Карта мнений
Исполнительный вице-президент РАПКПредложенные новации в закон о местном самоуправлении кажутся логичными и даже компромиссными
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержал поправки к закону о местном самоуправлении (МСУ), разрешающие регионам упразднять поселения и муниципальные районы, сообщает «Коммерсант». Поправки позволят вместо упраздненных поселений и муниципальных районов создавать городские округа.
О поддержке законопроекта во втором чтении заявила фракция "Единая Россия". Глава думского комитета по МСУ Алексей Диденко выступил против поправок, за которые, по его словам, ЛДПР голосовать не будет. Не планирует голосовать за проект и думская фракция КПРФ.
Напомним, за принятие поправок к закону о местном самоуправлении выступают власти многих регионов, в том числе Московской области, где уже идет масштабная муниципальная реформа.
Виталий Сергеев:
- Предложенные новации в закон о местном самоуправлении кажутся логичными и даже компромиссными. Управлять тысячами муниципалитетов региональным властям кажется неудобным. К тому же, миграция активного населения из сёл создало в последние годы ситуацию, когда на должности депутатов и даже глав многих местных поселений кандидатов не удавалось найти. Но в Конституции прописана независимость МСУ от государственной, в том числе региональной власти, муниципалитеты не входят в систему госуправления. Конституцией же гарантируется невозможность изменения границ и статуса муниципалитета без согласия жителей.
Однако в последние годы региональные власти активно вторгаются в прерогативы МСУ: перераспределяются полномочия, неугодные МСУ реорганизуются, прямые выборы глав поселение и городов подменяются зависимыми от администраций субъектов федерации процедурами. Истоки этой тенденции не только в разном толковании конституционных норм. Бюджеты многих регионов и МСУ дефицитны и реально датируются из федерального (региональных) бюджетов, достаточных нормативных инструментов повышения доходов на местах нет. При этом ряд муниципалитетов обладаю весьма привлекательными источниками налогообложения и «выравнивание» возможностей для глав регионов кажется рациональным.
Вторым фактором, толкающим регионы на увеличение своих возможностей влиять на МСУ, является «муниципальный фильтр» на выборах глав субъектов федерации. Естественно, что действующие главы стараются обеспечить максимальный контроль над конфигурацией своих будущих выборных кампаний.
Вкупе всё это ведет к снижению независимости местного самоуправления и дальнейшему падению привлекательности проживания на селе. Конечно, это укрепит управляемость, но снизит уровень взаимного доверия граждан и власти.