Статьи
Президент Центра стратегических коммуникацийЕнисейская экономическая зона: перспективы и проблемы
Главы Хакасии и Тувы Виктор Зимин и Шолбан Кара-оол поддержали предложение врио губернатора Красноярского края Александра Усса о создании на территории трех регионов Енисейской экономической зоны. Об этом сообщает «РИА Новости». Следует отметить, что в Российской Федерации не очень активно развиты межрегиональные экономические зоны, которые включают несколько субъектов федерации. С другой стороны, интегрированность трех субъектов - Республики Тывы, Красноярского края и Хакасии достаточно интенсивна. Красноярский край и Хакасия имеют давнюю историю взаимодействия, в советское время они представляли собой один субъект. Тыва также имеет очень серьезные инфраструктурные и иные завязки с Красноярским краем. То есть опыт интегрированности на данной территории развит. Однако есть ряд важных вопросов, которые предстоит решить для создания экономической зоны: во-первых, межрегиональные экономические зоны требуют очень серьезной проработки на уровне регионов. Если компания работает в особой экономической зоне, то правила ведения бизнеса для нее должны быть одинаковы на всей ее территории. Стоит отметить, что законодательство, налоговый режим, административное регулирование в разных регионах имеют свои особенности. Поэтому синхронизация, как минимум, этих процессов просто необходима. Иначе интеграционные процессы не получат развития.
Второй важный аспект — это конкретные проекты. Врио губернатора Красноярского края Александр Усс собирался их представить на экономическом форуме. Крайне важно понять детали этих проектов. По предварительным данным, основу Енисейской экономической зоны будут составлять определенные производственные составляющие, заточенные под конкретные проекты. Исходя из того, что заявлено, это инфраструктурные проекты, дорожный сегмент, создание единых точек выхода в направлении, прежде всего, Монголии, а также Китая. С этой точки зрения, перспективы для развития есть.
Еще один важный аспект — это, конечно же, инвесторы. Потому что самостоятельно тащить на себе экономическую зону ни один из регионов не может. С учетом того, что основная направленность внешняя, здесь важны не резиденты, которые станут якорными инвесторами. Рассчитывать на активную поддержку монгольских компаний было бы очень наивно. Поэтому необходимо работать с китайскими партнерами и другими игроками. Тем более, что формально это направление входит в направление Шелкового пути (прим.ред. идея "одного пояса и пути" заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии), Китай готов в него инвестировать на определенных условиях. В последнее время китайские инвесторы активно ездят по субъектам РФ, чтобы найти объекты для вложений.
Инфраструктура также является одной из самых важных проблем, которые предстоит решить для создания Енисейской экономической зоны. Её необходимо подготовить. И это та сфера, за которую отвечают регионы. Однако я сомневаюсь, что у Хакасии есть средства на эти цели, как и у Тывы. Дело в том, что в последнее время в связи с тяжелой экономической ситуацией, нагрузка на бюджеты усилилась. Прежде всего, все будет завязано на инвестиционные программы. Каким образом найти финансовый источник — это открытый вопрос, особенно в плане инфраструктурного развития, дорожного строительства, доставки электроэнергии до новых объектов. Очевидно, что платить за это будет инвестор и не только. Скорее всего, придется участвовать в каких-то федеральных программах. Вопрос в том, как это сделать с учетом того, что бюджет ограничен?
Новый врио губернатора Красноярского края Александр Усс услышал сигнал федерального центра, надо заметить, один из немногих, о том, что в основе деятельности главы субъекта федерации становится экономическая эффективность и улучшение качества жизни. Его работа начинается с серьезного проекта, который может стать мощным драйвером роста для Красноярского края. Это достаточно правильный подход, то, что он начал сначала заниматься не вопросами, например, сегментирования «ЕР», а сделал ставку на экономическое развитие. Другое дело, что здесь необходимы очень серьезные компетенции, чтобы реализовать эффективное взаимодействие с другими субъектами. Поэтому создание данного проекта — это положительный факт, а его реализация будет во многом зависеть от того, насколько эффективно выстроится работа с резидентами, с федеральным центром и между регионами.
Кроме того, как показывает практика, важнейшим фактором выступает доступ к рынкам сбыта, инфраструктурная составляющая, а также преференции, например, налоговые. Последний факт как раз является отличительной особенностью особой экономической зоны. Эти преференции необходимо будет четко описать в программе. Многое будет зависеть от презентации программы о создании Енисейской экономической зоны на Красноярском экономическом форуме, от конкретного вектора развития проекта, который будет представлен. Потому что, как показывает практика, к якорным проектам прицепляются более малые, связанные с инфраструктурной поддержкой. Очень хотелось бы увидеть серьезную презентацию и пул иностранных инвесторов, которые готовы будут вложить свои средства на этих условиях.