Статьи
Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета, доктор политических наукЛДПР против "Яблока" в Курске: причины атаки
Курский областной суд по иску реготделения ЛДПР снял с выборов в областную думу список «Яблока». В инстанции согласились с жалобой, из которой следовало, что вопреки федеральному законодательству у «Яблока» в списке нет ни одной региональной группы, а количество беспартийных кандидатов среди «списочников» составляет более 66% всех выдвиженцев. По всей видимости, мы имеем случай подачи некондиционных документов. Всего 26 человек в списке, по одному человеку на региональную группу. То есть один человек – это группа, что уже вызывает иронию. В региональном избирательном законодательстве есть запись о том, что группа – это два-три человека. Плюс ко всему, там несколько кандидатов выбыло. Кроме того, две трети списка – это не члены партии. В этом смысле, как я понимаю, действительно есть серьезные претензии к качеству документов.
Решение суда, скорее всего, по юридическим основаниям обосновано. Точку в этом деле поставит Верховный суд, который решит: являются ли эти нарушения регионального законодательства основанием для дисквалификации или нет. Но уже совершенно очевидно, что в организационном смысле региональное отделение «Яблока» сработало крайне неэффективно. Оправдания, которые мы слышали от главы реготделения Алексея Шеставина, вызывают улыбку. Если это серьезная политическая партия, то соблюдать элементарные нормы законодательства они были обязаны.
Что касается областного избиркома, то тут тоже интересная ситуация. Я думаю, избирком не мог не обратить внимания на эти вещи. После решения Верховного суда будет понятно, справедливо или несправедливо действовал избирком. Но мне кажется, что в факте регистрации списка «Яблока» есть политический момент. После грандиозного скандала с «Патриотами России» избиркому не хотелось второго громкого скандала (глава ЦИК Элла Памфилова в июле призвала уйти в отставку секретаря курского избиркома Сергея Мальцева. Поводом послужила история с регистрацией на выборы в региональный парламент списка «Патриотов России», лидером которого был бывший вице-президент РФ Александр Руцкой. Избирком сначала принял партийный список, который был подан с нарушениями (неполным комплектом документов), а потом вдруг отсеял 18 человек – прим. редакции).
Ольга Ли, возглавляющая список «Яблока», с недавних пор стала персоной, известной на федеральном уровне. Конечно, дисквалификация и «Патриотов России», и «Яблока» закончилась бы очень большим скандалом. Скорее всего, избирком действовал, в том числе, и в этой логике, не желая повторного скандала после громких событий с «Патриотами России». Но если сейчас Верховный суд подтвердит решение областного суда, то у Центральной избирательной комиссии, которая и так уже имеет зуб на региональный избирком, опять будут основания обвинять региональный избирком в непрофессионализме. Учитывая, что полномочия регионального избиркома заканчиваются, и будет формироваться новый состав, то ЦИК, наверняка, воспользуется ситуацией, чтобы добиться кадровых изменений в региональной комиссии.
Теперь, что касается роли ЛДПР в этой истории. При абсолютно разной идеологической направленности ЛДПР и «Яблока», теоретически у них совершенно разный избиратель, но в курском случае, мне кажется, что иск ЛДПР к «Яблоку» связан, в том числе, с желанием дисквалифицировать конкурента. Я объясню почему. Дело в том, что Ольга Ли долгое время зарабатывала и заработала себе репутацию борца с местной коррупцией. В Курске она стала известной как главный редактор газеты «Народный журналист» и депутат областной думы, которая, кстати, победила в 2011 году в одномандатном округе при поддержке КПРФ. То есть у нее такая репутация правдоискательницы, которая постоянно разоблачает продажных, коррумпированных местных чиновников, силовиков и депутатов.
К материалам этой газеты есть определенные претензии, считается, что они отчасти ангажированы и что Ольга Ли действовала избирательно. Но, тем не менее, имидж правдоискательницы и защитницы прав обездоленных от коррумпированной бюрократии закрепился за ней. Ее заявления по поводу Крыма и рейтинга президента – это история последних нескольких месяцев. Я думаю, что значительная часть тех, кто симпатизирует Ольге Ли, либо об этом не знают, либо для них это менее важно. Для значительной части электората, ориентированного на Ольгу Ли, главное - это имидж борца с коррупцией.
Но дело в том, что лидер местного отделения ЛДПР Владимир Федоров подвизается на той же нише в регионе. У местного ЛДПР имидж самого оппозиционного регионального отделения из курских отделений парламентских партий. Считается, что и КПРФ, и в последние годы «Справедливая Россия» в целом лояльны областной исполнительной власти. А лидер отделения ЛДПР Федоров активно позиционирует себя как реальный жесткий критик региональной власти и как силу, которая борется в регионе с коррупцией. ЛДПР в последние годы устраивала антикоррупционные митинги. Федоров делал громкие заявления о коррупции в структурах местной власти. Этот имидж правдоруба, борца с коррупцией, борца за права обездоленных точно также очень жестко отрабатывается Федоровым, как и Ли. Более того, я могу сказать, что в последней областной думе было два возмутителя спокойствия – это Федоров и Ли. В этом отношении они работают на одном поле. То есть, с одной стороны «Яблоко» с заявлениями о том, что «Крым не наш», а с другой стороны ЛДПР, которая позиционируют себя патриотами. Но с точки зрения нашей местной специфики у них значительная часть электората пересекается. Поэтому господин Федоров при помощи суда добился н снятия конкурента.
Я не думаю, что «Яблоку» светили 5% на выборах в областную думу. Но выступить относительно успешно с учетом фактора Ли «Яблоко» могло. Пять лет назад список «Яблока» возглавлял скандальный местный политик Александр Федулов, на прошлых выборах в областную думу была грандиозная реклама «Яблока», но тем не менее партия набрала чуть более одного процента. С имиджем Ли «Яблоко» могло рассчитывать на три с лишним процента. 5% - это все-таки сложно, потому что в нашем консервативном регионе не очень любят либеральные партии, у нас либеральные партии никогда не набирали приличного количества голосов.