Статьи
Вице-президент Центра политических технологий, доктор политических наукНовый губернатор Амурской области: варяг или местный?
Продолжение карьеры экс-губернатора Амурской области Александра Козлова на федеральном уровне, на мой взгляд, это неожиданное решение. Центр действительно стал чаще привлекать губернаторов в федеральное правительство. Козлов, пожалуй, в качестве возможных претендентов на пост министра не фигурировал вплоть до последнего времени, тем не менее, речь идет о ведомстве специфическом, которое занимается вопросами Дальнего Востока. И в связи с уходом министра Александра Галушки как раз вариант с продвижением одного из дальневосточных губернаторов на его место оказался достаточно логичным.
Если говорить о самих дальневосточных губернаторах, конечно, нельзя сказать, что между ними была какая-то подковерная борьба за пост министра, опять же, по той причине, что мало кто ожидал, что на него назначат одного из губернаторов. Но здесь сыграл свою роль тот фактор, что на Дальнем Востоке в части регионов еще даже не прошли выборы, то есть работают временно исполняющие обязанности губернаторов. Сегодня их число выросло в связи с заменой губернаторов еще двух регионов. Поэтому потенциальных претендентов на министерский пост среди действующих губернаторов, уже имеющих опыт работы в этом качестве на Дальнем Востоке, было немного.
Одно из конкурентных преимуществ Козлова – его возраст, поскольку можно говорить о том, что обновление и омоложение федерального правительства происходит наряду с притоком региональных кадров.
Амурская область находилась в центре особого внимания федеральной власти, поскольку там реализовывались и продолжают реализовываться очень крупные проекты, будь то космодром «Восточный», газопровод «Сила Сибири», то есть у Козлова все-таки свои связи на федеральном уровне появились, учитывая, что в Амурскую область неоднократно приезжали и глава государства, и крупные федеральные чиновники. То есть регион был на слуху. Были и негативные события, вроде скандала, связанного с космодромом «Восточный» и его строительством, но они к Козлову никакого отношения не имели. И одним из конкурентных преимуществ оказались его хорошие отношения с Трутневым, который сохранил свои позиции в качестве вице-премьера и полпреда в ДФО и продолжает укреплять свою команду, поэтому можно говорить о формировании своеобразного тандема в лице вице-премьера и нового министра по развитию Дальнего Востока.
Что касается поста врио губернатора, учитывая, что интерес федерального центра к Амурской области растет, возможен вариант с назначением врио губернатора, не являющегося представителем местной элиты, но в то же время вариант, когда будет абсолютно новый для региона человек, маловероятен. Называется кандидатура Владимира Солодова, который является заместителем полпреда. Из выходцев из Амурской области может рассматриваться фигура Виктора Марценко, который занимал много крупных должностей в Амурской области, но в последнее время он переместился в Хабаровск. На мой взгляд, это наиболее значимые претенденты на этот пост. Хотя, конечно, нельзя исключать и каких-то неожиданных решений. Если будет неожиданное решение, то, скорее, связанное с приходом в регион варяга, а не назначение представителя местной элиты, да и местные элиты сейчас достаточно слабы, то есть сильных, ярких лидеров там на данный момент нет. А учитывая, что борьба может оказаться конкурентной, в частности, прошлые выборы показывали высокий уровень конкурентности в связи с выдвижением кандидата от ЛДПР Ивана Абрамова, и с довольно активными кампаниями коммунистов, на мой взгляд, здесь приветствуется фигура, которая пользовалась бы полной поддержкой федерального центра. Если выборы превратятся в междусобойчик местных элит, то электоральные риски могут оказаться выше для врио губернатора.