Карта мнений
Директор Центра исламских исследований Северного КавказаБорьба с кланами в Дагестане и поспешные решения властей привели к тому, что регион начали покидать инвесторы
Власти Дагестана подвели итоги работы за 2015 год. Глава республики Рамазан Абдулатипов отметил, что по основным показателям регион показал хорошие результаты: «При этом мы должны сказать, что многие насущные задачи, которые волнуют дагестанское общество, районы, города, конкретные категории населения, – это все еще не учитывается до конца. У нас огромные резервы развития. Позитивную динамику, которая складывается в республике, нам удалось достичь за счет ручного управления, повседневного натиска со стороны руководства на различные направления жизнедеятельности органов власти, дагестанского общества и т д.», – приводит слова Абдулатипова РИА «Дагестан».
Председатель правительства региона Абдусамад Гамидов сообщил, что по итогам 2015 года рост темпов промышленного производства в Дагестане составил 2%, продукции сельского хозяйства – 5,1%, инвестиций в основной капитал – 2,1%, строительства – 6,6%.
При этом глава Дагестана раскритиковал работу по сбору налогов в муниципальных образованиях и пригрозил отставками главам муниципалитетов, которые не выполняют план по сбору налогов.
Руслан Гереев:
- Отчет Абдулатипова в большей степени носил декларативный характер. Основными проблемами региона остаются безработица, коррупция, профилактика экстремизма в молодежной среде. По всем рейтингам в федеральных списках Дагестан находится на последних местах. (Так, в октябре 2015 года Росстат опубликовал данные по средней заработной плате в регионах России. Дагестан оказался последним в списке - осенью 2015 года уровень средней зарплаты в республике составлял 18 тыс. 186 рублей – прим. редакции). При этом нужно понимать, что сам регион достаточно сложный, но практика показывает, что в соседних республиках, где правят хозяйственники, силовики, показатели очень неплохие. Казалось бы, что нам мешает делать подобное?
Что касается критики в адрес глав муниципалитетов, то реально власти на местах не могут ничего делать – у них нет ни средств, ни других ресурсов, чтобы соответствовать тому курсу, который объявлен в республике.
В целом, постоянно говорят о каких-то планах, о будущих перспективах, но людей-то интересует сегодняшний день. И потом, мы - дотационная республика, можно было бы, допустим, укрупнить некоторые муниципальные районы, зачем их содержать? Можно перейти к межрайонному управлению, которое в советский период показывало очень хорошие результаты. Многие сейчас это тоже используют. Содержать целую армию чиновников и их свиту нет смысла.
Это проблемы региона, которые назрели и требуют решения. Первая кампания борьбы с кланами и прочие заявленные поспешные решения попросту привели к тому, что регион начали покидать инвесторы, начали выводить деньги из региона. Нужна широкая экономическая кампания в республике. Нужно хотя бы попытаться привлечь представителей бизнеса из своих же диаспор в других регионах. Таких людей в Российской Федерации много, но они почему-то стороной обходят республику.
Есть определенные результаты по строительству социальных объектов, тех же детских садов (в 2015 году в Дагестане были введены в эксплуатацию 7 детских садов на 755 мест – прим. редакции). Но это сфера политики майских указов президента России. Но и здесь регион не успел к январю 2016 года выполнить программу по обеспечению детей от трех до семи лет местами в детских садах. (О том, что в Дагестане не удалось полностью решить проблему очередей в детские сады, в марте 2016 года заявлял глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов – прим. редакции). Также регион отстал по выполнению программы по переселению из аварийного и ветхого жилья (В феврале 2016 года председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин назвал Дагестан в числе регионов, где плохо выполняется программа переселения из аварийного и ветхого жилья – прим. редакции)