Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта мнений

Зудин Алексей
Политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований

В общем виде необходимость децентрализации власти никем не оспаривается 23.10.2013

В общем виде необходимость децентрализации власти никем не оспаривается

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов высказался за передачу регионам части полномочий от федерального центра, сообщает РИА «Новости». «Время пришло, действительно, дополнительные полномочия передавать», — заявил он на встрече с участниками Всемирного экономического форума в Москве, добавив, что субъектам России нужно передать больше полномочий, чем в настоящее время.

По его словам, дополнительные полномочия должны получить и муниципалитеты. «Нужно нам научиться передать, наверное, какие-то дополнительные финансовые ресурсы и на муниципальный уровень, чтобы муниципальные районы отвечали по сути за то, что положено по закону там, где должна формироваться реальная местная власть, там, где люди должны свою жизнь обустраивать самостоятельно», — заявил Шувалов.

Алексей Зудин:

- Разговор о необходимости передачи части полномочий из центра в регионы не новый. Хочу напомнить, что впервые, если брать недавнее время, эта идея была озвучена тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. Объективные основания для этого есть. Для нас характерна система с повышенной централизацией и в ходе развития необходимо наделять нижние уровни управления соответствующими полномочиями и соответствующими ресурсами.

В принципе и самом общем виде необходимость этого никем не оспаривается. Главный вопрос – как это делать: в каком темпе, в каких формах и в какой последовательности. Об этом напомнил в свое время тогдашний глава российского правительства, нынешний президент Владимир Путин – о том, что особое значение приобретают темп, формы и вся та конкретная материя, в которую может облекаться процесс децентрализации. Кроме того, речь идет о децентрализации не только в передаче полномочий, но и предметов ведения. Понятно, что регионы не могут получать дополнительные полномочия, не будучи обеспеченными дополнительными ресурсами. Соответственно, каждое из новых полномочий, которое может прийти в регионы, должно иметь соответственное ресурсное обеспечение, в противном случае это вообще бессмысленно и любая децентрализация будет контрпродуктивна.

Часто при этом ссылаются на позитивный опыт Китайской Народной Республики, где именно децентрализация помогла положительному развитию экономической реформы и создала благоприятные условия для экономического роста. Но при всем этом нередко, когда ссылаются на опыт КНР, забывают, что административная децентрализация там происходила в условиях достаточно высокого уровня политической консолидации. Политическая система КНР сохраняла и продолжает сохранять высокий уровень консолидации, и он гораздо выше, чем в России. Понятно, что прямые аналогии и механический перенос чужого опыта всегда непродуктивен, вне зависимости от того, какой это опыт – западный или восточный. Но опыт Китайской Народной Республики, на мой взгляд, показателен не только тем, что административная децентрализация способна позитивно сработать на экономический рост, но также и тем, что очень важным условием эффективности административной децентрализации является сохранение высокого уровня консолидации политической системы.

Добавить новый комментарий