Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, кандидат социологических наук

Калининград: системная стабилизация с перспективой улучшения 25.05.2015 / Регион: Калининградская область

Калининград: системная стабилизация с перспективой улучшения

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов победил в последнем туре праймериз «Единой России» по определению кандидата от партии на следующих губернаторских выборах. Политическую ситуацию в регионе на старте избирательной кампании проанализировал в своем докладе представитель АПЭК в Калининградской области Ефим Фидря. 25 мая доклад был презентован на втором заседании Светлогорского экспертного клуба.

Выборы губернатора Калининградской области состоятся 13 сентября 2015 года. Именно они сегодня формируют политическую повестку региона. Актуальные вопросы избирательной кампании обсудили на заседании Светлогорского экспертного клуба федеральные и региональные эксперты: генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, социолог Алексей Высоцкий и другие. "РК" приводит самые интересные мнения и прогнозы.

Ефим Фидря:

- Выборы губернатора – безусловно, это ключевое событие, которое задает политическую повестку региона на ближайшие несколько месяцев, и, конечно, это требует анализа и обсуждения. Сначала охарактеризуем социально-политическую ситуацию в регионе.

За прошедшие с момента нашего первого заседания несколько месяцев, конечно, региону не удалось избежать некоторых проблем, прежде всего экономических. Министерство экономики спрогнозировало сокращение ВРП в 2015 году. Одному из крупнейших региональных предприятий – «Автотор» пришлось сократить около 500 работников. Региональное правительство спрогнозировало в 2015 году уровень зарегистрированной безработицы примерно в 1,6 %, а в следующем году он может достичь и 2 %.

В то же время в регионе активно развивается строительная отрасль, отмечен рост притока туристов из других областей России. На федеральном уровне - на макрополитическом и макроэкономическом – наблюдаются признаки стабилизации, прежде всего речь идет о стабилизации в экономической ситуации, что препятствует углублению кризиса.

Что касается нашего региона, то ключевую роль для формирования стратегической перспективы сыграла созданная в декабре 2014 года правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Калининградской области, которую возглавил председатель Правительства Д.А. Медведев. Именно в ходе работы этой комиссии было найдено решение одной из основных проблем развития Калининградской области, так называемой «Проблемы-2016».

В рамках работы комиссии было предложено решение в виде реализации на территории региона – ТОРа (территории опережающего экономического развития). Кроме того, в последние несколько недель Правительство РФ официально утвердило постановление о предоставлении межбюджетных трансфертов на компенсацию финансовых потерь при реализации инвестиционных проектов в особой экономической зоне региона. Региональное правительство благодаря наличию новых институциональных рамок смогло принять законопроект «Об организации стратегического планирования Калининградской области», который позволяет решить одну из ключевых проблем последних нескольких лет – соответствие регионального и федерального законодательства в сфере государственного планирования и прогнозирования.

К настоящему времени социально-политическая ситуация, как мы ее охарактеризовали, может быть описана как системная стабилизация с перспективой улучшения, при высокой степени консолидации региональных элит, при отсутствии явных административно-хозяйственных просчетов, на фоне относительной нормализации внешнеполитических отношений России и стран ЕС, стабилизации внутренней экономической ситуации в стране.

Данные ведущих социологических служб региона показывают, что жители оценивают ситуацию в области в целом удовлетворительно. И хотя восприятие ожидаемо несколько ухудшилось в городах и поселках, которые достаточно чувствительно восприняли экономические трудности последнего времени – в области потребительских цен, ЖКХ и др., жители области по-прежнему высоко оценивают деятельность федеральных органов власти и позитивно воспринимают работу региональной администрации. Не смотря на отмечаемые материальные проблемы, население области оценивает будущие перспективы скорее позитивно.

Уровень протестного потенциала в регионе за последнее время несколько возрос, что неудивительно, учитывая сложную экономическую, социальную обстановку, негативные ожидания. При этом серьезных протестных акций в регионе за последние месяцы не происходило. Ни акция за возврат пригородных поездов, ни инициирование в Балтийском районе протеста против отказа кандидатам в регистрации на муниципальных выборах не стали многочисленными и не вызвали значимого общественного резонанса.

Безусловно, все знают результаты прошедших в воскресенье выборов в муниципальные собрания Балтийского городского округа, это интересный результат. Конечно, его можно было бы описать как протестное голосование, но, во-первых, надо признать, что данный результат имеет определенный локальный характер. Это традиционно сложный в регионе Балтийской муниципалитет, именно рамками этого региона протестная активность и ограничивается, так что нельзя экстраполировать полученные результаты на более широкие внутриполитические региональные процессы. Во-вторых, понятно, что данное явление именно политическое, потому что все мы помним, что акции протеста не вызвали ни социального резонанса, ни привлекли на свою сторону какие-то широкие массы, они прошли вообще с минимальными последствиям. И в этом смысле это сугубо политический феномен, не отражающий какого-то социального протеста. Подобный результат наглядно демонстрирует отсутствие того, в чем подозревали региональную администрацию – в применении административного ресурса. Как показала практика, выборы прошли с высокой явкой, абсолютно в демократическом ключе, и совершенно очевидно, что региональное правительство будет работать с тем составом муниципального законодательного органа, который выбрали жители, прислушается и воспримет этот сигнал, будет налаживать рабочие отношения.

Массовая протестная консолидация населения, о которой можно было бы говорить, возможна только вокруг острых и типичных для всех жителей проблем – безработица, здравоохранение, ЖКХ, продовольственная безопасность. На наш взгляд, серьезное обострение указанных проблем возможно только в случае существенного макроэкономического или политического кризиса и при условии, что региональная администрация не найдет никаких механизмов оперативного решения проблем. На наш взгляд, вероятность такого развития событий достаточно низкая. Таким образом, при отсутствии серьезных внешних потрясений и значительного ухудшения экономической и политической обстановки следует ожидать снижения социальной напряженности в перспективе ближайших месяцев при сохранении инерционности экономической динамики.

Что касается расстановки политических сил на старте выборов, то ее можно было бы описать как доминирование Николая Цуканова и «Единой России» и нишевая конкуренция для остальных партий, которые выступают в рамках оппозиции. Понятно, что сами по себе выборы 2015 года интересны не только как выборы губернатора, но и как тактический важный этап в среднесрочной борьбе за политическое влияние в регионе, так что конфигурации местного политического ландшафта складывается в текущей кампании с учетом этого фактора. 

Безусловно, ключевым игроком на выборах является партия «Единая Россия», текущая электоральная поддержка которой находится в районе 45-51 %, по данным нескольких опросов. И практически единственным реальным игроком, способным бороться за губернаторский пост на предстоящих выборах, станет кандидат от «Единой России». Мы все знаем, что это действующий губернатор. Он одержал победу во внутрипартийных праймериз, а затем этот результат будет закреплен в ходе прямого голосования.

Интересно при этом, что текущий электоральный рейтинг губернатора выше, чем у партии. Экстраполирование текущего рейтинга с учетом предполагаемой явки и развертывания кампании, позволяет сделать прогноз, что Николай Цуканов выиграет губернаторские выборы в первом туре, наиболее вероятно с результатом около 60-65 %.

Если говорить о других партиях, то есть традиционные системные игроки – в частности КПРФ, электоральная поддержка которой в последние месяцы, как и у остальных оппозиционных партий сокращается и находится в районе 6-7 %. КПРФ уже определилась со своим кандидатом на предстоящих выборах, это будет Игорь Ревин, уровень прямой электоральной поддержки которого невысок – около 1-2 %. Понятно, что, скорее всего, поддерживать избиратели будут не лично Ревина, а партию, это традиционно, у партии есть устойчивая электоральная ниша. По текущей ситуации можно предположить, что Ревин наберет на выборах около 4-7 %. 

ЛДПР решила пойти по другому пути и выдвинуть новое лицо, учитывая, что лидер регионального отделения партия Ветошкин не обладает высоким уровнем поддержки, и, как и большинство оппозиционных лидеров, не обладает высоким уровнем узнаваемости, зачастую бывает даже, что антирейтинг превышает электоральный рейтинг кандидата. Поэтому данный шаг вполне оправдан, скорее всего, будет выдвинута кандидатура депутата ГД – Александра Старовойтова. Внутренние ресурсы регионального отделения партии очень скромны. С учетом того, что по объективным причинам известность депутата не выходит за пределы устойчивого электората партии, вряд ли ему удастся существенно расширить электоральную нишу, и при сохранении имеющихся тенденций сомнительно, что его результаты превысят 3-5 %.

О выдвижении своего кандидата пока не объявила «Справедливая Россия». Хотя региональный лидер Павел Федоров намекнул, что это может быть человек со стороны и возможно, тоже федерального уровня. Так что, вероятно, здесь тоже будет применена такая тактика - немного «освежить» политический образ партии, привлечь новый электорат, но, как и в случае с ЛДПР, независимо от конкретных персоналий вряд ли реальные перспективы кандидата набрать на выборах больше 3 % ощутимы.

«Партия патриотов России» вряд ли пройдет муниципальный фильтр и будет представлять своего кандидата на выборах. Точно так же как и депутатское объединение «Запад России», бывшая «Гражданская платформа», которая теперь расформирована в регионе. В данном случае ситуация еще более сложная, партии вряд ли удастся вообще зарегистрировать свою политическую организацию и принять участие в выборах, поэтому, скорее всего, в этой борьбе она участие не примет.

Текущая конфигурация политических сил практически не оставляет интриги на предстоящих выборах, это стало возможным, на наш взгляд, и благодаря консолидации региональных политических и бизнес-элит вокруг фигуры действующего губернатора, и его поддержка региональным сообществом, как показывают данные социологических замеров, и поддержка его федеральным центром при одновременной дезинтеграции региональной оппозиции.

Фактически процедура внутрипартийных праймериз является не инструментом селекции, а инструментом легитимации выдвижения кандидатуры на выборы на пост губернатора региона. Выбор кандидатуры действующего губернатора как основной кандидатуры на предстоящих выборах представлял собой сложный и многоступенчатый процесс, праймериз - это только завершающая стадия этого процесса, в ходе которого оценивались различные факторы - поддержка населением, политическими элитами, бизнес-элитами, наличие региональной оппозиции, реальной внешней федеральной альтернативы. Практика показала, что Цуканов пользуется широкой общественной поддержкой, которая не является прямой функцией от возросшей поддержки населения федеральных властей и провластной мобилизации последнего года.

На протяжении первого губернаторского срока оценки работы губернатора и уровень доверия населения к нему варьировались в зависимости от происходящих и в стране, и в регионе событий. Несмотря на то, что прошедшие без малого четыре года характеризовались довольно турбулентной макроэкономической и региональной политической ситуацией, губернатору и его администрации удалось проявить выдержку и последовательность в решении актуальных проблем, а также добиться принятия федеральным центром стратегических для развития области решений.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru