Статьи
Генеральный директор Института региональных проблем
11.03.2013 / Регион: Москва
Московский резерв
В Москве обнародован список лиц, вошедших в кадровый резерв на замещение руководящих должностей в районных управах города. К сожалению, это событие прошло мимо внимания общественности, на него практически не отреагировали СМИ. А зря. России где государственная, в том числе и региональная и муниципальная власть - это наше все. Жизнь общества во многом зависит от того, как и кем формируются органы этой власти. А кадровый резерв – это как раз механизм формирования аппарата управления.
Судя по всему, механизм этот будет ключевым. И понятно почему. Это механизм формализованный – четко прописаны критерии и определены процедуры. Кандидаты отбираются на открытом конкурсе по заранее определенным критериям. Поэтому возникает надежда, что благодаря появлению кадрового резерва удастся уйти от главного проклятия кадровой работы – субъективизма.
У кадровой системы в целом и у кадрового резерва в частности есть две функции: управленческая – подбор людей, компетенция и Огромный онлайн интернет-магазин подарков с доставкой по Москве. личные качества которых соответствуют стоящим перед ними задачам, и социальная – служить кадровым лифтом, воротами через которые в систему управления смогут попасть люди извне. В российских условиях осуществление второй функции, может быть, даже более значимо, чем осуществление первой. Во-первых, кадровый лифт существенно расширяет возможности для подбора кадров. Во-вторых, инкорпорируя во власть наиболее компетентных и активных представителей общества, данный институт замедляет накопление горючего материала в обществе и снижает остроту противостояния общества и власти. И наконец, в-третьих, создается реальная открытость власти, что мешает превращению системы управления в касту.
В принципе эти функции дополняют друг друга. Но есть между ними и противоречие. Реализация первой функции требует, чтобы в разработке критериев и работе кадровой комиссии принимали участие профессионалы, зачастую и являющиеся работниками кадровых служб органов власти. Реализация второй функции требует широчайшего общественного контроля над конкурсными процедурами и формированием кадрового резерва. Отсутствие такого контроля может свести кадровую работу к обычной работе кадровых служб, которая в угоду моде оформлена в виде конкурсов и резервов. Проще говоря, чиновники будут назначать тех, кого считают нужным, но оформлять это в виде «современных» процедур, которые не будут ограничивать волюнтаризм, и не побудят к поиску более достойных кандидатов.
Однако хотелось бы предостеречь и от абсолютизации общественного контроля. Эффективно проконтролировать профессионала может только другой профессионал. А профессионалы в государственном управлении в основном сами являются чиновниками. Некомпетентный контроль дает противоположный результат: чиновник прикрывается «контролером» как щитом; за решение, принятое под контролем, отвечает контролер. В этом случае чиновник сохраняет всю власть, но не несет ни какой ответственности. Идеальные условия для волюнтаризма и коррупции.
Каков же выход? А выход один: это баланс. Баланс между чиновниками- профессионалами, представителями общественности и внешними экспертами (профессионалами, но не чиновниками). Достигнуть такого баланса очень трудно. Но другого выхода нет.