Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта мнений

Генеральный директор Института региональных проблем

Чтобы выполнить пожелания Минниханова и Артамонова, необходимо будет менять налоговую политику по отношению ко всем регионам 12.01.2017 / Регион: Калининградская область

Чтобы выполнить пожелания Минниханова и Артамонова, необходимо будет менять налоговую политику по отношению ко всем регионам

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов раскритиковал бюджетную политику Минфина в отношении регионов-доноров.

Артамонов отметил, что за последние годы дотационными стали Пермский и Красноярский края, Республика Коми, Челябинская, Оренбургская, Ярославская и Липецкая области.

«Не умаляя в целом заслуг министерства финансов в обеспечении макроэкономической стабильности в стране, возьму на себя смелость утверждать, что к сокращению числа регионов-доноров ведет бюджетная политика, которая подталкивает регионы к дотационности и убивает у них желание развиваться. Следуя этой логике, гораздо проще и выгоднее быть дотационным субъектом, нежели постоянно прикладывать усилия для роста экономических показателей, расширять налоговую базу, повышать бюджетную обеспеченность», - заявил Артамонов в интервью «Российской газете».

Напомним, в конце прошлого года с подобным заявлением, но в более жесткой форме выступил глава Татарстана Рустам Минниханов. Подробнее об этом читайте в обзоре «РК».

Дмитрий Журавлев:

- Я думаю, что очень жесткой реакции в связи с этими заявлениями не будет,  потому что, во-первых, то, что они говорят, довольно очевидно. Во-вторых, их уже двое, и первый из них был лидером национального региона, а там нужно быть особенно бережным с кадровой политикой. А наказывать одного Артамонова тоже как-то нелогично. Кроме того, это же такие яркие выступления, одиночное, что называется, катание. А ведь в свое время была резолюция Совета Федерации на эту тему, это было больше полугода назад. Она, конечно, не была такой жестко осуждающей, там речь шла об изменении налоговой политики, и разумеется, это резолюция носила рекомендательный характер.

Каких-то резких движений в связи с последними заявлениями глав регионов я не жду. Тем более, что вопросы налогов – это ведение правительства, а судьбы губернаторов – это ведение президента. Тем более, что нет каких-то личных выпадов по отношению к председателю правительства, к министру финансов.  Речь идет о несогласии с определенной частью деятельности правительства.  Если бы форма была такой жесткой, какая была в свое время у господина Лужкова по отношению к Дмитрию Медведеву, тогда были бы жесткие меры, потому что просто нельзя было бы это спустить. Сейчас вторичное выступление Артамонова может подвигнуть  к попытке как-то разрешить эту проблему – дотационных регионов и регионов-доноров. Потому что вся беда существующей системы межбюджетных отношений  в том, что она стимулирует иждивенческие настроения: если ты начинаешь работать лучше, то у тебя сокращают дотации. И тогда возникает вопрос: а зачем? Понятно, что Минниханов говорил жестче, Артамонов в этом смысле более корректен. Но лидерам национальных республик у нас все-таки немного больше позволено.

Вопрос в том, каким образом могут быть учтены пожелания губернаторов. Здесь тоже надо понять: Минфин не то, чтобы не хочет, он не может. Есть требование Конституции, которое определяет равенство людей вне зависимости от региона. Следовательно затраты на социальную сферу на человека в каждом регионе должны быть одинаковыми. Это одна из причин появления системы трансфертов. И дело ведь не только в том, чтобы не брать с доноров. Тогда нужно не давать и реципиентам, это ведь две стороны одной медали. Но если не давать реципиентам, то мы либо предполагаем, что затраты на медицину, образование в разных регионах на душу населения будут разные, либо нужно менять систему не только в том смысле, что не  забирать у доноров, а менять всю налоговую систему. Минниханов и Артамонов говорят только о регионах-донорах, их чуть больше десятка. Но чтобы выполнить их пожелание, необходимо будет менять налоговую политику по отношению ко всем регионам, то есть реформа нужна масштабная. А насколько на это способен Минфин в условиях, прямо скажем, тяжелого бюджета? У Минфина одна задача – свести бюджет с минимальными потерями, это его уставное требование. Поэтому вопрос в том, насколько смогут учесть пожелания глав регионов. А с другой стороны, у нас ведь ничего не делается случайно. Раз пошли такие явные выступления, значит, есть надежда, что учтут. Потому что если бы была уверенность, что не услышат, то никто не стал бы выступать



 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru