Карта мнений
Генеральный директор Института региональных проблем
26.04.2013
Нужна система контроля, чтобы все банально не разворовали
Президент России Владимир Путин, выступая в рамках «прямой линии», заметил, что неудовлетворительное состояние автодорог является постоянной проблемой страны.
«Объем средств на цели дорожного строительства неуклонно растет. Однако проблема в том, что регионы не справляются с освоением этих денег. Губернаторы приходят и просят перенаправить дорожные деньги на другие нужды. Я надеюсь, что правительство не разрешит этого делать», — заявил президент.
Путин также высказался о необходимости общественного контроля за расходованием средств, выделенных на строительство и ремонт трасс. Президент полагает, что подобный контроль должен быть развернут во всех регионах.
«К сожалению, плохие дороги — это вечная российская проблема», — резюмировал Путин.
Дмитрий Журавлев:
- Для того, чтобы решить проблему с дорогами, нужно создать мощности по строительству и систему ответственности за эксплуатацию. Мощностей по строительству у нас практически не осталось за время «демократического» развития, поскольку предполагалось, что оно как-то само собой обойдется. При этом деньги есть, денег даже много, есть лишние, а вкладывать некуда.
Философский аспект проблемы в том, что очень долго казалось, что деньги сами строят, сами производят, сами кормят. А они этого не делают, к сожалению. Просто раньше денег не было и казалось, что это единственная проблема.
На самом деле, прежде всего, нужны возможности. И второе, нужны мотивации к использованию этих возможностей, то есть, действительно, система контроля. Чтобы все банально не разворовали. Идею насчет общественного контроля я бы не переоценивал. Возможности общественного контроля весьма ограничены. Мы с вами не специалисты в дорогах, не знаем, что туда закопали, стоят построенные дороги потраченного или не стоят и т.д. Общественный контроль может быть только по конечному результату – либо дороги есть, либо их нет. Это мы можем контролировать, больше ничего. Здесь, скорее, нужен государственный контроль, для чего-то же существуют Общественная палата, Минтранс и куча других государственных органов, где люди получают не самую маленькую зарплату и имеют достаточно мощные возможности, им нужно выполнять свои задачи и не более того.
Дело в том, что строительство дорог – это штука, в действительности, очень трудоемкая. Я видел, как строят дороги в Европе, а там ведь климат лучше, чем у нас, и усилий требуется меньше при строительстве. И то, они кладут несколько метров всевозможных подкладок, а потом уже асфальт, мы кладем асфальт в воду. При таком механизме строительства дорог, последние нельзя построить по определению.
Поэтому нужны, во-первых, технологии, во-вторых, ответственность за их исполнение, все остальное уже есть. Технологии можно купить, это не проблема, есть на что, вопрос только в том, чтоб все не разворовали. Это проблема макроэкономического подхода. Макроэкономический подход – главное денег дать, а оно потом как-то само устаканится. Не устаканится. Нужны прямые решения, прямые действия.