Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций

Центр не будет спешить применять «политику кнута» в вопросе господдержки регионов 11.01.2017

Центр не будет спешить применять «политику кнута» в вопросе господдержки регионов

Правительство РФ увеличивает в 2017 году господдержку регионов на 9%, или до 1,6 трлн. рублей, а взамен ждет от них экономических результатов, в частности,  сокращения почти вдвое дефицита региональных бюджетов к 2019 году и снижения уровня дотационности, сообщает «Коммерсант».

Кроме того, премьер-министр Дмитрий Медведев призвал задуматься о переходе от принципа "деньги к деньгам" к принципу "деньги к потребностям".

«Целевые трансферты должны направляться в первую очередь исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, социальной сферы, других важнейших компонентов, а не просто в регионы, тем более в регионы, которые являются донорами и могут за счет собственных средств профинансировать соответствующие мероприятия», - заявил Медведев на совещании по обеспеченности региональных бюджетов в 2017-2019 годах

Михаил Нейжмаков:

- Правительство ждет от регионов почти двукратного сокращения дефицита их бюджетов к 2019 году, но выполнима ли эта задача. Уже сейчас даже вполне благополучные территории выпускают или собираются выпустить облигации для решения подобных проблем. Например, в конце 2016 года после 13-летнего перерыва разместил свои облигации на Московской бирже Ямал, на подобный путь собирались встать и в Иркутской области. 

Снижение бюджетного дефицита предполагает урезание расходов. «Резать» социальный блок – значит увеличивать протестные настроения, в том числе среди бюджетников, которые считаются одной из опор власти. Сокращать инфраструктурные проекты, вроде бы, менее болезненная мера. Но она в итоге приводит к росту внутриэлитных конфликтов, возрастанию конкуренции между разными группами влияния – финансирование каких проектов должно быть сохранено. В такие конфликты часто вовлекаются местные протестные движения. Впрочем, возможно и негласное сотрудничество региональных властей с лидерами таких с общественных активистов. Большие инфраструктурные проекты  почти всегда вызывают недовольство – если не у широких слоев населения, то у наиболее активных граждан, например, экологов. Отсылка к подобным настроениям и действиям таких инициативных групп – хорошее оправдание, чтобы заморозить проект. 

То есть, сокращение инфраструктурных проектов тоже может вести к росту числа акций протеста, причем в сравнительно благополучных регионах, где таких проектов анонсируется больше. В этом смысле, говоря о сокращении финансовой поддержки регионов-доноров, которые, по словам Дмитрия Медведева, могут за счет собственных средств профинансировать соответствующие мероприятия, Центр может получить там рост протестной активности даже быстрее, чем в случае аналогичных мер в отношение менее благополучных территорий. 

С другой стороны, правительство, наверняка, подобные последствия осознает, поэтому, призывая к сокращению бюджетного дефицита в будущем, обещает  увеличить господдержку регионов в 2017 году. Правда, в случае нарушения регионом соглашения по снижению бюджетного дефицита ему грозит сокращение дотаций на 2018-2020 годы. Но, ведь 2018 год – это период президентской кампании и очередных выборов глав ряда важных территорий, включая Москву и Подмосковье. Возможно, по этой причине и через год Центр не будет спешить применять «политику кнута» в вопросе господдержки регионов, к действительному сокращению финансирования переходя весьма осторожно.  


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru