Карта исследований
Одиннадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов
Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представляют XI рейтинг политической выживаемости губернаторов. В рамках рейтинга обобщаются экспертные оценки, позволяющие оценить вероятность сохранения главы региона на своем посту в течение ближайшего года.
Аналитический комментарий
Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»
Несмотря на переход к выборности глав регионов, актуальность темы политической выживаемости губернаторов осталась весьма высока. Включение избирателей в число участников отбора кандидатов на пост главы региона не дало действующим руководителям серьезных гарантий неувольнения. А накануне перехода к процедуре выборности интенсивность замен вообще оказалась беспрецедентной. Только за 60 дней, прошедших между публикацией прошлого рейтинга 2 апреля 2012 года и окончательным переходом к выборности губернаторов с 1 июня, руководители исполнительной власти были заменены в 14 субъектах Федерации. Всего же со дня объявления о возврате губернаторских выборов 15 декабря 2011 года были приняты кадровые решения по 23 (из 83) российских регионов – в 20 случаях были назначены новые губернаторы, в 3 (Бурятии, Тыве и Краснодарском крае) продлены полномочия действующих.
Переход к процедуре выборов в некоторой степени может стать буфером против спонтанных губернаторских отставок. Однако вариантов прерывания карьеры губернатора по-прежнему предостаточно. В их числе:
-
Отрешение президентом РФ губернатора от должности в связи с утратой доверия. В соответствии с законом оно может произойти в любой момент в случае выявления в отношении главы региона фактов коррупции, неурегулирования конфликта интересов, неисполнения решений Конституционного суда1. На практике до последнего времени процедура применялась в исключительных случаях и чаще использовалась формулировка «по собственному желанию». Возможность назначить и.о. губернатора со сроком полномочий до следующего сентября в некоторых случаях психологически облегчает замену: ведь в случае неудачного старта у федерального Центра сохранится возможность для маневра и замены на выборах «временного» губернатора другой кандидатурой;
-
Назначение нового и.о. губернатора в связи с истечением срока полномочий губернатора. Отсутствие в 2012 году подобных прецедентов объясняется масштабной заменой глав регионов, проведенной накануне вступления в силу нового закона о выборе губернаторов 1 июня. Интересно, что как минимум в 3 из 5 регионов, где срок полномочий глав истекает до сентября 2013 года (в Магаданской области, Забайкальском и Хабаровском краях) федеральный Центр держит паузу, не торопясь разъяснять намерения относительно шансов действующих глав получить статус на период между истечением сроков полномочий и сентябрьскими выборами;
-
Перевод губернатора на другую работу. Прежние замены (если иметь в виду уход на сопоставимую должность) касались назначения полпредами (А.Хлопонин, В.Ишаев, В.Толоконский) и перевода в другой регион (Н.Меркушкин). Количество таких случаев невелико. Неслучайно, несмотря на практически полное обновление федерального кабинета министров, министерские посты не достались ни одному из губернаторов. Чаще новое назначение происходит уже спустя некоторое время после отставки (как это было с приходом В.Гаевского и С.Дарькина в Минрегионразвития или Н. Федорова в Минсельхоз);
-
Поражение на губернаторских выборах. Несмотря на очевидную зарегулированность существующего выборного законодательства, такая перспектива не является чисто теоретической. Более того, перенос единого дня голосования на сентябрь нельзя назвать комфортным ни для оппозиции, ни для власти. Этот шаг работает на снижение явки (особенно в городах), что выгодно для действующего главы региона. Однако в случае конкурентного сценария выборов и наличия «раскрученного» кандидата-оппонента перенос решающей фазы кампании на июль-август затрудняет для провластных кандидатов привлечение бюджетников (особенно учителей и чиновников) из-за сезона отпусков и неизбежно снижает скорость реагирования предвыборного штаба на выпады оппонентов.
В числе других тенденций, обозначившихся в середине 2012 года, следует выделить:
1. Рост стремления глав регионов инициировать проведение досрочных выборах через собственную квазиотставку – как это было в случае главы Рязанской области О.Ковалева. По имеющимся данным, весной–летом 2012 г. целый ряд глав регионов лоббировали для себя подобный сценарий. Первоначально федеральный Центр жестко пресекал такие попытки и даже пошел на демонстративную замену главы Пермского края О.Чиркунова, публично обещавшего инициировать новые выборы сразу после вступления в действие нового закона. Большая часть аналогичных просьб (число которых, по некоторым данным, измерялось десятками) Центр отклонил, однако в последний момент внезапно сделал исключение для Рязанской области. Апелляция к прецеденту Ковалева, скорее всего, будет широко использоваться главами регионов в надежде инициировать проведение всеобщих выборов в сентябре 2013 года. Дополнительные аргументы случай Ковалева (особенно если ему удастся добиться победы) даст тем главам, чьи полномочия будут истекать между едиными днями голосования в сентябре 2013 и 2014 годов (14 регионов). Впрочем, это относится только к достаточно популярным и ресурсным губернаторам, имеющим навыки публичной политической конкуренции. Наряду с ними существует и категория губернаторов, надеющихся на максимальную отсрочку выборов.
2. Усиление внимания действующих глав регионов к формированию корпуса муниципальных депутатов с целью использования «фильтра» в качестве механизма отсева сильных конкурентов. Предусмотренные в действующем законе ограничения на максимальное количество подписей, подаваемых депутатами за конкретную кандидатуру, легко обходятся – путем принуждения к подписанию депутатов за технических кандидатов от оппозиционных и квазиоппозиционных партий, а в некоторых случаях – и через навязывание депутатам предложения поставить подпись под чистыми листами, на которых фамилия кандидата в губернаторы и вовсе не указана. В то же время здесь возможно возникновение коллизий, связанных с отсутствием четкого регулирования процедуры отзыва поставленных ранее подписей. Необходимость контроля над депутатским корпусом также повышает значимость использования партийных рычагов – вне зависимости от той роли, которую федеральная власть планирует отводить «Единой России».
3. Общее увеличение количества губернаторов-«середняков» за счет «зачистки» аутсайдеров и ослабления позиций вчерашних фаворитов. Интересно, что даже новоназначенные губернаторы редко могут рассчитывать на «пятерку». Конечно, замена прежнего непопулярного главы региона нередко приходит к повышению ожиданий общества от власти (как это было в Карелии, Приморье, Архангельской области), но немало прецедентов, когда новый губернатор оказывается менее влиятельной (а подчас и менее популярной) фигурой, чем его предшественник.
4. Относительно нейтральная реакция населения на досрочные замены губернаторов, означавшие отсрочку обещанных прямых выборов на 5 лет. Отчасти это можно объяснить неинформированностью граждан о возвращении выборов. Однако здесь возможно и появление нового риска: в тех регионах, где граждане одномоментно узнают о переходе к выборам и об их фактической безальтернативности, не приходится рассчитывать ни на принципиально новое качество легитимности главы региона, ни на готовность действующего руководителя изменить стиль управления. Неслучайно только двое из губернаторов, имеющих гарантированные шансы на переизбрание 14 октября, получили оценки «5» - остальным укрепление политических позиций после победы над «отфильтрованными» конкурентами отнюдь не гарантировано.
5. Возможность выдвижения федеральным Центром новых инициатив, становящихся стрессом для части губернаторов. Так уже произошло с возвращением к выборности мэров городов: хотя их отмена ранее была предпринята далеко не везде (по состоянию на 2011 год прямые выборы сохранялись в 107 из 200 крупнейших городов РФ), очевидно, что уровень внутриэлитной конкуренции в результате этого решения скорее возрастет. Неоднозначным по последствиям может оказаться и выбор субъекта Федерации в качестве площадки для крупного международного или общефедерального мероприятия. Это увеличивает поток бюджетных денег в регион, но одновременно создает новые возможности для замены губернатора после (Ярославский форум, саммит ШОС в Екатеринбурге) или даже до мероприятия (саммит АТЭС во Владивостоке). Например, ослабление позиций губернатора Краснодарского края Александра Ткачева по мере приближения Олимпийских игр может стать тревожным сигналом для тех руководителей, кто пролоббировал включение своих территорий в число площадок для Чемпионата мира по футболу-2018. Весьма неоднозначные по своим последствием результаты дала и активность федеральной власти по продавливанию упразднения названия должности «президент» в национальных республиках: не принеся ощутимого имиджевого эффекта, она в то же время дала повод общественному мнению субъектов говорить о дальнейшем увеличении унитарной составляющей в политике «Москвы».
6. Бюджетная политика федерального Центра, предполагающая передачу на региональный уровень новых полномочий, не подкрепленных финансами. В частности, это произошло с передачей военных городков от Минобороны к регионам, спровоцировавшей напряжение между главами регионов и министерством, в частности, в Московской области. На возможность использования бюджетных рычагов в качестве репрессивного инструмента указал и министр финансов РФ Антон Силуанов, по словам которого, необходимо ставить вопрос о доверии губернатору в случае, если регион допускает увеличение кредиторской задолженности.
7. Возможное ухудшение экономической конъюнктуры и связанное с этим снижение налоговых поступлений в региональные бюджеты от предприятий, традиционно являющихся донорами бюджета (особенно заметно в металлургии) могут снизить популярность глав регионов и увеличить мотивацию федералов на использование губернаторов в качестве «стрелочников».
8. Процесс последних назначений продемонстрировал заметный рост интереса федеральных бизнес-групп и номенклатурных кланов к продвижению в регионах своих назначенцев2. В условиях возможного обострения внутриэлитной конкуренции на федеральном уровне и сохранения «клановой» конкуренции за доступ к ресурсам борьба бизнес-групп за губернаторские посты может возрасти. Именно эта активность может стать одним из катализаторов досрочных отставок ряда глав регионов.
9. Нарастание интенсивности политической и экономической конкуренции в регионах и рост внимания экспертного сообщества к процессам в российских территориях создает запрос на более оперативную экспертизу происходящих процессов.
В этой связи Фонд «Петербургская политика» планирует начать с октября 2012 года публикацию Индекса социально-политической устойчивости регионов с первоначальной интенсивностью 2 раза в месяц.
Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» в декабре 2012 г. опубликует доклад «Последние назначенцы Кремля: первые результаты работы глав регионов, назначенных в 2012 г.», а в марте 2013 г. «Губернаторы перед выборами», анализирующий итоги деятельности глав регионов, которым в сентябре 2013 г. предстоит принять участие в выборах.
Эксперты рейтинга
Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;
Виноградов Михаил, президент Фонда «Петербургская политика»;
Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group;
Давыдов Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям;
Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»;
Калачев Константин, руководитель Политической экспертной группы;
Колосова Светлана, президент консалтинговой группы «Старая площадь»
Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»;
Панова Аквана, шеф-редактор интернет издания «Ura.ru»;
Рошков Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев консалтинг»;
Семин Илья, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;
Тагаева Лола, политический корреспондент телеканала «Дождь»;
Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований;
Хайкин Сергей, Директор Института социального маркетинга.
Статистика и справочные данные
Статистика перестановок в губернаторском корпусе с момента публикации X Рейтинга выживаемости губернаторов
Оценка |
Количество оценок |
Количество замен |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
5 |
3 |
22 |
5 |
4 |
37 |
1 |
5 |
12 |
1 |
Статистика точности оценок
Рейтинга политической выживаемости губернаторов
в 2007-2012 годах
Оценка |
Заменены |
Продлены полномочия |
1 |
9 |
0 |
2 |
20 |
5 |
3 |
26 |
15 |
4 |
8* |
11 |
5 |
1* |
3 |
* В числе покинувших свои посты губернаторов с оценкой «4» - перешедшие на должности полпредов Александр Хлопонин и Виктор Толоконский, а также добровольно оставивший пост губернатора Роман Абрамович. Оценка «5» была у главы Мордовии Николая Меркушкина, переведенного на пост губернатора Самарской области.
Назначения губернаторов, прошедшие с момента обнародования инициативы о возвращении губернаторских выборов
Год |
«Отмененные» губернаторские выборы (из-за назначений в декабре 2011 – мае 2012 гг.) |
2012 (13) |
Бурятия, Тыва, Краснодарский край, Архангельская, Вологодская, Костромская, Ленинградская, Московская, Омская, Самарская, Смоленская, Томская, Ярославская области |
2013 (2) |
Ставропольский край, Свердловская область |
2014 (2) |
Иркутская область, Мурманская область |
2015 (6) |
Карелия, Мордовия, Пермский, Приморский края, Волгоградская, Саратовская области |
Регионы, в которых полномочия губернаторов истекают
к моменту единого дня голосования в сентябре 2013 года
Срок окончания полномочий |
Регион |
04.02.2013 |
Магаданская область |
01.03.2013 |
Забайкальский край |
25.03.2013 |
Владимирская область |
11.07.2013 |
Хабаровский край |
24.07.2013 |
Чукотский автономный округ |
Регионы, в которых имеется вероятность
проведения досрочных губернаторских выборов в 2013 году
в связи с истечением срока полномочий глав до сентября 2014 года
Срок окончания полномочий |
Регион |
31.10.2013 |
Ингушетия |
15.01.2014 |
Коми |
15.01.2014 |
Хакасия |
15.01.2014 |
Кировская область |
20.01.2014 |
Республика Алтай |
20.02.2014 |
Дагестан |
20.02.2014 |
Удмуртия |
24.02.2014 |
Ненецкий автономный округ |
27.02.2014 |
Орловская область |
27.02.2014 |
Псковская область |
12.03.2014 |
Воронежская область |
25.08.2014 |
Алтайский край |
1 Закон предусматривает также возможность отзыва главы региона по инициативе граждан. Установленная схема выглядит практически нереализуемой (для проведения референдума требуется подписи 25% избирателей, а за отзыв губернатора необходимо голосование 50% проживающих на территории региона избирателей). Тем не менее, тема угрозы сбора подписей и инициирования референдума, возможно, будет иногда использоваться в конкурентной борьбе.
2 Таблица, демонстрирующая это влияние, была приведена в презентации к докладу коммуникационного холдинга «Minchenko consulting» (август 2012 года). По данным авторов доклада «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0», зимой 2011 - весной 2012 гг. наиболее успешными лоббистами губернаторских назначений оказались «члены Политбюро 2.0» В. Володин (4), С. Чемезов (2), С. Иванов (1), Ю. Ковальчук (1), И. Сечин (1), С. Собянин (1) и «кандидаты в члены Политбюро 2.0» И. Шувалов (1), С. Нарышкин (1), М. Прохоров (1). Из корпораций наиболее эффективными в части такого лоббирования назывались «Газпром» (2), «Норильский никель» (2), «ЛУКойл» (1) и «Северсталь» (1).
Регион | Глава | Оценка (по 5-балльной шкале) | Сильные стороны | Слабые стороны | Год рождения | Стаж работы | Срок окончания полномочий | Оценка в X рейтинге (02.04.12) | Оценка в IX рейтинге (13.11.11) | Оценка в VIII рейтинге (10.03.2011) | Оценка в VII рейтинге (27.09.2010 | Оценка в VI рейтинге (17.02.2010) | Оценка в V рейтинге (23.09.2009) | Оценка в IV рейтинге (13.03.2009) | Оценка в III рейтинге (28.10.2008) | Оценка во II рейтинге (31.03.2008) | Оценка в I рейтинге (13.08.2007) |
Адыгея | Аслан Тхакушинов | 4 | Недавнее переназначение. Низкий интерес федерального центра к республике. Относительная стабильность на фоне других кавказских республик. | Проблемы, связанные с "матрешечным" статусом | 1947 | 2006 | 01.17 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 |
Башкортостан | Рустэм Хамитов | 4 | Политическая и электоральная управляемость. Постепенное укрепление внутриполитических позиций. Победа заявки Уфы на проведение саммитов ШОС и БРИКС летом 2014 года (за несколько месяцев до будущих выборов). Анонсирование 25-процентного роста инвестиций в экономику по итогам года. | Активность конкурирующих групп внутри местной элиты | 1954 | 2010 | 07.15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 1 | 2 | 1 | 3 | 4 | 4 |
Бурятия | Вячеслав Наговицын | 3 | Недавнее переназначение. Проведение международной конференции в рамках Байкальского экономического форума. Привлечение инвестиций | Скрытые конфликты по линии "президент - мэр Улан-Удэ - региональное отделение ЕР" | 1956 | 2007 | 05.17 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Республика Алтай | Александр Бердников | 3 | Относительная социально-политическая стабильность. Привлечение инвестиций. 1-е место в эколого-экономическом индексе регионов, подготовленном Всемирным фондом защиты дикой природы и Русским географическом обществом | Низкая популярность. Отсутствие очевидных достижений | 1953 | 2005 | 01.14 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 5 |
Дагестан | Магомедсалам Магомедов | 4 | Лоббистский потенциал. | Террористическая активность. Активность недовольных кланов | 1964 | 2010 | 02.15 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Ингушетия | Юнус-Бек Евкуров | 3 | Федеральная подержка. Политическая значимость региона. Роль противовеса влиянию Р. Кадырова. Празднование 20-летия республики | Приближение срока окончания полномочий. Территориальный конфликт с Чечней. Сложности в отношениях с Северной Осетией. Введение режима контртеррористической операции на территории Малгобека. Рост внутриэлитных противоречий. Снижение личного рейтинга | 1963 | 2008 | 10.13 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 2 | 4 | 4 |
Кабардино-Балкария | Арсен Каноков | 3 | Инвестиционная активность. | Расследование на федеральном уровне резонансных уголовных дел. Внутриэлитные конфликты. Введение режима контртеррористической операции на территории Нальчика. Низкий электоральный потенциал | 1957 | 2005 | 09.15 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Калмыкия | Алексей Орлов | 3 | Укрепление личных позиций внутри элиты (увольнение Вячеслава Илюмжинова, оправдание судом экс-мэра Элисты Радия Бурулова) | Сохранение конкуренции с командой К.Илюмжинова. Конфликты вокруг предоставления статуса жертвам политических репрессий | 1961 | 2010 | 10.15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Карачаево-Черкесия | Рашид Темрезов | 4 | Управляемость. Рост личной популярности. Отсутствие негативных новостей | Недовольство местных элит поддерживающей Р.Темрезова клановой группой | 1976 | 2008 | 03.16 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 2 |
Карелия | Александр Худилайнен | 5 | Эффект недавнего назначения вместо непопулярного главы региона. Лоббистский потенциал | Сложная ситуация в моногородах | 1956 | 2012 | 05.17 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Коми | Вячеслав Гайзер | 4 | Политическая и электоральная управляемость. Усиление контроля над муниципальными образованиями. Личная популярность | Возможная активность присутствующих в регионе бизнес-игроков | 1966 | 2010 | 01.14 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Марий Эл | Леонид Маркелов | 4 | Имидж динамично развивающегося современного региона. Консолидированность элит |
| 1963 | 2000 | 01.15 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Мордовия | Владимир Волков | 5 | Недавнее назначение. Социально-политическая и экономическая стабильность. Празднование 1000-летия единения с народами Российского государства. Включение в состав президиума Госсовета. Сохранение Саранска в списке городов проведения чемпионата мира по футболу | Ностальгия части элит по Меркушкину | 1954 | 2012 | 05.17 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 |
Саха | Егор Борисов | 4 | Инвестиционный потенциал. Отсутствие негативных новостей | Возможность внутриэлитных конфликтов в преддверии республиканских и местных выборов 2013 года. Неоднозначное восприятие упразднения наименования поста президента республики. Активность депутата Госдумы Ф.Тумусова | 1954 | 2010 | 06.15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Северная Осетия | Таймураз Мамсуров | 4 | Нейтрализация внутриэлитных конкурентов | Поражение кандидатов ЕР на выборах глав ряда сельских поселений. Активизация экс-депутата Госдумы РФ А.Фадзаева | 1954 | 2005 | 06.15 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 |
Татарстан | Рустам Минниханов | 4 | Федеральная поддержка. Недавнее назначение Н.Никифорова министром связи | Осложнение отношений с командой М.Шаймиева. Покушения на руководителей Духовного управления мусульман | 1957 | 2010 | 02.15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Тува | Шолбан Кара-оол | 4 | Недавнее переназначение. Подготовка к празднованию в 2014 году 100-летия единения народов России и Тывы. | Отсутствие очевидных достижений. | 1966 | 2007 | 04.17 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 |
Удмуртия | Александр Волков | 2 | Относительная социально-политическая стабильность. Участие "Бурановских бабушек" в конкурсе "Евровидение" | Длительный срок пребывания у власти. Усталость населения | 1951 | 1993 | 02.14 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 |
Хакасия | Виктор Зимин | 4 | Поддержка со стороны "Русала" | Отсутствие наглядных достижений | 1962 | 2009 | 01.14 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 2 | 1 | 3 |
Чечня | Рамзан Кадыров | 5 | Политическое доминирование в республике. Федеральная поддержка. Возможность получения дополнительных преференций в случае принятия закона "об оскорблении чувств верующих" | Территориальный конфликт с Ингушетией. Репутационные издержки. Принятие в школы завучами по воспитательной работе представителей духовенства. Неоднозначное восприятие частью местных элит и московской диаспорой | 1976 | 2007 | 03.16 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Чувашия | Михаил Игнатьев | 4 | Лояльность большей части региональной элиты | Разногласия с руководством Министерства сельского хозяйства РФ | 1961 | 2010 | 08.15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 |
Алтайский край | Александр Карлин | 4 | Повышение кредитного рейтинга Fitch. Развитие туристической отрасли. Проведение молодежного форума ШОС в октябре 2012 года | Внутриэлитные конфликты. Сложная экономическая ситуация после засухи. Потенциально проблемные выборы гордумы Барнаула | 1951 | 2005 | 08.14 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Забайкальский край | Равиль Гениатулин | 3 | Отсутствие негативных новостей. Управляемость. Заявление о федеральной поддержке выдвижения на новый срок | Длительный срок пребывания у власти. Приближение срока окончания полномочий | 1955 | 1996 | 03.13 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 2 |
Камчатский край | Владимир Илюхин | 4 | Недавнее назначение | Уголовные дела в отношении представителей краевой администрации | 1961 | 2007 | 03.16 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Краснодарский край | Александр Ткачев | 3 | Репутация губернатора-"тяжеловеса". Лоббистский потенциал. Реализация федеральных проектов (Сочи) | Вовлеченность в скандальные ситуации (события в Крымске, выпады в адрес Ставропольского края). Невключение в список ЕР на выборах краевого ЗС. Исключение Краснодара из числа городов проведения Чемпионата мира по футболу. Конфликтная атмосфера вокруг Олимпиады | 1960 | 2000 | 04.17 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 |
Красноярский край | Лев Кузнецов | 3 | Относительная управляемость. Победа ЕР на выборах мэра Красноярска | Громкие отставки и уголовные дела в отношении чиновников краевой администрации. Внутриэлитные противоречия. Ослабление лоббистского веса | 1965 | 2010 | 02.15 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Пермский край | Виктор Басаргин | 5 | Недавнее назначение. Федеральная поддержка. Лоббистский потенциал | Регион является зоной столкновения крупных корпоративных интересов. Возможность активизации экс-губернатора О.Чиркунова. Неоднозначные отношения с командой Ю. Трутнева. Общая инертность власти | 1957 | 2012 | 05.17 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Приморский край | Владимир Миклушевский | 4 | Эффект недавнего назначения вместо непопулярного главы региона. Бесконфликтное проведение саммита АТЭС. Включение в состав президиума Госсовета | Традиции высокой активности оппозиции. Приближение выборов мэра Владивостока. Риски внутриэлитных конфликтов | 1967 | 2012 | 03.17 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ставропольский край | Валерий Зеренков | 5 | Недавнее назначение. Федеральная поддержка. Включение в состав президиума Госсовета. Предложение В.Матвиенко о передаче под контроль краевых властей объектов Кавминвод | Сложные отношения с Краснодарским краем. Потенциально взрывоопасная ситуация в сфере межнациональных отношений | 1948 | 2012 | 05.17 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 1 | 2 |
Хабаровский край | Вячеслав Шпорт | 2 | Попытки укрепления внутриэлитных позиций | Приближение срока окончания полномочий. Острый конфликт с В.Ишаевым | 1954 | 2009 | 07.13 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Амурская область | Олег Кожемяко | 5 | Относительно высокая популярность. Политическая и электоральная управляемость. Отсутствие сильных конкурентов | Противоречивость задач повышения легитимности (через высокую явку) и повышения электоральной поддержки на предстоящих выборах губернатора | 1962 | 2008 | 10.12 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 |
Архангельская область | Игорь Орлов | 4 | Недавнее назначение. | Значимость для федерального центра итогов предстоящих выборов главы Соловков | 1964 | 2012 | 02.17 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 2 |
Астраханская область | Александр Жилкин | 4 | Электоральная и политическая управляемость. Способность продвинуть кандидата ЕР на выборах мэра Астрахани | Конфликт вокруг голодовки О.Шеина. Нарастание конкурентности в отношениях с Волгоградской областью | 1959 | 2004 | 12.14 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Белгородская область | Евгений Савченко | 5 | Высокая популярность. Отсутствие конкурентов | Накопление усталости. Неспособность обеспечить участие в выборах номинальных кандидатов КПРФ и СР | 1950 | 1993 | 10.12 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Брянская область | Николай Денин | 3 | Административное доминирование | Эффект электоральной усталости. Конкурентный характер губернаторских выборов с потенциальной угрозой проведения второго тура. Претензии к администрации со стороны правоохранительных органов | 1958 | 2004 | 10.12 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Владимирская область | Николай Виноградов | 2 | Длительная политическая выживаемость | Приближение срока окончания полномочий. Сокращение лоббистского потенциала. Активность претендентов на губернаторский пост | 1947 | 1996 | 03.13 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3 |
Волгоградская область | Сергей Боженов | 4 | Недавнее назначение. Лоббистский вес. Включение в состав президиума Госсовета. | Внутриэлитные противоречия. Угроза приостановки газификации региона. Скандал с "итальянской поездкой" | 1965 | 2012 | 02.17 | 5 | 2 | 4 | 4 | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Вологодская область | Олег Кувшинников | 5 | Недавнее назначение. Поддержка крупного бизнеса. Личная популярность | Победа кандидата ЛДПР на выборах главы Устюжны | 1965 | 2011 | 12.16 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 |
Воронежская область | Алексей Гордеев | 3 | Федеральная поддержка. Привлечение инвестиций | Снижение электоральной управляемости. Негативный фон в связи с протестами по поводу добычи никеля. Противоречия с соседними регионами | 1955 | 2009 | 03.14 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 |
Ивановская область | Михаил Мень | 4 | Управляемость. Низкий интерес к региону со стороны конкурентов |
| 1960 | 2005 | 12.15 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Иркутская область | Сергей Ерощенко | 4 | Недавнее назначение. Включение в состав президиума Госсовета. | Внутриэлитные противоречия. Высокая интенсивность смены губернаторов в регионе | 1961 | 2012 | 05.17 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 2 | 4 |
Калининградская область | Николай Цуканов | 3 | Рост электоральной управляемости. Политическое укрепление после реорганизации областного правительства | Высокая активность конкурентов | 1965 | 2010 | 09.15 | 2 | 3 | 5 | 5 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Калужская область | Анатолий Артамонов | 4 | Репутация региона-лидера по привлечению инвестиций. Высокий личный рейтинг | Стихийные митинги в Боровске против гастарбайтеров. Угроза забастовки на калужском "Фольксвагене" | 1952 | 2000 | 07.15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Кемеровская область | Аман Тулеев | 4 | Политическая и электоральная управляемость. Нейтрализация конкурентов | Возраст. Длительный срок пребывания у власти | 1944 | 1997 | 04.15 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Кировская область | Никита Белых | 3 | Отсутствие значимых негативных новостей. | Риски, связанные с федеральной повесткой дня. Расследование дела "Кировлеса". Столкновения на межнациональной почве в поселке "Демьяново" | 1975 | 2009 | 01.14 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 1 | 1 | 2 |
Костромская область | Сергей Ситников | 4 | Недавнее назначение. Низкая привлекательность области для конкурентов |
| 1963 | 2012 | 04.17 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 2 |
Курганская область | Олег Богомолов | 3 | Контроль над местными элитами. Нейтрализация конкурентов | Длительный срок пребывания у власти. Попытка пролоббировать положение, разрешающее участие в губернаторских выборах только уроженцам региона | 1950 | 1996 | 12.14 | 3 | 2 | 1 | 3 | 5 | без оценки | 3 | 3 | 3 | 3 |
Курская область | Александр Михайлов | 3 | Уникальный потенциал политической выживаемости | Рост социальной напряженности. Протестные настроения. Низкая популярность. Конфликт вокруг возвращения прямых выборов мэра Курска. Проведение в Курске учредительного собрания партии "МММ" Сергея Мавроди | 1951 | 2000 | 02.15 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Ленинградская область | Александр Дрозденко | 5 | Недавнее назначение | Неопределенность вокруг объединения с Санкт-Петербургом | 1964 | 2012 | 05.17 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Липецкая область | Олег Королев | 4 | Благоприятная экономическая ситуация | Конфликт с Новолипецким металлургическим комбинатом | 1952 | 1998 | 05.15 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Магаданская область | Николай Дудов | 3 | Отсутствие негативных новостей. | Близкий срок окончания полномочий. Низкая популярность. Внутриэлитные противоречия | 1952 | 2003 | 02.13 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Московская область | Сергей Шойгу | 5 | Недавнее назначение. Популярность. Лоббистский вес. Высокий уровень ожиданий. Инициирование отставок глав Химок, Балашихи | Невысокий уровень электоральной управляемости в регионе. Конфликты при создании "большой Москвы" | 1955 | 2012 | 05.17 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мурманская область | Марина Ковтун | 4 | Недавнее назначение. Расчет на поддержку со стороны представленных в регионе ФПГ. Активизация коммуникации с федеральным центром | Внутриэлитные противоречия. Конфликт с председателем областной думы. Сворачивание или приостановка ряда крупных проектов (освоение Штокмана, особая экономическая зона) | 1962 | 2012 | 04.17 | 2 | 2 | 4 | 5 | 5 | 5 | 1 | 4 | 4 | 4 |
Нижегородская область | Валерий Шанцев | 4 | Нейтрализация конкурентов. Рост популярности. Позитивная экономическая динамика. Лояльность губернатору оппозиционных партий | Обострение политической ситуации в Дзержинске | 1947 | 2005 | 08.15 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Новгородская область | Сергей Митин | 4 | Способность предотвратить выдвижение на выборах сильных кандидатов. Нейтрализация внутриэлитных оппонентов. Празднование 1150-летия российской государственности | Подчеркнутая ориентация на административный сценарий проведения губернаторских выборов | 1951 | 2007 | 10.12 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Новосибирская область | Василий Юрченко3 | 4 | Повышение лоббистского веса (переход бывшего вице-губернатора В.Горнина в Минфин РФ). Кампания против депутата Госдумы РФ А.Локтя. Лидерство региона в Рейтинге конкурентоспособности регионов РФ. Празднование 75-летия области. Снижение влияния В. Толоконского | Конфликт с полпредом В.Толоконским. Самосожжение пенсионерки В.Герасимовой | 1960 | 2010 | 09.15 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Омская область | Виктор Назаров | 5 | Недавнее назначение. Победа ЕР на выборах мэра Омска. |
| 1962 | 2012 | 05.17 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Оренбургская область | Юрий Берг | 4 | Низкая активность конкурентов | Кризис на "Южуралникеле". Голодовка депутата В.Сазыкина | 1953 | 2010 | 06.15 | 3 | 4 | 5 | 5 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Орловская область | Александр Козлов | 2 | Низкая активность конкурентов | Низкая популярность. Отсутствие прогресса в социально-экономическом развитии региона | 1949 | 2009 | 02.14 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 2 | 3 | 2 |
Пензенская область | Василий Бочкарев | 4 | Авторитет у элит и населения. 1-е место в Рейтинге самых безопасных регионов России | Длительный срок пребывания у власти. | 1949 | 1998 | 05.15 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Псковская область | Андрей Турчак | 4 | Федеральная поддержка. Участие в "изборской инициативе" | Большой объем кредитов. Недовольство местных элит доминированием компаний из Санкт-Петербурга | 1975 | 2009 | 02.14 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Ростовская область | Василий Голубев | 4 | Отсутствие негативных новостей. Замена мэра Новочеркасска |
| 1957 | 2010 | 06.15 | 3 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Рязанская область | Олег Ковалев | 4 | Способность пролоббировать назначение досрочных выборов и снятие сильных оппонентов | Внутриэлитные противоречия. Недостаточные перспективы политического укрепления после возможной победы на выборах. Низкая личная активность во время избирательной кампании. Межнациональные столкновения с участием таксистов в Рязани | 1948 | 2008 | 10.12 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 2 |
Самарская область | Николай Меркушкин | 4 | Недавнее назначение. Федеральный авторитет | Традиционно высокий уровень внутриэлитной конкуренции. Потеря статуса региона-донора | 1951 | 2012 | 05.17 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Саратовская область | Валерий Радаев | 5 | Недавнее назначение. Лоббистский потенциал | Рост госдолга | 1961 | 04.12 | 04.17 | 0 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Сахалинская область | Александр Хорошавин | 4 | Активность по теме Курильского архипелага |
| 1959 | 2007 | 07.16 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Свердловская область | Евгений Куйвашев | 5 | Недавнее назначение. Лоббистский вес. Высокий уровень влияния на полпредство УрФО. Включение в состав президиума Госсовета. Урегулирование конфликтной ситуации вокруг Богословского алюминиевого завода | Внутриэлитные конфликты. Скандал вокруг обысков в "Ура.ру". Последнее место в Экологическом рейтинге субъектов РФ. Отсутствие очевидных достижений. Невыстроенность отношений с бизнес-сообществом | 1971 | 2012 | 05.17 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | без оценки | 2 | 3 | 4 | 4 |
Смоленская область | Алексей Островский | 4 | Недавнее назначение политического характера (ЛДПР). Реализация федеральной программы празднования 1150-летия Смоленска | Острые внутриэлитные конфликты | 1976 | 2012 | 04.17 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 |
Тамбовская область | Олег Бетин | 4 | Повышенная электоральная управляемость. 1-е место в Экологическом рейтинге субъектов РФ | Признаки усталости у населения. Длительный срок пребывания в должности | 1950 | 1995, 2003 | 07.15 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Тверская область | Андрей Шевелев | 3 | Улучшение электоральных показателей | Внутиэлитные противоречия. Имидж "варяга". Потеницальная проблемность выборов в гордуму Твери | 1970 | 2011 | 07.16 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Томская область | Сергей Жвачкин | 5 | Недавнее назначение | Летние пожары и задымления в Томске | 1957 | 2012 | 03.17 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Тульская область | Владимир Груздев | 4 | Социально-политическая стабильность в регионе. Административное доминирование. Контроль над силовыми структурами. Включение в состав президиума Госсовета |
| 1967 | 2011 | 08.16 | 4 | 5 | 2 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Тюменская область | Владимир Якушев | 4 | Отсутствие сильных конкурентов. 1-е место в рейтинге Минрегионразвития по инвестиционной привлекательности | Бюджетные проблемы | 1968 | 2005 | 11.15 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Ульяновская область | Сергей Морозов | 4 | Недавнее переназначение. Поддержка Д.Медведевым проекта упразднения сельских администраций |
| 1959 | 2004 | 04.16 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Челябинская область | Михаил Юревич | 4 | Политическая и электоральная управляемость | Внутриэлитные разногласия. Конфликты в отношениях с муниципалитетами | 1969 | 2010 | 04.15 | 4 | 5 | 4 | 5 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Ярославская область | Сергей Ястребов | 4 | Недавнее назначение. | Конфликтные отношения с мэром. Высокий уровень протестных настроений на осенних муниципальных выборах. Исключение Ярославля из числа городов проведения Чемпионата мира по футболу. Отказ от проведения ежегодных политических форумов | 1954 | 2012 | 05.17 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 |
Москва | Сергей Собянин | 5 | Мощная федеральная лоббистская поддержка. Низкая активность потенциальных конкурентов. Попытки формирования общестенных ожиданий вокруг деятельности власти | Высокий уровень протестных настроений. Конфликты вокруг "большой Москвы" | 1958 | 2010 | 10.15 | 5 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 |
Санкт-Петербург | Георгий Полтавченко | 4 | Лоббистский вес.Включение в состав президиума Госсовета | Противоречивые действия относительно возможных досрочных выборов. Нерешенность вопроса об объединении с Ленинградской областью. Высокая активность градозащитного сообщества. Скандал с "живыми статуями" во время Петербургского экономического форума | 1953 | 2011 | 08.16 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 |
Еврейская автономная область | Александр Винников | 4 | Отсутствие негативных новостей | Задержки при формировании команды. 3-е место кандидата ЕР на выборах главы Бирского городского поселения | 1955 | 2010 | 02.15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Ненецкий автономный округ | Игорь Федоров | 4 | Реализация ряда успешных инвестиционных проектов. Ослабление внутриэлитных конкурентов | Снижение налоговых платежей в окружной бюджет | 1964 | 2009 | 02.14 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 2 | 4 |
Ханты-Мансийский автономный округ | Наталья Комарова | 4 | Социально-экономическая стабильность. Успешная ликвидация лесных пожаров. Публичное обсуждение и поддержка Стратегии развития округа. Успех проекта Совета директоров Югры. Повышение лояльности местного самоуправления | Конфликт с одной из местных бизнес-групп, контролирующей местное отделение ЛДПР | 1955 | 2010 | 02.15 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Чукотский автономный округ | Роман Копин | 4 | Отсутствие конкурентов. Лоббистский вес Р.Абрамовича | Близкий срок окончания полномочий | 1974 | 2008 | 07.13 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Дмитрий Кобылкин | 5 | Политическая управляемость. Лоббистский вес. Участие В.Путина в проекте "Полет надежды". Спокойная социально-экономическая ситуация. Сотрудничество с различными крупными бизнес-группами. Проект Северного широтного хода. Федеральная поддержка проекта порта Сабетта | Появление в СМИ компромата на представителей администрации. Нарастание проблем в здравоохранении | 1971 | 2010 | 03.15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
3 Обоснование роста влиятельности В.Юрченко:
- После длительного периода неопределенности удалось выстроить прямые хорошие отношения (минуя полпреда Президента) и с В.Путиным и с Д.Медведевым. Усилились лоббистские возможности Новосибирской области, особенно с назначением 1-го зама Юрченко В.Горнина заместителем Министра финансов России, отвечающего за региональную политику и в целом, можно отметить грамотную работу команды губернатора с федеральными органами власти и крупными госкорпорациями.
- В презентованном в сентябре на Сочинском инвестиционном форуме Докладе Сбербанка России и Strategy Partners Новосибирская область впервые возглавила рейтинг конкурентоспособности регионов России, обогнав и Татарстан и Москву и Калужскую область.
- Несмотря на замедление роста экономики России из-за глобальной экономической нестабильности - Новосибирская область показывает темпы экономического роста и на уровне Китая.
- Удалось стабилизировать политическую ситуацию в Новосибирской области и свести к ничтожной активность оппозиции в этом традиционно политически сложном регионе.
1 октября 2012 года