1723 и 1733 гг. – Калугу постигал голод, страдала Калуга и от другого обычного спутника деревянной Руси - пожаров. Она сильно горела в 1742, 1754, 1758, 1760 и 1761 гг. Во время пожаров бывали и массовые человеческие жертвы: в 1754 г. погибло 177 человек.
Но особенно много народу умерло в 1771 г., когда Калугу захватила свирепствовавшая тогда в России чума.
1812 г. – Калуга играла важную роль, и имя ее тесно связано с историей этой войны. Критическая часть кампании, ее перелом, совершились именно в Калужской губернии, которая сделалась "пределом нашествия врагов". Сама же Калуга в течение нескольких недель является главной артерией, от которой шло питание и снабжение нашей армии всем необходимым.
Промышленность
Калужская область – один из ведущих регионов России в плане экономики и промышленного производства. В минувшем (2010) году область стала лидером России по промышленному индексу производства, значительно увеличив все свои показатели. Строительство новых заводов, расширение и модернизация существующих, долговременные капиталовложения в экономику – вот три составляющие успеха калужан.
Промышленность на территории Калужской области представляют главным образом предприятия машиностроительной, лесопромышленной и пищевой промышленности. В ближайшие годы Калужская область может стать центром автомобилестроения в России. Уже сегодня в ней представлены предприятия ведущих автомобильных заводов мира – «Фольксваген», «Пежо», «Ситроен», «Вольво». Благодаря этому в регионе широко развиты предприятия по техническому обслуживанию и сервису автомобилей.
Развивается и лесопромышленная отрасль – в регионе растет количество деревообрабатывающих предприятий. Очень развиты предприятия фармацевтической группы, внедряющие в производство современные технологии.
Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс Калужской области объединяет 332 организации, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, 45 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2248 крестьянских (фермерских) хозяйств, 117,8 тыс. личных подсобных хозяйств населения.
В структуре земельного фонда Калужской области земли сельскохозяйственного назначения составляют около 1 млн. 821 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья – 1 млн. 144,6 тыс. га, включая 857,1 тыс. га пашни.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2011 году составил 25,7 млрд. руб., индекс физического объема - 109%.
По данным органов государственной статистики удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет более 8,1 процентов.
Основное направление специализации сельскохозяйственного производства – молочно-мясное скотоводство. Наряду с основной отраслью сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются птицеводством, выращиванием зерновых культур, картофеля, овощей.
По состоянию на 1 января 2012 года численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составила 131,3 тыс. голов, в том числе коров – 57,5 тыс. голов, поголовье свиней – 64,5 тыс. голов, птицы – 3,2 млн. голов.
В 2011 году хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 82,1 тыс. тонн (103,0 % к уровню 2010 года), молока – 227,9 тыс. тонн (98,0 %), яиц куриных – 111,9 млн.шт. (66 %), зерна – 148,3 тыс. тонн (107 %), картофеля – 352,2 тыс. тонн (132 %).
Ключевым направлением по развитию сельского хозяйства остается привлечение частных инвестиций. В течение 2006-2009 года объем частных инвестиций в развитие сельского хозяйства составил 12,1 млрд. руб.
В рамках льготного инвестиционного кредитования с начала реализации НацПроекта кредитные договора с коммерческими банками по восьмилетнему кредитованию оформила 57 сельскохозяйственная организация на сумму 4,44 млрд. руб., пятилетние кредиты оформили 112 сельскохозяйственных организации в объеме 4,36 млрд. руб.
Всего по восьмилетним, пятилетним и трехлетним инвестиционным кредитам сельскохозяйственными организациями области заключено кредитных договоров на сумму 8,87млрд. руб.
Общий объем финансирования Государственной и областной программ развития сельского хозяйства составил 1119,7 млн. руб.
Транспорт
Калугу можно по праву назвать одним из крупнейших транспортных узлов, расположенных на территории Европейского сектора Российской Федерации.
Сообщение Калуги с внешним миром осуществляется всеми видами транспорта – автомобильным, водным, и железнодорожным. Калуга имеет выгодное географическое расположение и находится сравнительно недалеко от столицы Российской Федерации. От Москвы до Калуги не спеша можно доехать автомобилем всего за два часа, поездом или автобусом такая поездка займет несколько больше времени, чем можно сразу предположить – в общей сложность дорога будет занимать около двух или двух с половиной часов.
Возле Калуги проходят такие значимые автомагистрали, как М3 «Украина». Эта автомагистраль располагается почти в 20-ти километрах от Калуги, на северо-запад от города. Данная автомагистраль проходит через четыре значимых города – Москва, Калуга, Брянск, Киев. Небезызвестна трасса А101, которая имеет общую точку с автомагистралью М3 (близ Обнинска), следует к государственной границе РФ с Беларусью и проходит через такие города, как Москва, Малоярославец, Рославль. Также известны маршруты магистралей под названием Р-92 и Р-132.
Калужский аэродром «Грабцево» в былые времена был в состоянии принять на свои полосы как пассажирские, так и транспортные самолеты и вертолеты, независимо от их типа.
Однако с течением времени аэродром перестал функционировать. По состоянию на 2010 год аэродром официально прекратил свою деятельность. Используется лишь в качестве посадочных площадок для таких самолетов, как Ан-2 и вертолетов различных типов и модификаций при проведении авиационных работ. Отметим, что вблизи аэропорта «Грабцево» расположилась база вертолетов Ка-26.
Но мало-помалу Калугой начали ползти слуги о реанимации аэропорта «Грабцево» силами калужского автозавода «Фольксваген». Причем, бытует мнение о присвоении «Грабцево» статуса международного. Речь идет о сумме в полмиллиарда российских рублей, планируемых в роли вложения в оживление некогда бушевавшего активностью авиационной жизни аэропорта «Грабцево».
Удобно расположился на речном вокзале (или, как его еще называют, на пристани) реки Ока речной пассажирский флот.
Если обобщать, то становится видно слабую развитость калужского водного транспорта. И это не удивительно, ведь используется он исключительно для перевозки пассажиров из Калуги в Алексин и назад, а также с целью переправления пассажиров через Оку. Вполне возможно, что таких сил речного флота хватает, однако, это, как всегда, «до поры, до времени».
Стоит ли упоминать об очередях всех тех, кто хочет оказаться на другом берегу Оки, когда это происходит в актуальное время. Увеличение водной пассажирской техники для уменьшения количества «пробок», а именно – неудовлетворенных работой водных служб пассажиров иногда кажется одной из первоочередных проблем Калуги.
Что касается железной дороги, то главный калужский железнодорожный узел, посредством которого осуществляется сообщение как центральных, так и западных районов России, а также двух больших государств – Украины и Белоруссии, расположен в месте пересечения двух железнодорожных линий-магистралей, а именно: - Москва – Тихонова Пустынь – Горенская – Калуга II – Сухиничи – Брянск (которая является одной из самых грузонапряженных железнодорожных магистралей в Калужской области) и - Вязьма – Азарово – Калуга I – Перспективная – Ферзиково – Алексин – Плеханово – Тула.
К этому железнодорожному узлу также привязано транспортное сообщение с местными районами Калуги, ведь это сообщения является чуть ли не единственно возможным с такой крупной железнодорожной развязкой.
Практически через весь город Калуга проходит железнодорожная линия, полотно Вязьма-Ряжск (относящееся к вокзалу Калуга-1), существующая еще одна магистраль Москва-Киев пролегает далеко не через центр города, а через его окраину. Если быть точнее, то через Калуга-2 (Калуга-2 так называется отдаленный район города). Назначение вокзала Калуга-1 носит исключительно пригородное. Он обслуживает электропоезда, а также экспрессы, следующие в московском направлении и в направлении Сухиничей, а также «в его ведомстве» дизель-поезда экспрессы до Тулы и Узловой.
Поезда, относящиеся к поездам дальнего следования, останавливаются на вокзале, именуемом Калуга-2. Стоит также упомянуть, что автовокзал Калуги является совмещенным с железнодорожным вокзалом Калуга-1, что, несомненно, очень удобно для туристов, гостей города, да и самих калужан, которые покидали свое место жительства на какое-то время.
Основной вид общественного транспорта в Калуге – это автобусное и троллейбусное сообщение.
И не зря, ведь «на плечи» автобусного парка ложится обслуживание 62 маршрутов, микроавтобусы работают на 80 городских и пригородных маршрутах. Троллейбусный парк Калуги берет свою историю в далеком 1956 году, и по сей день этому экологически чистому, электрическому общественному виду общественного транспорта вверено обслуживание 16-ти городских маршрутов.
Проблемы общественного транспорта касаются каждого города, в том числе и Калугу. Нельзя сказать, что город не разгружен в плане пассажиров, однако, количество единиц техники, работающей на маршрутах, должно быть несколько больше. Также дает о себе знать моральное и физическое устаревание техники, в частности, троллейбусного парка. И хотя его замена, реконструкция производится по мере сил и возможностей в плановом режиме, город порой остро ощущает проблему нехватки свободных единиц общественного транспорта, особенно это ощутимо в часы-пик, когда все стремятся вовремя попасть на работу или с работы, когда люди массово едут на отдых и т.д.
Достопримечательности
В городе можно увидеть дом, в котором за почти 30 лет были созданы фундаментальные работы по воздухоплаванию, космонавтике, авиации. Сегодня здесь находится дом-музей Циолковского, функционирующий с 1936 г. Во время Великой Отечественной войны часть экспонатов была утеряна, но после реставрации здания его интерьер удалось восстановить почти в первозданном виде, нашлись и многие предметы, принадлежавшие ученому.
В 1967 г. список достопримечательностей Калужской области пополнил Государственный музей истории и космонавтики им. Циолковского. Это заведение – крупнейшее в России, посвященное космической тематике. Созданный при помощи Гагарина и Королева, музей экспонирует технику будущего: ракеты, дирижабли, космические корабли, эфирные поселения.
Достопримечательности Калужской области – это не только отдельные здания и памятники, но и целые города: всей стране известно название Тарусы. Здесь в разное время жило большое количество писателей, поэтов, художников, в домах которых организованы выставки. Например, здесь можно посетить музеи Паустовского, Ватагина, Рихтера, Цветаевых. С музеем еще одного художника, Поленова, связана интересная история, согласно которой в начале XX в. местные крестьяне собрались было разгромить имение, но встретившая их с хлебом-солью жена мастера поблагодарила «восставших» за визит и помощь в сохранении дома, после чего возмущенным социальным неравенством бунтовщикам оставалось только тихо развернуться и пойти по домам.
Известные люди
На территории области родились многие известные люди, оказавшие большое влияние на историю России. Среди самых известных – русский детский поэт, писатель, переводчик Валентин Берестов, советский военачальник, генерал-полковник инженерных войск Иван Галицкий, царица, первая супруга Петра Великого Евдокия Лопухина, певица, народная артистка СССР Александра Прокошина, советский актёр, режиссёр, народный артист СССР Михаил Яншин и другие.
Интересные факты
Климат Калужской области умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.
В области протекает 2043 рек общей протяжённостью 11 670 км.
В 2010 году Калужская область привлекла 7,6 % всех иностранных инвестиций страны — 1,2 млрд долларов США.
В 2009 году в Калужской области действовало 1529 строительных организаций, объём строительных работ составил 23378,8 млн рублей.
Пять действующих в регионе теплоэлектростанций в 2005 году выработали 407 млн кВт·ч электроэнергии, основная часть (до 90 %) потребности покрывается прежде всего от ФСК и систем соседних регионов.
Калужская область обладает развитой инфраструктурой современных телекоммуникаций. Услуги связи на территории области оказывают более 210 операторов связи.
Сотовой связью охвачено порядка 90 % территории области. Данную услугу предоставляют 5 операторов связи: филиал ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в г. Калуга (МТС), КФ ОАО «Вымпел-Коммуникации» (Билайн), Калужский РО ЦФ ОАО «МегаФон», КФ ОАО «Смоленская сотовая связь» (ТЕЛЕ-2), Филиал ЗАО «Астарта» в Калужской области (Скай Линк). Количество абонентов сотовой связи на территории области составляет 1,6 миллионов абонентов.