Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Профессор Самарского университета, краевед

Предложение ректора ВШЭ отказаться от лекций в вузах сигнализирует о кризисе высшего образования в России 15.10.2018

Предложение ректора ВШЭ отказаться от лекций в вузах сигнализирует о кризисе высшего образования в России

Высшая школа экономики полностью отказывается от чтения лекций – вместо них профессора «Вышки» будут записывать онлайн-курсы, сообщает издание «Коммерсантъ». Это решение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объяснил тем, что посещаемость традиционных лекций во всех вузах низкая, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки. Ректор ВШЭ дал понять, что внедрение онлайн-курсов в российскую образовательную систему может быть «не только добровольным». Широкую возможность использования онлайн-курсов признал и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Эксперты отмечают, что меры, предлагаемые ректором ВШЭ, сигнализирует о кризисе, в котором находится высшее образование в России.

Михаил Перепелкин:

– Наверное, нужно констатировать, что традиционная образовательная система, которая существует в российских высших школах, переживает несчетный кризис. Мне это очевидно как преподавателю. Сегодня я делал перекличку студентов на паре. Присутствовало, наверное, всего 20 % обучающихся. Когда я учился, такого не было никогда. Да, студенты пропускали занятия, но два-три человека с курса. Но когда нет 4/5 от общего числа группы, это, очевидно, определенный симптом.

Не знаю, в какой степени тот выход, который предложили преподаватели ВШЭ, может стать панацеей в текущей ситуации. Это может привести к двум вариантам последствий, и пока большой вопрос, по какому пути развития событий мы пойдем. Будут ли студенты, которые по разным причинам сейчас не посещают лекции, смотреть онлайн-курсы и выполнять задания? Может быть, да. А возможно, они и этого делать не будут, и тогда мы окажемся в еще более кромешной ситуации, чем сейчас.


Мне кажется, дело не в формате лекций, а причина этой ситуации кроется в востребованности образования (не могу судить о ситуации в столицах, где работает ВШЭ) в регионах. Студенты прекрасно понимают, что, не имея образования или имея неполное высшее, они могут прекрасно устроиться, получать не меньшие деньги, чем их сокурсники с дипломом. Вот эта ситуация мне кажется пагубной. Кроме того, студенты тоже не дураки, понимают, что сегодня они приходят в вуз за услугами, которые им обязаны предоставить. Студентов не отчисляют с «хвостами». Эти долги можно сдавать на протяжении нескольких лет. То есть, не сдав зачет на первом курсе, отчитаться по нему можно на последнем курсе обучения. Мера эта введена, чтобы сохранить контингент, но в результате ответственность студентов еще больше размылась.


Резюмируя, хочу сказать, что шаг, предлагаемый ректором ВШЭ, на мой взгляд, сигнализирует о кризисе, в котором находится высшее образование в России. Но является ли предложенный Кузьминовым вариант реформы выходом из этого кризиса? Ответа на этот вопрос я не знаю.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru