Тюменская область
Тюменская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.
Административный центр — город Тюмень. Граничит с Архангельской (Ненецкий автономный округ), Курганской, Свердловской, Омской, Томской областями, Республикой Коми, Красноярским краем, а также с Северо-Казахстанской областью Казахстана; единственный регион России, простирающийся (вместе с автономными округами) от Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы на юге.
Образована 14 августа 1944 года путём выделения ряда районов из Омской и Курганской областей. Первым руководителем (председателем исполкома областного Совета депутатов трудящихся) был Кузьма Фёдорович Кошелев.
Географические характеристики
Уникальность Тюменской области среди регионов России определяется рядом факторов. Прежде всего, это ее географическое положение: она расположена на границе Урала и Сибири, европейской и азиатской частей страны, протянувшись от Северного Ледовитого океана до границы с Казахстаном, по масштабам территории область сопоставима с Германией, Францией, Италией и Великобританией вместе взятыми. Это богатейшая ресурсная база – область обеспечивает 2/3 нефтедобычи страны, более 90% газодобычи, не менее 25% валютных поступлений от экспорта (без учета поставок в ближнее зарубежье). Это своеобразие статуса региона, в составе которого присутствуют еще два субъекта Федерации: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Все эти моменты отражаются на специфике экономического развития региона и социальной обстановки в области.
Власть
Исполнительную власть возглавляет губернатор, законодательную — Тюменская областная Дума.
Губернатор Тюменской области
Срок полномочий губернатора — 5 лет. 29 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин назначил Александра Моора врио губернатора Тюменской области. В сентябре 2018 года Александр Моор победил на губернаторских выборах.
Высший исполнительный орган государственной власти — Правительство Тюменской области. Центральные исполнительные органы государственной власти — департаменты. Главой областного правительства является губернатор. Полномочия Губернатора Тюменской области и Правителства Тюменской области распространяются только на южную часть (собственно Тюменскую область). В ХМАО-Югре и ЯНАО есть свои Губернаторы и Правителства и независимый от Тюмени бюджет.
Орган законодательной власти — Тюменская областная дума.
Избирается сроком на 5 лет, количество депутатов составляет 48, из них половина избирается по одномандатным округам, другая половина — по партийным спискам.
Председатель Думы — Сергей Евгеньевич Корепанов. Областная дума представлена депутатами от юга области, ХМАО-Югры и ЯНАО. Исходя из численности населения указанных территорий, большая часть думы представлена депутатами ХМАО-Югры, на втором месте — депутаты от юга Тюменской области, на третьем — от ЯНАО.
Промышленность
За период 1991-95 гг. промышленное производство в области сократилось менее чем на 40%, в то время как в целом по России оно сократилось в 2 раза. Основной причиной менее глубокого спада в промышленности округа является ее структура: на долю нефте- и газодобычи приходится 80% промышленного производства области. В целом, подобная картина сохранялась и в прошлом году (за последние 8 месяцев промышленное производство в области снизилось на 1%, в то время как по России в целом – на 4%), однако нефтедобыча в регионе уже не выполняет стабилизирующую функцию, она сократилась на 5%. Добыча газа уменьшилась на 2%. Вместе с тем, похоже, постепенно выходят из кризиса другие отрасли. Производство электроэнергии выросло на 6%. В машиностроении, крупнейшее предприятие АО «Тюменские моторостроители» (ранее работавшее на оборону) постепенно увеличивает объем производства после глубокого спада в 1994 г. В области также возрастает производстство деревообрабатывающих станков. Некоторый рост наметился и в текстильной промышленности, также после глубочайшего спада. Вместе с тем усилилось падение производства продовольствия.
Определяющим для экономического развития области по-прежнему остается состояние нефтедобычи. Результаты 1995 г. по отдельным, наиболее крупным, объединениям области, входящим теперь в вертикально-интегрированные нефтяные компании, неодинаковы, в соответствии с различным состоянием их производственной и, прежде всего, ресурсной базы. Предприятия, работающие в районах выработанных месторождений, испытывают более глубокий спад производства, в новых районах – они более стабильны. Наиболее серьезное падение добычи нефти за 1995 г. отмечалось в нефтедобывающих предприятиях, входящих в компанию «Сиданко»: «Кондпетролиуме», «Черногорнефти», «Варьеганнефти», а также в «Урайнефтегазе» (Лукойл). Стабильно работают или даже несколько увеличили добычу «Юганскнефтегаз» (ЮКОС), «Мегионнефтегаз» (Славнефть), «Когалымнефегаз» (ЛУКойл).
В 1995 г. нефтегазодобывающие предприятия Тюменской области обратили на себя внимание еще и заметным вкладом в задолженность госбюджету. Эти предприятия и раньше крайне неохотно платили налоги, прежде всего акциз, ссылаясь на неплатежи потребителей. Однако, осенью 1995 г. правительственная комиссия по платежам и расчетам практически в ультимативной форме потребовала от нефтяников и газовиков погасить долги по налоговым платежам в фкедеральный бюджет. В списке 30 крупнейших должников по стране 13 представляют Тюменскую область. Фактическое финансовое положение тюменских нефтяников и газовиков не столь кризисное, что пожтвердила готовность большинства из них оперативно погасить долги бюджету. Лишь абсолютный лидер – «Нижневартовскнефтегаз», работающий на старейшем Самотлорском месторождении, попросил отсрочки по платежам в бюджет. Вместе с тем, это АО перевело на счет дочерней организации, спасаясь от налогов, только с мая по август прошлого года более 1,2 трлн.руб. Использование дочерних структур – излюбленная форма финансового маневра тюменских нефтяников. Еще один пример – продажа госпакета акций АО «Сургутнефтегаз» негосударственному пенсионному фонду «Сургутнефтегаз», то есть практически самой компании. Первоначально компания обусловила участие покупателей в аукционе уплатой ее долгов . Когда же неожиданно нашелся претендент в лице «Роснефти», «Сургутнефтегаз» купил себя сам, а «Роснефть» вообще отстранили от участия в конкурсе.
Основной источник финансовых ресурсов для тюменских предприятий – валютные поступления от экспорта. Причем, газовый экспорт не позволяет четко выделить региональную составляющую, так как осуществляеся по общефедеральным каналам, через РАО «Газпром». Поэтому львиная доля учитываемого в регионе экспорта приходится на нефть и нефтепродукты. Тюменская область выделяется на общероссийском фоне не только объемами внешнеторгового товарообмена, но и акивностью иностранного капитала. На долю Тюменской области приходится довольно значительная часть производства и экспорта совместных предприятий, работающих в России. Но основные перспективы притока иностранного капитала в экономику региона связаны не с деятельностью создаваемых совместных предприятий, а с прямыми инвестициями в крупные проекты разработки новых нефтегазовых месторождений (Ямал, Приобье).
Заметно лидерство топливно-энергетического комплекса и в формировании хозяйственно-политической элиты, причем не только регионального, но и общефедерального уровня. Причем, выходцы из директората Тюменской области, чаще всего отнюдь не местные уроженцы, а лишь люди, долго работавшие здесь (Ю.Шафраник, например, уроженец Закарпатья, президент «ЛУКойла В.Алекперов – азербайджанец). Это связано с общей спецификой населения региона, в котором преобладают недавние мигранты, приехавшие в 60-е – 80-е гг. осваивать нефтегазовые богатства Западной Сибири. Помимо министра топлива и энергетики – Ю.Шафраника, бывшего ранее тюменским губернатором, а до этого работавшего в Лангепасе, к общероссийской хозяйственной элите можно отнести его первого заместителя А.Фомина, ранее возглавлявшего «Мегионнефтегаз» и всех президентов ведущих нефтяных компаний, выходцев из тюменских нефтедобывающих объединений: В.Алекперова – из Когалыма, С.Муравленко (ЮКОС) – из Нефтеюганска, В.Богданова («Сургутнефтегаз») – из Сургута, А.Сивака (Сиданко) – из Варьегана и других. В составе нынешней властной элиты области и автономных округов прямое представительство топливно-энергетического комплекса не так заметно, но другие производства тесно связаны с ним. Характерно, что, если ранее процесс выдвижения представителей в элиту региона шел путем направления их из партийно-управленческих структур на хозяйственное руководство, то еперь этот процесс идет в обратном направлении – опытные хозяйственники занимают ключевые места в управленческих структурах.
Помимо традиционной хозяйственно-управленческой элиты в регионе все больший вес приобретают лидеры финансово-банковских структур. Тюменская область отличается конценрацией банковского капитала выше среднероссийского уровня. Крупнейшие банки области – «Запсибкомбанк», «Сибнефтебанк», «Капитал», – регулярно фигурируют в рейтингах 200 крупнейших российских банков.
Среди банков региона, как и среди нефтяных компаний, есть различия в стратегии деятельности. Банк «Югорский», возглавлявшийся погибшим О.Кантором, безуспешно пытался претендовать на роль финансового центра федерального значения, утратив тесные связи с тюменскими клиентами. Такие банки, как «Капитал» (президент – Г.Сухушина), «Тюменский кредит» (президент – С.Антрошенко) предпочитают активно действовать на местном пространстве.
В хозяйственно-политической элите Тюменской области основные столкновения интересов, скрытые и явные конфликты развиваются по трем основным направлениям:
- топливно-энергетический комплекс – другие отрасли;
- область – округа;
- область + округа – федеральные власти.
Противоречия между представителями ТЭКа и других отраслей наиболее ощутимы на юге области, являясь проявлением противоречий и второго типа: область – округа. На юге нет серьезной топливной базы, но расположены относительно крупные предприятия машиностроения и легкой промышленности. Их положение значительно хуже, чем у представителей ТЭКа. Другим фактором, вызывающим раздражение нетопливных отраслей, является перевод финансовых ресурсов за пределы региона. Весь воз социальной сферы тянут в основном промышленные предприятия. В последнее время степень взаимопонимания между нефтегазовым комплексом и другими отраслями промышленности области несколько возросла, что связано с более активным привлечением последних к обслуживанию нужд ТЭКа.
Противоречие область – округа наиболее существенно для внутрирегионального общественного климата. В основе своей оно имеет не национальный фактор, а борьбу за право распоряжаться богатыми ресурсами, расположенными за пределами территории областного подчинения. Это общая для российского севера проблема, следствием которой стали создание Ассоциации автономных округов или, например, часто муссируемая идея об особой «Арктической зоне России».
В 1995 г. В Тюмени был проведен экспертный опрос по возможным вариантам развития отношений «область – округа». Рассматривалось 3 варианта: инерционный (сохранение нынешнй ситуации), декомпозиционный (управление сверху, из области) и композиционный (взаимодействие «снизу вверх», с большой самостоятельностью округов). Характерно, что эксперты отдали предпочтение второму варианту. Это, очевидно, связано с тем, что в состав группы экспертов из 17 человек были включены в основном представители областной управленческой элиты. В округах предпочтения местных элит были бы отданы третьему варианту.
Противоречие между интересами области, совпадающими в данном случае с интересами округов, и интересами Центра также имеет несколько основных причин и направлений развития.
Первое, на что надо указать, это недовольство тюменцев ролью «донора» в Федерации, усугубляемое известной привилегированностью республик в составе Федерации. Второй источник конфликтов – отток финансовых средств топливных компаний в Москву. Третье противоречие – недостаточное участие региона в собственности нефтегазовых компаний. Доля собственности субъектов Федерации, обычно составляющая 30-60%, в нефтегазодобывающих регионах ничтожна.
Исходя из этих причин, руководство Тюменской области, ее управленческо-хозяйственная элита не оставляют попыток добиться от Москвы необходимых им компромиссов.
Определяющим для экономического развития области по-прежнему остается состояние нефтедобычи. Результаты 1995 г. по отдельным, наиболее крупным, объединениям области, входящим теперь в вертикально-интегрированные нефтяные компании, неодинаковы, в соответствии с различным состоянием их производственной и, прежде всего, ресурсной базы. Предприятия, работающие в районах выработанных месторождений, испытывают более глубокий спад производства, в новых районах – они более стабильны. Наиболее серьезное падение добычи нефти за 1995 г. отмечалось в нефтедобывающих предприятиях, входящих в компанию «Сиданко»: «Кондпетролиуме», «Черногорнефти», «Варьеганнефти», а также в «Урайнефтегазе» (Лукойл). Стабильно работают или даже несколько увеличили добычу «Юганскнефтегаз» (ЮКОС), «Мегионнефтегаз» (Славнефть), «Когалымнефегаз» (ЛУКойл).
В 1995 г. нефтегазодобывающие предприятия Тюменской области обратили на себя внимание еще и заметным вкладом в задолженность госбюджету. Эти предприятия и раньше крайне неохотно платили налоги, прежде всего акциз, ссылаясь на неплатежи потребителей. Однако, осенью 1995 г. правительственная комиссия по платежам и расчетам практически в ультимативной форме потребовала от нефтяников и газовиков погасить долги по налоговым платежам в фкедеральный бюджет. В списке 30 крупнейших должников по стране 13 представляют Тюменскую область. Фактическое финансовое положение тюменских нефтяников и газовиков не столь кризисное, что пожтвердила готовность большинства из них оперативно погасить долги бюджету. Лишь абсолютный лидер – «Нижневартовскнефтегаз», работающий на старейшем Самотлорском месторождении, попросил отсрочки по платежам в бюджет. Вместе с тем, это АО перевело на счет дочерней организации, спасаясь от налогов, только с мая по август прошлого года более 1,2 трлн.руб. Использование дочерних структур – излюбленная форма финансового маневра тюменских нефтяников. Еще один пример – продажа госпакета акций АО «Сургутнефтегаз» негосударственному пенсионному фонду «Сургутнефтегаз», то есть практически самой компании. Первоначально компания обусловила участие покупателей в аукционе уплатой ее долгов . Когда же неожиданно нашелся претендент в лице «Роснефти», «Сургутнефтегаз» купил себя сам, а «Роснефть» вообще отстранили от участия в конкурсе.
Основной источник финансовых ресурсов для тюменских предприятий – валютные поступления от экспорта. Причем, газовый экспорт не позволяет четко выделить региональную составляющую, так как осуществляеся по общефедеральным каналам, через РАО «Газпром». Поэтому львиная доля учитываемого в регионе экспорта приходится на нефть и нефтепродукты. Тюменская область выделяется на общероссийском фоне не только объемами внешнеторгового товарообмена, но и акивностью иностранного капитала. На долю Тюменской области приходится довольно значительная часть производства и экспорта совместных предприятий, работающих в России. Но основные перспективы притока иностранного капитала в экономику региона связаны не с деятельностью создаваемых совместных предприятий, а с прямыми инвестициями в крупные проекты разработки новых нефтегазовых месторождений (Ямал, Приобье).
Заметно лидерство топливно-энергетического комплекса и в формировании хозяйственно-политической элиты, причем не только регионального, но и общефедерального уровня. Причем, выходцы из директората Тюменской области, чаще всего отнюдь не местные уроженцы, а лишь люди, долго работавшие здесь (Ю.Шафраник, например, уроженец Закарпатья, президент «ЛУКойла В.Алекперов – азербайджанец). Это связано с общей спецификой населения региона, в котором преобладают недавние мигранты, приехавшие в 60-е – 80-е гг. осваивать нефтегазовые богатства Западной Сибири. Помимо министра топлива и энергетики – Ю.Шафраника, бывшего ранее тюменским губернатором, а до этого работавшего в Лангепасе, к общероссийской хозяйственной элите можно отнести его первого заместителя А.Фомина, ранее возглавлявшего «Мегионнефтегаз» и всех президентов ведущих нефтяных компаний, выходцев из тюменских нефтедобывающих объединений: В.Алекперова – из Когалыма, С.Муравленко (ЮКОС) – из Нефтеюганска, В.Богданова («Сургутнефтегаз») – из Сургута, А.Сивака (Сиданко) – из Варьегана и других. В составе нынешней властной элиты области и автономных округов прямое представительство топливно-энергетического комплекса не так заметно, но другие производства тесно связаны с ним. Характерно, что, если ранее процесс выдвижения представителей в элиту региона шел путем направления их из партийно-управленческих структур на хозяйственное руководство, то еперь этот процесс идет в обратном направлении – опытные хозяйственники занимают ключевые места в управленческих структурах.
Помимо традиционной хозяйственно-управленческой элиты в регионе все больший вес приобретают лидеры финансово-банковских структур. Тюменская область отличается конценрацией банковского капитала выше среднероссийского уровня. Крупнейшие банки области – «Запсибкомбанк», «Сибнефтебанк», «Капитал», – регулярно фигурируют в рейтингах 200 крупнейших российских банков.
Среди банков региона, как и среди нефтяных компаний, есть различия в стратегии деятельности. Банк «Югорский», возглавлявшийся погибшим О.Кантором, безуспешно пытался претендовать на роль финансового центра федерального значения, утратив тесные связи с тюменскими клиентами. Такие банки, как «Капитал» (президент – Г.Сухушина), «Тюменский кредит» (президент – С.Антрошенко) предпочитают активно действовать на местном пространстве.
В хозяйственно-политической элите Тюменской области основные столкновения интересов, скрытые и явные конфликты развиваются по трем основным направлениям:
- топливно-энергетический комплекс – другие отрасли;
- область – округа;
- область + округа – федеральные власти.
Противоречия между представителями ТЭКа и других отраслей наиболее ощутимы на юге области, являясь проявлением противоречий и второго типа: область – округа. На юге нет серьезной топливной базы, но расположены относительно крупные предприятия машиностроения и легкой промышленности. Их положение значительно хуже, чем у представителей ТЭКа. Другим фактором, вызывающим раздражение нетопливных отраслей, является перевод финансовых ресурсов за пределы региона. Весь воз социальной сферы тянут в основном промышленные предприятия. В последнее время степень взаимопонимания между нефтегазовым комплексом и другими отраслями промышленности области несколько возросла, что связано с более активным привлечением последних к обслуживанию нужд ТЭКа.
Противоречие область – округа наиболее существенно для внутрирегионального общественного климата. В основе своей оно имеет не национальный фактор, а борьбу за право распоряжаться богатыми ресурсами, расположенными за пределами территории областного подчинения. Это общая для российского севера проблема, следствием которой стали создание Ассоциации автономных округов или, например, часто муссируемая идея об особой «Арктической зоне России».
В 1995 г. В Тюмени был проведен экспертный опрос по возможным вариантам развития отношений «область – округа». Рассматривалось 3 варианта: инерционный (сохранение нынешнй ситуации), декомпозиционный (управление сверху, из области) и композиционный (взаимодействие «снизу вверх», с большой самостоятельностью округов). Характерно, что эксперты отдали предпочтение второму варианту. Это, очевидно, связано с тем, что в состав группы экспертов из 17 человек были включены в основном представители областной управленческой элиты. В округах предпочтения местных элит были бы отданы третьему варианту.
Противоречие между интересами области, совпадающими в данном случае с интересами округов, и интересами Центра также имеет несколько основных причин и направлений развития.
Первое, на что надо указать, это недовольство тюменцев ролью «донора» в Федерации, усугубляемое известной привилегированностью республик в составе Федерации. Второй источник конфликтов – отток финансовых средств топливных компаний в Москву. Третье противоречие – недостаточное участие региона в собственности нефтегазовых компаний. Доля собственности субъектов Федерации, обычно составляющая 30-60%, в нефтегазодобывающих регионах ничтожна.
Исходя из этих причин, руководство Тюменской области, ее управленческо-хозяйственная элита не оставляют попыток добиться от Москвы необходимых им компромиссов.
(Использованы материалы с официального сайта Правительства Тюменской области, портала "Политический вестник" и свободной энциклопедии Wikipedia)