Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Политтехнолог, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова

Любой рейтинг всегда имеет определенные серьезные ограничения 20.01.2014

Любой рейтинг всегда имеет определенные серьезные ограничения

Министерство регионального развития опубликовало «обновлённый» рейтинг деятельности региональных властей в стране. В основу рейтинга легла оценка каждого региона по трем блокам показателей. 

Основной их них – экономический блок: с 2012 года увеличена значимость показателей, характеризующих экономическое развитие региона и наращивание его налогового потенциала. Это инвестиции в основной капитал, объемы доходов бюджетов, оборот продукции и услуг малых предприятий, денежные доходы населения, а также объемы введено в эксплуатацию жилья. Социальный блок включает в себя такие критерии как продолжительность жизни, уровень безработицы, уровень смертности, доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, а также долю детей, оставшихся без попечения родителей. Замыкает перечень такой показатель как оценка населением работы власти. 

Стоит отметить, что ряд регионов в рейтинге демонстрируют существенное падение, по сравнению с прошлыми исследованиями Минрегиона. Так, планомерное снижение эффективности демонстрирует власти Башкирии: в 2010 году – 14-е место, в 2011 – 27-е, в 2012 – 36-е. Аналогичная ситуация и в Нижегородской области: по итогам 2012 –го года она заняла 47-е место. Откатились назад Оренбург, Киров, Самара – разница между положениями в рейтинге свыше 10 пунктов. 

Несмотря на то, что в Саратовской области показатели работы власти упали лишь в 5 раз, среди субъектов ПФО этот регион – последний в списке и входит в 10-ку российских субъектов, чьи власти наименее эффективны.

Григорий Казанков:

- Хорошо бы, конечно, более детально и внимательно посмотреть методику расчета этих рейтингов - та, которая была, и та, которую использовали сейчас, тогда можно было бы сравнить основательно.

Я думаю, что главный вопрос здесь – что из этих рейтингов хотят получить в итоге? Оценка чего и кого? У министерства региональной политики одни вопросы к региональным администрациям, у граждан – другие. Есть оценки, которые выставляют сами граждане в ходе социологических опросов, на выборах и т.д. Очень часто бывает, что по формальным показателям губернаторы и областные правительства работают неважно, а по субъективной оценке граждан – хорошо, и наоборот. То есть, любой рейтинг всегда имеет определенные серьезные ограничения. Нужно понимать, для чего это рейтингование проводится, кто его будет использовать и какие выводы делать на его основании. Рейтинг – вещь не абсолютная.

Подобрать методику, чтобы заранее знать результат, конечно, нельзя. Я не очень понимаю, например, какие результаты желательные для Минрега. Скорее всего, им нужны сколь-нибудь объективные критерии оценки.

В любом рейтинге, поскольку он делается на основании массы показателей, важен вес каждого из них. Естественно, можно этим весом так варьировать, что что-то будет более важным, что-то менее. Есть и еще момент. Надо учитывать, что регионы находятся изначально в разных стартовых позициях. Сравнивать, к примеру, сырьевые регионы и регионы, которые сильно зависят от мировой конъюнктуры на какие-то производимые товары – металл, целлюлоза и т.д., очень сложно. Конечно, у них разная ситуация. Так что все рейтинги относительны, и только на их основании говорить, что этот губернатор работает хорошо, а этот – плохо, не очень правильно. Но, с другой стороны, какой-то критерий все равно нужен для оценки.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru