Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Политолог, заместитель шеф-редактора российского информационно-аналитического портала K2Kapital

Муниципальный фильтр - всего лишь инструмент удержания под контролем сложившейся в провинции «полуторапартийной» системы 03.12.2012

Муниципальный фильтр - всего лишь инструмент удержания под контролем сложившейся в провинции «полуторапартийной» системы

Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).

Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).

Сергей Мулин:

В принципе, я приверженец американской (она же алтайская, поскольку использовалась еще при бывшем губернаторе края Александре Сурикове) - системы, когда в условный "первый вторник после первого понедельника ноября високосного года" переизбирается все: президент, сенаторы, нижняя палата парламента, губернаторы регионов и мэры городов, депутаты всех уровней. Население нельзя слишком часто таскать на участок. Нужно научиться уважать волю граждан и обеспечить честный, прозрачный подсчёт голосов. В этом смысле, идея досрочной отставки 30 глав субъектов Федерации ради замера настроений электората перед предстоящими выборами, мне представляется заведомо порочной. Если страна дозреет до смены элиты и всего правящего класса в один момент, нельзя лишать её  даже теоретической возможности на выборы, на то у нас де-юре и демократия.

Одно "но" - массовые досрочные сложения полномочий губернаторов в базовых регионах, произведённые ради вывода их из-под действия закона о возвращении к выборности глав. И чем раньше у людей спросят, кто им мил, тем честнее будет. Особенно это касается обеих столиц, где в массе своей горожане отказали в доверии правящей элите страны в лице партии "Единая Россия". Будь в России, как в позднем СССР двухтуровые выборы при явке не ниже половины от списка зарегистрированных, был бы номенклатурный обвал не хуже марта 1989 года, как известно, лишивший прежнюю вертикаль власти КПСС легитимности и кончившийся распадом системы.

В этом контексте так называемый муниципальный фильтр - всего лишь инструмент удержания под контролем сложившейся в провинции полуторапартийной (ЕР, плюс одобренные ею сателлиты, типа КПРФ, ЛДПР и "СпРоса") системы, призванный не допустить в игру посторонних. Например, приезжих харизматиков, делегированных из столицы оппозицией, а также крупных бизнесменов, не имеющих "крыши" в местной администрации. Соответственно, ослабление оного можно только приветствовать.

Праймериз, устроенные по стране в виде выборов Координационного Совета Оппозиции 21-22 октября, показали, что побеждают раскрученные, в теледебатах и в интернете, а также, что левого тренда среди протестных избирателей, как преобладающего вектора не существует. Если нечто подобное провести под эгидой официальных избиркомов, это будет полезно и как просветительская процедура: люди должны привыкнуть, что борются за их голоса, а не за кошельки, минуя сознание. Подписи депутатов муниципального уровня, как правило, лежащие в кармане у действующего главы исполнительной власти, как аргумент не внушают доверия.

Президентский фильтр для губернаторов полезен. Впрочем, в прежние годы, например, осенью 1996-го, администрации президента РФ ничего не мешало вести такие переговоры с основными кандидатами "закулисно". В итоге даже публичные противники хозяина Кремля имели заранее отлаженный механизм согласования интересов центра и региона. А демонстративная рекомендация, мол, я за этого, но против того, может быть и контрпродуктивна. 

Особая модель наделения полномочий обкатывается сейчас на примере Московской области. Сроки работы и.о. губернатора Андрея Воробьёва максимально растянуты по времени. И пока нет признаков, что эта династическая  "форма передачи вотчины", может вызвать что-то кроме раздражения. С другой стороны, корпоративное управление тем или иным регионом, той или иной структурой, вроде бы, прижилось. И это аргумент в пользу сохранения механизма, пока машина едет. Надо просто помнить, что рано или поздно она сломается прямо на ходу и произойдёт это, как всегда в России, внезапно для водителя.

В региональные референдумы, если честно, не верю, поэтому, конечно, нужен федеральный закон "об опричнине" после громкого публичного обсуждения с оппозицей, в том числе и несистемной. Голоса против могут быть при этом не учтены, но должны быть выслушаны внимательно, ибо число управленческих ошибок, принятых в центре без оглядки на настроения общества, уже близко к критическому. Сигналы в системе должны проходить не только сверху, но также снизу. Иначе "разорвёт", а нам в этой стране, между прочим, ещё жить и жить.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru