Карта исследований
Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий в январе 2014 года
Исследование медиа-активности Избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в январе 2014 года показало, что еще не во всех регионах организаторы выборов вошли в рабочий ритм. Так, в большой группе регионов Избирательные комиссии пропали из информационного поля на целый месяц. Однако по порядку.
Метод ранжирования Избирательных комиссий основан на прозрачном инструментарии. Для определения медиа-активности региональных Избиркомов были посчитаны все новостные сообщения, опубликованные на официальных сайтах комиссий в январе 2014 года. Затем эти данные были собраны в таблицу и проранжированы.
Распределение мест в рейтинге целиком зависит от количества новостных сообщений на официальных сайтах комиссий. Мы не анализировали информационный шлейф в СМИ, который сопровождает деятельность избиркомов, поскольку источником всех новостных сюжетов являются действия комиссии, которые освещаются на официальном сайте. Как правило, количество новостей, созданных журналистами в 2-3 раза больше, чем количество событий с участием Избиркомов. Исключением являются урбанизированные регионы, где СМИ работают гораздо активнее.
Итак, рейтинг медиа-активности в январе 2014 года возглавили Избирательные комиссии Волгоградской, Новосибирской и Иркутской областей, Республики Хакасия и Белгородской области. Организаторы выборов в этих регионах наиболее активно освещали свою деятельность. Пятерка лидеров заслуживает особого внимания. Разберем структуру новостей в каждой комиссии.
1 место. Избирательная комиссия Волгоградской области опубликовала за январь без малого 80 новостей. Однако, из этого массива информации значительную часть составляют перепечатки материалов федеральных СМИ – 40 сообщений или 50% от всего объема. Большое внимание в Волгоградском избиркоме уделяют освещению событий политической жизни Москвы. Часто встречаются большие статьи о деятельности оппозиционеров Алексея Навального и Владимира Рыжкова, губернатора Кировской области Никиты Белых. Баланс между федеральными и региональными новостями нарушен.
2 место. В отличие от своих южных коллег в Избирательной комиссии Новосибирской области освещают исключительно свою деятельность – 60 новостей посвящены работе ТИКов, подготовке к выборам, обучению членов комиссий. Большое количество качественных новостей связано с активной работой комиссии по подготовке к выборам в органы местного самоуправления, которые назначены на 2 марта и выборам мэра Новосибирска, запланированным на 6 апреля.
3 место. Избирательная комиссия Иркутской области тоже занята подготовкой к муниципальным выборам, которые пройдут в марте-апреле. На официальном сайте комиссии опубликовано 55 новостей, освещающих работу комиссии.
4 место. Белгородский избирком опубликовал 44 новости о текущей работе комиссий различного уровня, большинство из них снабжены фотографиями. Материалы одинаково хорошо воспринимаются специалистами и рядовыми гражданами.
5 место. Избирательная комиссия Республики Хакасия опубликовала в январе 41 заголовок новостей. Существенным недостатком публикаций является то, что они доступны для просмотра только после скачивания текстового файла в формате DOC. Все новости нацелены на освещение деятельности комиссии, перепечаткой новостей федеральных СМИ в Хакасии не занимались.
Избиркомы-молчуны
В январе в России было три региональных Избирательных комиссии, которые полностью игнорировали освещение своей деятельности. Немыми оказались Избиркомы Республики Северная Осетия и Еврейского автономного округа. Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа отличилась тем, что не указывала даты публикации своих новостей, поэтому идентифицировать январские новости не удалось.
Меньше 5 новостей в январе разместили 20 сайтов региональных избиркомов, по уровню закрытости они сравнимы со спецслужбами.
Сайт-динозавр
Неприятно удивили сайты избирательных комиссий Москвы и Подмосковья, которые могут поспорить между собой за звание худшего сайта регионального избиркома. Сайты этих комиссий не выдерживают критики по уровню оптимизации и доступности важной информации. По состоянию на 1 февраля 2014 года на сайте Московского городского Избиркома отсутствует ссылка на сайт ГАС «Выборы», а на самом сайте комиссии самые свежие данные о выборах датированы 2009 годом. Это означает, что москвич не сможет получить исчерпывающую информацию о результатах выборов в Москве на официальном сайте городского Избиркома. Подобная закрытость только раздражает современного гражданина, интересующегося политической жизнью.
Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий в январе 2014 года
Место |
Комиссия субъекта |
Общее количество публикаций на официальном сайте |
1 |
Волгоградская область |
80 |
2 |
Новосибирская область |
60 |
3 |
Иркутская область |
55 |
4 |
Белгородская область |
44 |
5 |
Республика Хакасия |
41 |
6 |
Республика Коми |
39 |
7 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
34 |
8 |
Республика Башкортостан |
31 |
9 |
Республика Татарстан |
31 |
10 |
Калужская область |
28 |
11 |
Мурманская область |
25 |
12 |
Пермский край |
24 |
13 |
Алтайский край |
22 |
14 |
Калининградская область |
17 |
15 |
Пензенская область |
17 |
16 |
Санкт-Петербург |
17 |
17 |
Курганская область |
16 |
18 |
Московская область |
16 |
19 |
Чеченская Республика |
16 |
20 |
Курская область |
15 |
21 |
Томская область |
15 |
22 |
Ульяновская область |
15 |
23 |
Приморский край |
13 |
24 |
Забайкальский край |
13 |
25 |
Воронежская область |
12 |
26 |
Краснодарский край |
12 |
27 |
Республика Марий Эл |
12 |
28 |
Нижегородская область |
12 |
29 |
Псковская область |
12 |
30 |
Самарская область |
12 |
31 |
Тульская область |
12 |
32 |
Республика Алтай |
12 |
33 |
Астраханская область |
12 |
34 |
Тамбовская область |
11 |
35 |
Оренбургская область |
10 |
36 |
Ставропольский край |
10 |
37 |
Тверская область |
9 |
38 |
Владимирская область |
8 |
39 |
Ивановская область |
8 |
40 |
Свердловская область |
8 |
41 |
Удмуртская Республика |
8 |
42 |
Хабаровский край |
8 |
43 |
Ненецкий автономный округ |
8 |
44 |
Амурская область |
7 |
45 |
Костромская область |
7 |
46 |
Новгородская область |
7 |
47 |
Чувашская Республика |
7 |
48 |
Республика Калмыкия |
7 |
49 |
Липецкая область |
6 |
50 |
Омская область |
6 |
51 |
Ярославская область |
6 |
52 |
Архангельская область |
5 |
53 |
Республика Карелия |
5 |
54 |
Кемеровская область |
5 |
55 |
Ленинградская область |
5 |
56 |
Магаданская область |
5 |
57 |
Республика Мордовия |
5 |
58 |
Орловская область |
5 |
59 |
Ростовская область |
5 |
60 |
Сахалинская область |
5 |
61 |
Республика Дагестан |
4 |
62 |
Республика Ингушетия |
4 |
63 |
Кабардино-Балкарская Республика |
4 |
64 |
Кировская область |
4 |
65 |
Смоленская область |
4 |
66 |
Республика Саха (Якутия) |
4 |
67 |
Брянская область |
4 |
68 |
Камчатский край |
4 |
69 |
Вологодская область |
3 |
70 |
Красноярский край |
3 |
71 |
Республика Тыва |
3 |
72 |
Челябинская область |
3 |
73 |
Москва |
3 |
74 |
Республика Бурятия |
2 |
75 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2 |
76 |
Рязанская область |
2 |
77 |
Саратовская область |
2 |
78 |
Республика Адыгея |
1 |
79 |
Тюменская область |
1 |
80 |
Чукотский автономный округ |
1 |
81 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
0 |
82 |
Еврейская автономная область |
0 |
83 |
Республика Северная Осетия |
0 |
Выводы
Значительная доля региональных Избирательных комиссий фактически пропала с информационного поля в январе 2014 года. Такая ситуация недопустима, поскольку создает благодатную почву для обвинений Избиркомов в непрозрачности работы.
Несмотря на то, что большинство сайтов Избирательных комиссий отвечают современным требованиям по функциональному наполнению и оперативности, существуют вопиющие примеры малоинформативных сайтов. Самое удивительное в том, что откровенно слабые сайты принадлежат Избиркомам Москвы и Московской области. Ведь это наиболее густонаселенные регионы России, а значит, запрос на качественную информацию о выборах здесь самый высокий.
Безусловно, медиа-активность Избиркомов определяется текущей загруженностью и близостью выборов. Однако, ситуация, когда региональный Избирком публикует менее 5 новостей в месяц, тоже ненормальна. Это свидетельствует о нежелании комиссии сотрудничать со СМИ и рассказывать о своей работе. Возникает закономерный вопрос: А работал ли этот Избирком-молчун в течение месяца?
Всем Избирательным комиссиям есть над чем работать. Если актуальная информация об избирательном законодательстве представлена практически на всех сайтах комиссий, то доступной информации о выборах нет почти нигде. На сайтах Избиркомов отсутствует инфографика или другие графические материалы, которые могли бы помочь с восприятием результатов выборов. Зачастую актуальные данные о региональных и местных выборах доступны только в ГАС «Выборы».
Первый Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий показал, что разница в освещении деятельности региональных избиркомов слишком поляризована. Менее 10 новостей в январе 2014 года опубликовали 47 Избиркомов, меньше 5 новостей опубликовали 20 Избиркомов. Пять самых медиа-активных комиссий опубликовали в сумме 280 новостей в январе, а пять самых «неразговорчивых» комиссий опубликовали всего 7 новостей.
Доверие избирателя нельзя завоевать сразу, его нужно растить, как капризного ребенка.
Рейтинг подготовил независимый политолог Владислав Федоров.