Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта мнений

Климанов Владимир
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Бюджеты некоторых регионов находятся почти в критичном состоянии 01.12.2014

Бюджеты некоторых регионов находятся почти в критичном состоянии

К концу этого года дефицит региональных бюджетов может достигнуть полутриллиона рублей, сообщает "Коммерсант Власть". Половина региональных бюджетов исполняется с дефицитом, констатирует Минфин. Обязательства регионов сильно выросли после майских указов президента 2012 года, чего не скажешь о доходах.

Со следующего года заморожена индексация зарплат работникам бюджетной сферы, но нагрузка на региональные бюджеты все равно остается серьезной. Тем более что ситуация в экономике продолжает ухудшаться. По данным прогноза Минэкономразвития, на основе которого рассчитывается федеральный бюджет, рост ВВП по итогам этого года составит 0,5%. В следующем году экономика должна вырасти на 2%, а в 2016-м — на 2,5%. Однако прогноз рассчитан исходя из средней цены нефти $100 за баррель и курса доллара в диапазоне 37-38 руб. Эти параметры уже сейчас являются нереалистичными, никаких предпосылок для улучшения ситуации пока не просматривается. При этом произошло сокращение бюджетных трансфертов регионам до 1,05 трлн руб. в 2014 году с 1,5 трлн в 2013-м.

Виктор Климанов:

- На самом деле, ситуация, действительно, в некотором смысле критичная, и самое главное, что мы должны понимать, что здесь нельзя рассматривать просто суммарный долг и дефицит бюджета всех регионов. Нужно смотреть на каждый отдельный случай индивидуально.

В этой связи некоторые регионы находятся почти в критичном состоянии. Нельзя сказать, конечно, что завтра или послезавтра их ждет дефолт, потому что есть разные инструменты не допустить этого, прежде всего – целенаправленные действия центра, который может предоставить, например, бюджетный кредит или дополнительную финансовую помощь в виде дотаций на сбалансированность региональных бюджетов.

Но в любом случае, это не может не беспокоить, потому что для регионов, в отличие от федерации, возможностей самостоятельного маневра меньше. Регион просто не сможет, допустим, совершить какой-то маневр в части адекватного сокращения расходов, там и так очень часто доля инвестиций совсем незначительная, а текущие обязательства предписаны какими-то высокими политическими задачами, от которых регион не может самостоятельно отказаться.

Добавить новый комментарий