Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Руководитель регионального направления АНО «Институт Внешэкономбанка», политолог

Первый шаг к грамотному урегулированию ситуации с ростом цен — проанализировать, почему эти методы не работают так, как хотелось бы 19.02.2015

Первый шаг к грамотному урегулированию ситуации с ростом цен — проанализировать, почему эти методы не работают так, как хотелось бы

Пока правительство РФ раздумывает о целесообразности введения госрегулирования цен на социально значимые продукты питания, к ограничению стоимости таких товаров уже приступил целый ряд регионов. Как выяснил "Ъ", чиновники договариваются с ритейлерами о минимальной торговой наценке, требуют отдавать предпочтение продуктам местного производства и зафиксировать цены на товары под собственным брендом сетей. Возможность ограничивать цены на региональном уровне существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу, напоминают в правительстве.

Дмитрий Хотько:

- Федеральные чиновники формально правы: региональные власти, за исключением ряда территорий, на нормативном уровне ограничивать рост цен не могут.  Поэтому, собственно говоря, многие регионы к нормативным ограничениям и не прибегают, ограничиваясь меморандумами о взаимопонимании с ритейлерами.  

Само по себе ограничение наценки на отдельные категории товаров, если к нему прибегать — мера обоюдоострая, поскольку ритейлеры, будучи заинтересованными в том, чтобы отыграть свои потери, вызванные ограничениями, поднимут цены на другие категории товаров. 

В целом, нужно понимать, что к подобным инструментам региональные власти прибегают тогда, когда конвенциональные методы не работают или работают недостаточно эффективно. Это и меры региональной экономической политики по стимулированию и поддержке участников тех или иных товарных рынков. И антимонопольная политика, конечно. Первый шаг к грамотному урегулированию ситуации с ростом цен — проанализировать, почему эти методы не работают так, как хотелось бы. 

Оптимальный сценарий — когда региональные министерства экономического развития с привлечением квалифицированных экспертов и регионального УФАС проводят оценку конкурентной среды и выявляют проблемы развития конкуренции на ключевых товарных рынках. После чего формируют чёткий пошаговый комплекс мер по выправлению ситуации, реализация которого может занимать сравнительно длительное время, но в конечном счёте окажется эффективной. У многих регионов такой опыт имеется.

Зачастую, кстати, такой анализ позволяет выявить, что проблема роста цен может быть связана в первую очередь не со сговором ритейлеров, а поставщиков. По ряду отраслей и видов продукции в регионах поставки иногда находятся под монопольным контролем одного или нескольких крупных игроков. Есть единственный способ гарантированно и долгосрочно решить такие проблемы - устранять инфраструктурные ограничения, создавая крупные товарно-логистические комплексы.

Пожалуй, более внятная экономическая политика регионов, направленная на устранение проблем развития конкуренции на товарных рынках, может также быть дополнена расширением инструментария и полномочий ФАС.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru