Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП)

Муниципальный фильтр: когда он не понадобится 18.09.2015

Муниципальный фильтр: когда он не понадобится

Представители парламентской оппозиции выступают против муниципального фильтра на выборах для кандидатов от своих партий. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» готовы временно объединиться и внести поправки в ФЗ «О выборах». Этот вопрос уже неоднократно поднимался представителями всех оппозиционных парламентских партий, однако только сейчас партии объявили о том, что намерены добиваться отмены фильтра единым фронтом через внесение соответствующих поправок, а также через обращение к президенту, пишут «Известия».

Основная претензия парламентариев заключается в том, что кандидаты парламентских партий, которые баллотируются на губернаторских выборах, должны преодолевать муниципальный фильтр в общем порядке, как и кандидаты от непарламентских партий.

Либерал-демократы намерены предложить поправки, исключающие муниципальные барьеры для кандидатов от парламентских партий. А партии полагают, что «целесообразной будет и отмена льгот по сбору подписей для непарламентских партий».

Илья Гращенков:

- Муниципальный фильтр – это инструмент влияния президента на региональную политику. Отказ от фильтра означал бы, что либо власть полностью контролирует внутреннюю политику и не боится максимальной конкурентной борьбы, либо власть больше не нуждается в контроле над территориями и может позволить себе отпустить ситуацию.

Думаю, что пока Кремль явно не готов отказаться от такой прерогативы. Скорее, наоборот, в ситуации экономического спада политический контроль будет лишь усиливаться. Иначе, зачем бы понадобилось до 2016 года переизбирать почти 90% губернаторского корпуса?

Практика показывает, что влиять на предвыборные пасьянсы власть может и без муниципального фильтра. Например, через местные избирательные комиссии, которые всегда могут снять неугодного кандидата, как говорится, «по беспределу».

Но такой подход часто влечет нежелательный негативный фон в СМИ. А муниципальный фильтр позволяет избежать неожиданностей и решить проблему формирования пула участников голосования тихо и по-семейному. Вертикаль власти никогда не подразумевала прямого избрания губернаторов.

Скорее наоборот, с уходом Лужкова и Росселя закончилась эпоха самостоятельных региональных игроков. Система отстроилась под единую корпоративную структуру. Возвращение прямых выборов с поправкой на муниципальный фильтр – лишь неудобная уступка, сделанная сразу после «Болотной площади».

Сегодня необходимость в таких заигрываниях с оппозицией отпала. Муниципальный фильтр сделал электоральный процесс настолько управляемым, что выборы стали мало отличаться от процедуры назначения. Казус, возникший в Иркутской области, говорит лишь о том, что любые неожиданности в региональной политике допустимы лишь с благословения кремлевской администрации. Скорее всего, авторами подобных сюжетов выступают те же высокие столичные чиновники. Поэтому допускать до процесса шумных партийцев из числа парламентской оппозиции никто не торопится. ЛДПР или «Справедливая Россия» не раз доказывала, что может эффективно переиграть серых единороссов на поле политических технологий.

Вернуть политтехнологов в строй – задача будущего. Рано или поздно экономическая ситуация окончательно разрушит вертикаль власти. Москве придется делать ставку на региональные группы, которые в данный момент существенно ослабли, а кое-где и вовсе исчезли. Вновь понадобятся самостоятельные, сильные губернаторы, способные самостоятельно формировать местные бюджеты. Тогда муниципальный фильтр отпадет сам собой.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru