Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Эксперт Центра политического анализа

Статус Новокузнецка:  предвыборные спекуляции ЛДПР 06.08.2015

Статус Новокузнецка: предвыборные спекуляции ЛДПР

Идеи о создании новых городов федерального значения все чаще звучат от региональных и федеральных политиков. Так, на днях первый замруководителя фракции ЛДПР, кандидат в губернаторы Кузбасса на выборах 13 сентября Алексей Диденко предложил выделить Новокузнецк в отдельный субъект федерации, сделав его городом федерального значения. 

По мнению автора идеи, сегодня город является важным экономическим, транспортным и культурным центром Сибири, а также одним из крупнейших металлургических и угледобывающих центров страны. Кроме того, Новокузнецк сегодня - это центр Южно-Кузбасской агломерации, население которой составляет 1,3 млн человек. Эта агломерация является 12-й по величине в стране.

В прошлом году другой депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев предлагал возвести в ранг города федерального значения Новосибирск, но одобрения не получил. Еще ранее в 2013-м мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман боролся за придание Екатеринбургу статуса города федерального значения. Он пояснял, что "такое положение сняло бы все конфликты с областными властями, в частности, по поводу бюджета, а также даст возможности для стратегического развития города и независимость от настроения региональных чиновников". На сайте "Znak.com" был проведен опрос, по итогам которого предложение градоначальника поддержали 82% проголосовавших.

Михаил Захаров:

- Сегодня городами федерального значения, то есть «городами-регионами» в России являются три города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Мотивы придания городам такого статуса были различны. Москва и Санкт-Петербург вместе с областями представляли бы слишком большие и слишком «рыхлые» в хозяйственном и административном плане образования. «Большая Московская область» тогда и вовсе была бы под 20 миллионов только прописанных там граждан (а реально — так, вероятно, и более 20 миллионов) — 15 процентов населения страны! Причем, это была бы и территория густонаселенной Москвы с ее проблемами, и территория аграрных районов Подмосковья. Потому Москва традиционно и выделяется в качестве отдельного субъекта России Та же логика применима и к Петербургу и Ленобласти.

Иное дело - Севастополь.  Это частный и довольно волюнтаристский шаг. Город сильно разнится с остальной территорией Крыма (культурно, исторически и так далее), но по численности населения представляет собой город весьма средних по российским меркам размеров. Однако именно культурные особенности и особенности самосознания севастопольцев приняли во внимание при включении города в состав России. Это скорее идеологическое решение и актуально политическое, нежели практически экономическое, следующее из логики хозяйствования.

Понятно, что многим иным городам, чье значение в стране не ниже, стало, просто говоря, «обидно». И многие желали бы получить статус региона — тем более, что это дает ряд очевидных преимуществ бюджетного плана. Впрочем, на такого типа изменения федеральные власти сегодня не пойдут, а у отдельных региональных агентов влияния не хватит ресурсов — для такого решения необходима не только законодательная инициатива, но и изменения в 
Конституции, то есть, серьезная поддержка на всех уровнях власти, квалифицированное большинство в парламенте и так далее. 

Что до конкретной инициативы с Новокузнецком, то ее можно рассматривать в контексте приближающихся выборов. Автор инициативы Диденко является кандидатом на пост губернатора Кемеровской области, а игра в «региональный патриотизм» дает некоторые преимущества на выборах глав субъектов и законодательных собраний. Стоит вспомнить хотя бы многочисленные блоки середины 2000-х «За родное Приангарье», «За родной край» и так далее. Однако ясно, что всерьез составить конкуренцию Аману Тулееву в Кемерове сегодня никто из конкурентов не может. А вот отличиться бесплатными и ни к чему не обязывающимися громкими инициативами они могут. 

Это тем более важно для того же Диденко, что через год состоятся выборы уже депутатов Госдумы. И они пройдут по «старым-новым правилам» - половина будет избрана по партийным спискам, половина по одномандатным округам. Со вторыми выборами у ЛДПР всегда, еще с 1993 года были проблемы. На партийный список всегда распространялась харизма Владимира Жириновского, а вот одномандатникам использовать этот эффект не удавалось (да и одномандатники были зачастую слабыми политиками). И надо понимать, что шансов пройти по списку от ЛДПР у каждого народного избранника будет почти вдвое меньше, чем в 2011 году, когда выборы проходили по полностью пропорциональной системе. Таким образом, выбоную кампанию Диденко может рассматривать как подготовку к кампании думской (что было вполне логично и грамотно) и ему необходимо максимально запомниться и партийному руководству, и избирателю. И желательно получить не унизительно низкий результат на выборах губернатора.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru