Статьи
Директор фонда прогрессивной политикиДенег нет, но и держаться люди больше не хотят
В 2016 году Дмитрий Анатольевич Медведев сказал свою знаменитую фразу: «Денег нет, но вы держитесь». Ситуация с тех пор изменилась только в одну сторону – денег больше нет, но и держаться люди уже не хотят, поэтому возникает новая протестная волна. Она сравнима с волной 2011 года, проявление которой можно было видеть на Болотной площади в Москве. Тогда эта волна была исключительно протестом горожан. Нынешняя ситуация принципиально отличается большей народностью. Она уже не касается только верхов городской интеллигенции, у которых все в общем-то неплохо, но им не хватает свободы. Точкой отсчета нынешней протестной волны стала пенсионная реформа, однако понятно, что на этом месте могла бы быть любая другая история, например, повышение цен на топливо. В данном случае детонировала пенсионная реформа. Сейчас по инерции этот маховик начнет раскручиваться, остановить его быстро и просто вряд ли получится.
Эксперты отметили спад протестной волны на протяжении последних полутора месяцев, который подтверждается данными социсследований. Сейчас просто нет таких маркеров, как выборы, когда можно было бы говорить о том, что волна поднимается или опускается. Митингов больше не будет. Но политики, которым предстоят выборы в 2019 году, могут столкнуться с рядом трудностей. Особенно важными с точки зрения государства станут выборы в Крыму и в Санкт-Петербурге. Однако если в Северной столице победит оппозиция, это будет воспринято в целом нормально. Если же что-то подобное произойдет в Крыму, то ситуация будет носить критический характер. Сейчас мы видим, как начинается конкуренция, условно говоря, «подконтрольных антивластных проектов». Решаются вопросы, какую бы еще партию или общественную организацию создать, чтобы под нее увести тех самых протестантов. Идея благоразумная и, может быть, даже благородная с какой-то точки зрения, только сейчас мало политиков, способных реально принять в этом участие. Безусловно, есть общественный запрос на некую социальную силу, на левых политиков, а найти в стране такого плана политиков, которые есть в ЛДПР и чуть-чуть в «СР», довольно сложно. Я не беру в расчет сейчас молодых радикалов. К чему приведет эта конкуренция? Посмотрим. Думаю, нас ждет появление одного или нескольких «политических чудес».
Произойдет некий ажиотаж вокруг местных отделений КПРФ и ЛДПР в регионах, где предстоят выборы, потому что все понимают, что уже скоро губернаторов будут назначать не только представители Кремля – местные протестные политические партии тоже имеют очень хорошие возможности для этого.
Сейчас мы наблюдаем внутриэлитную борьбу. Казалось бы, 2024 год совсем далеко, а уже начинается конфликт, очень заметный, хотя и подковерный, между различными крупными федеральными группировками. Многих очень задело отсутствие Дмитрия Медведева в публичном пространстве в связи с пенсионной реформой. Какие мысли возникли в высокопоставленных головах в связи с этим? Для чего Дмитрию Медведеву необходимо сохранить свою репутацию? Не для того ли, чтобы снова унаследовать важный пост? Это находит отражение и в регионах. Внутриэлитная борьба очевидна всем, все, кто внутри власти, являются ее частью, желая того или нет, поэтому происходит большее количество сбоев внутри власти, которых раньше не было. Много говорилось о том, что президент мог бы и Валентина Коновалова назначить врио губернатора, сняв тем самым сложную ситуацию, чтобы реакция населения Хакасии была не столь конфликтной. Не вполне красиво сейчас поступают и коллеги избранного губернатора республики, когда угрожают человеку, только вступившему в должность, отмечая публично, что его могут посадить за то или иное нарушение. Это ни к чему позитивному не приведет.
Выступление на 21-м заседании клуба «Регион» 15 ноября 2018 года.