Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций

Соцкапитал России: регионы с вопросами и "черными ящиками" 10.08.2015

Соцкапитал России: регионы с вопросами и "черными ящиками"

Общественная палата РФ в ноябре этого года представит исследование — рейтинг регионов по уровню социального капитала. Предполагается, что для руководителей субъектов федерации он станет руководством к действию по развитию некоммерческого сектора. Уже разработан механизм, по которому будет высчитываться интегрированный индекс соцкапитала в каждом субъекте РФ (документ есть в распоряжении «Известий»).  

Михаил Нейжмаков:

- Идея составить рейтинг субъектов федерации по уровню социального капитала, предложенная Общественной палатой, очень интересна и перспективна. Но стоит помнить, что высокий индекс социального капитала - еще не гарантия политической стабильности в регионе.

Говоря кратко, социальный капитал - это связи между людьми и зависящие от них нормы доверия и поведения, которые создают механизм социального взаимодействия. Существуют разные подходы к его оценке. Но, как правило, соответствующие показатели выше в благополучных странах и регионах, с развитой экономикой и социальной сферой.

Подобное исследование уже было проведено под эгидой Общественной палаты РФ в Северо-Западном федеральном округе. Самый высокий индекс социального капитала, согласно этому исследованию, был зафиксирован в Санкт-Петербурге (162), Калининградской (134) и Новгородской областях (131), самый низкий – в Псковской (117), Вологодской (115) и Архангельской (114).

Отметим, что среди индикаторов рейтинга – количество действующих в регионе общественных объединений и пользователей популярных социальных сетей. Это только увеличит преимущество крупнейших городов и экономически благополучных территорий с высокой долей образованного населения перед индустриальными, но проблемными областями (в том числе теми, где есть неблагополучные моногорода), либо депрессивными регионами с плохо развитой инфраструктурой.

Например, в ЦФО наверняка хорошие показатели будут у Московского региона и ряда примыкающих к нему территорий (той же Калужской области), и куда более скромные – у Ивановской, Рязанской или Костромской областей. В Уральской федеральном округе полюс благополучия вновь могут составить регионы «тюменской матрешки», а их антиподом может (как и в ряде других рейтингов) стать Курганская область.

Интересно, какие выводы из подобных исследований можно сделать политикам и высшим чиновникам. Территории и с высокими, и с куда более низкими показателями социального капитала могут создавать проблемы для властей. Вспомним упомянутое выше исследование по СЗФО. В абсолютных лидерах там Санкт-Петербург, аутсайдером оказалась Архангельская область, а разница между ними в уровне поддержке «Единой России» в 2011 году была не такой уж большой (36,96% против 31,9% соответственно).

Просто в регионах с высоким индексом социального капитала и запросы к властям будут выше. Большое количество общественных объединений и популярность соцсетей создают здесь благодатное поле для политического протеста и работы оппозиции (в том числе, внесистемной). Здесь большее значение для властей будет приобретать грамотная информационная политика и работа с социальными активистами, позволяющая погасить многие протестные очаги на ранних стадиях и не дать им уйти в лагерь оппозиции.

В свою очередь, в регионах с низким индексом социального капитала организовывать протестные кампании, как правило, куда сложнее. Но и здесь возможны как всплески протестного голосования, так и массовые оппозиционные митинги – при резком обострении уже социальных проблем. Вспомним, навскидку, прошедший в марте 2010 года в Архангельске митинг против роста коммунальных тарифов, собравший даже по оценкам властей более 1000 участников (учитывая численность населения этого города, по доле участвовавших в нем жителей его можно сопоставить с крупнейшими московскими маршами «За честные выборы» в 2011-2012 годах). Тут социально-экономические проблемы могу перейти в хроническую стадию в том числе и потому, что их независимый мониторинг для федерального центра бывает затруднен. Регионы с низким индексом социального капитала для Москвы могут превращаться в «черный ящик».

Собственно, ОНФ и пытается закрыть бреши в работе официальных структур с обоими типами регионов. Насколько серьезных подвижек ему удаться достичь в этом деле – еще покажет время.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru