Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта мнений

Климанов Владимир
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Кризис 2015 года в большей мере напоминает ситуацию начала 90-х 20.08.2015

Кризис 2015 года в большей мере напоминает ситуацию начала 90-х

В сложившейся экономической ситуации каждый регион чувствует себя по-своему. К примеру, руководство Вологодской области заявляет, что реализация ее антикризисного плана дает положительный результат. 

«Индекс промышленного производства за 6 месяцев 2015 года составил 102,7% к аналогичному периоду 2014 года. Для сравнения по Российской Федерации этот показатель составляет 97,3%. В сельском хозяйстве за этот же период объем производства продукции составил 10,5 миллиарда рублей и в сравнении с прошлым годом увеличился на 3,3%. В числе лидеров - молочная и мясная отрасли, которые показали рост в 7,9% и 3,9% соответственно», - писал про регион портал «Бизнес и власть». 

Но есть и другой пример – в Башкирии честно признают, что экономический спад зарегистрирован по всем фронтам.

«В качестве тревожных симптомов глава региона Рустэм Хамитов назвал снижение валового регионального продукта на 4,5%, снижение на 45% внешнеторгового оборота. Снизилась и покупательская способность населения, реальные зарплаты сократились на 10%, доходы населения упали на 7%. Показатель рождаемости упал на 2%, а смертность увеличилась на 6%. Растет и миграционная убыль населения, республику покинули две тысячи человек, притока жителей из вне нет, отметил Рустэм Хамитов», - сообщал портал Уфа1.ру.

Владимир Климанов:

- Нужно понимать, что антикризисные планы, которые были приняты в разных регионах в начале 2015 года и которые во многом повторяют антикризисный план правительства РФ, отличаются друг от друга. Некоторые субъекты пошли по пути того, что оставили в своих планах только наиболее значимые крупные мероприятия, которые нужно выполнять в рамках потенциальной борьбы с кризисом, с которым сталкивается и страна в целом, и конкретный регион. Другие регионы пошли по пути излишней детализации этих планов, включая туда иногда самые мелкие мероприятия, которые нужно сделать даже не в условиях кризиса, а вообще в рамках текущей деятельности. 

Какие-то отдельные регионы включили мероприятия, которые давно задумывали, и кризис стал неким таким спусковым крючком, чтобы эти действия запустить. Какие-то регионы, наоборот, заморозили свои активные действия по осуществлению преобразований. В Москве, например, в рамках антикризисного плана был заморожен ряд действий, связанных с ликвидацией нестационарных рынков, унификацией внешней рекламы или вывесок и целый ряд других действий. Поэтому говорить о том, какие регионы выполняют антикризисные планы, а какие – нет, нужно из той логики, что планы в регионах очень разные. 

И, кроме того, кризис 2015 года в большей мере напоминает ситуацию начала 90-х годов, когда такие негативные явления проявляются на долгосрочной перспективе. Кризис сейчас в большей мере ударил по регионам-лидерам, которые активно привлекали те же иностранные инвестиции в последние годы или занимались развитием производства, которое в сегодняшних условиях оказалось в достаточно сложной ситуации. Можно сказать, это Калужская область, которая привлекала инвестиции в последние годы. Или Москва, которая тоже очень много делала для своего переобустройства. Регионы, у которых, казалось бы, есть предприятия, готовые двигать всю территорию вперед в виде той же Вологодской области или Красноярского края, в большей степени сейчас испытывают сложности, чем, например, регионы, специализирующие на сельском хозяйстве или тех производствах, которые легко подпадают под программу импортозамещения. Это регионы юга России в широком смысле этих слов, включая регионы южной Сибири. Юг европейской части в полной мере, по-моему, оказался в позитиве. 

В такой устойчивой ситуации оказались, например, регионы, которые обеспечивают выполнение оборонзаказа по отдельным направлениям, и получается, что, когда в условиях кризиса большая статей расходов бюджета подверглась так или иначе сокращению, то специализация на оборонных отраслях позволила многим регионам сохранить свое устойчивое состояние в силу обеспеченностью работой со стороны федерального бюджета. И в этой связи говорить о том, что кто-то плохо или, наоборот, успешно преодолевает кризисные явления в силу каких-то своих особенностей, в полной мере нельзя. 
Потому что во многом это объясняется естественными факторами: либо специализацией региона и спецификой кризиса, либо наличием конструктивного или неконструктивного антикризисного плана в регионе, ну и многими другими параметрами. Поэтому в общем-то оценки, которые даются с разных сторон, в любой степени могут быть подвержены критике со стороны экспертов в силу наличия индивидуальных факторов регионов. 

Добавить новый комментарий