Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта исследований

14.10.2013

Рейтинг политической выживаемости губернаторов России

Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представляют 13-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов.

Публикация Рейтинга осуществляется два раза в год с августа 2007 года. Издание Рейтинга началось в эпоху отказа от прямых выборов глав регионов (2005-2012 годы) и первоначально исходило из вероятности замены губернаторов новыми «назначенцами». После частичного возвращения к прямой избираемости количество факторов увеличилось. Речь идет и об избираемости на прямых выборах, и о способности главы региона добиться переназначения и.о. на период до выборов, и о прежней схеме досрочной отставки.

За время с момента начала публикации Рейтинга сменились 72 главы региона в 56 cубъектах Федерации, причем в 12 регионах – дважды, а в двух (Ставропольский край и Иркутская область) – трижды. На своих постах остались только главы 27 регионов – Адыгеи, Бурятии, Республики Алтай, Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Северной Осетии, Тывы, Удмуртии, Чечни, Алтайского и Краснодарского краев, Астраханской, Белгородской, Брянской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Сахалинской, Тамбовской, Тюменской и Ульяновской областей. При этом 13 из них (Марий Эл, Удмуртия, Краснодарский край, Астраханская, Белгородская, Брянская, Калужская, Кемеровская, Курганская, Курская, Липецкая, Пензенская, Ульяновская области) пришли к власти еще в период прямых губернаторских выборов.

Эти изменения несколько скорректировал «среднестатистический» образ главы региона:

Губернатор-2007 (I Рейтинг)

Губернатор-2013 (XIII Рейтинг)

Средний возраст

55,3 года

54,4 года

Средний стаж работы во главе региона

7,8 лет

5,8 лет

Образование

41 инженер

12 юристов

9 аграриев

6 экономистов

4 военных

36 инженеров

13 экономистов

11 юристов

7 аграриев

4 филолога

Предыдущее место работы

13 депутатов Госдумы

11 председателей региональных парламентов

10 выходцев из бизнес-структур

7 глав муниципальных образований (включая 4 мэров административных центров)

6 вице-губернаторов

12 депутатов Госдумы

12 глав муниципальных образований (включая 3 мэров административных центров)

11 вице-губернаторов

7 чиновников федерального правительства (министры, заместители министров, главы федеральных служб)

7 выходцев из бизнес-структур

По итогам кадровых перестановок 2007-2013 годов статистика точности оценок Рейтингов политической выживаемости губернаторов выглядит следующим образом:

Оценка в Рейтинге

Замена

Продление полномочий, назначение врио, победа на выборах

1

9

0

2

20

6

3

28

19

4

10*

17

5

2*

5

* Из 12 глав регионов, покинувших свои посты после оценок «4» и «5», четверо перешли на федеральный уровень: Александр Хлопонин и Виктор Толоконский заняли должности полпредов, Сергей Шойгу – министра обороны, Магомедсалам Магомедов – заместителя руководителя Администрации президента РФ. В числе ушедших глав регионов, имевших высокие оценки – переведенный на руководство более крупным субъектом Федерации Николай Меркушкин, а также Роман Абрамович, чья отставка носила добровольный характер.

С момента возвращения губернаторских выборов, анонсированного в декабре 2011 года, происходит нарастание интриги вокруг судьбы целого ряда глав регионов. Дело в том, что первоначальные выборы проходили в относительно «тепличных» условиях. Выборы 2012 года проходили в «стерилизованных» условиях, когда в большинстве регионов, где могли пройти конкурентные выборы, произошло досрочное назначение глав регионов – благодаря чему в отобранных для выборов регионах была сформирована в целом комфортная среда для действующих глав. К 2013 году ситуация начинает меняться, поскольку шансы целого ряда губернаторов, чьи полномочия близились к завершению, были относительно невысоки. Это привело к назначению временно исполняющих обязанности губернаторов в Забайкальском крае, Владимирской и Магаданской областях. За несколько месяцев врио получили возможности для раскрутки, что оказалось достаточным не только для «местного» Владимира Печеного в Магадане, но и для «пришлых» - Светланы Орловой во Владимире и Константина Ильковского в Чите. При этом в двух последних случаях усилить врио должно было создание коалиций с «Справедливой Россией» (в Забайкалье – через продвижению на пост врио представителя «Справедливой России» и вынужденный альянс с ней «единороссов», во Владимире – через предоставление представителю СР места в Совете Федерации).

Можно ожидать, что к сезону 2013-2014 годов интрига будет нарастать. Это связано с увеличением количества «проблемных» регионов, где выдвижение на выборы действующих губернаторов не выглядит заведомо перспективным (Республика Алтай, Удмуртия, Курганская, Орловская область, в несколько меньшей степени – Алтайский край, Кировская, Псковская области, Ненецкий автономный округ). Кроме того, нарастает количество претензий к губернаторам, возглавившим регионы в рамках финального пакета назначений 2011-2012 годов, – и происходит психологическое дозревание до замены некоторых из них (как это произошло в Ставропольском крае).

Будут нарастать и попытки губернаторов добиться досрочных выборов. Хотя количество таких разрешений будет ограничено, опыт двух кампаний 2012 и 2013 годов – Рязанской области и Москвы – указывает на риски, возникающие в ходе подобных «экспресс-кампаний». Кроме того, сокращение доходной части местных бюджетов вызывает как социальные, так и внутриэлитные риски – связанные с возможным недовольством части элитных групп механизмом раздела сокращающегося бюджетного пирога.

Среди факторов риска для устойчивости положения глав регионов можно выделить рост активности по лоббированию своих кандидатов в губернаторы со стороны федеральных бизнес-групп, которые таким образом минимизируют свои риски на федеральном уровне и пытаются получить доступ к новым центрам извлечения прибыли. С другой стороны, нарастание кризисных явлений в экономике приводит к снижению политического влияния менеджмента промышленных предприятий (за счет снижения зарплат и сокращений, объемов их воздействия на социальную сферу, замены популярных руководителей на менеджеров, встроенных в бизнес-вертикаль). На этом фоне проявляется рост влияния местных бизнес-групп, работающих в потребительском секторе, строительстве и ЖКХ.

В этой связи интерес представляют два вопроса – о наиболее вероятном времени замены и причинах, способных побудить федеральный Центр к такому решению.

Оптимальным временем для досрочных замен глав регионов с большим запасом времени полномочий является конец 2013 года – как это произошло на Ставропольском крае. Это позволяет протестировать назначенного временно исполняющего обязанности, дать ему время для политического и кадрового укрепления, а в случае экстренной необходимости – провести его замену за несколько месяцев до старта избирательной кампании.

В случае глав регионов, чьи полномочия истекают до единого дня голосования 2014 года, традиция исходит из принятия решений к моменту срока окончания полномочий – тем более что чаще они приходятся на начало года (январь – Республика Алтай, Коми, Кировская область, февраль – Удмуртия, Орловская и Псковская области, Ненецкий автономный округ, март – Воронежская область). К «неудобным» датам (август) можно отнести только Алтайский край: это время будет оптимальным для назначения временно исполняющим обязанности действующего главы, однако в случае решения о замене предпочтительным было бы досрочное назначение «преемника». Кроме того, возможно возникновение интриги вокруг назначения досрочных выборов в Астраханской и Курганской областях, где срок полномочий губернаторов истекает в декабре 2014 года.

Третью категорию составляют губернаторы, заинтересованные в досрочном проведении выборов. И в 2012, и в 2013 годах большое число глав регионов (по некоторым данным – до нескольких десятков) зондировали возможность такого сценария, однако чаще всего получали отказ.

Здесь федеральный центр оказывается в двойственном положении. Отсрочка таких разрешений на лето (как это было в июле 2012 с Олегом Ковалевым и в июне 2013 – с Сергеем Собяниным) застает врасплох не только оппонентов, но и саму административную систему – вследствие чего обе досрочные кампании проходили отнюдь не беспроблемно. Более значимую роль играет и рост спроса на харизматическое лидерство. Поэтому риском для действующих глав становится потенциальное участие в выборах в качестве их оппонентов оппозиционеров-харизматиков. На этом фоне, особенно в случае досрочного проведения выборов, возрастают требования к коммуникативным умениям руководителей.

Однако более ранняя выдача «лицензий на выборы» нежелательна по другим причинам: появление прецедентов резко увеличит число губернаторов, добивающихся досрочного переизбрания, и противостоять их попыткам станет гораздо сложнее. А в многократном увеличении количества избирательных кампаний федеральная власть не заинтересована – тем более что в 2014 году должно пройти одновременное избрание 12 региональных парламентов (включая такие потенциально непростые регионы, как Москва, Ненецкий автономный округ, Брянская и Волгоградская области), мэров Новосибирска, Читы, Южно-Сахалинска, ряда городских советов (включая конкурентные Элисту, Владикавказ, Иркутск, Мурманск, Нарьян-Мар).

Второй вопрос – с какой мотивацией менять? Ключевыми причинами здесь остаются четыре. Первая – низкая популярность, затрудняющая решение задачи проведения конкурентных и легитимных выборов. Вторая – наличие перспективных и ресурсных оппонентов, готовых взять на себя ответственность за управление территорией и добиться победы на открытых выборах. Третья – умножение управленческих ошибок, цена которых особенно вырастет в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Четвертая – конфликты с силовыми структурами, которые после успеха в Тульской области заметно усиливают прессинг на целый ряд региональных администраций. Помимо этого, остается комплекс субъективных причин – от состояния здоровья до возможности перевода на федеральный уровень - особенно в случае масштабных изменений в правительстве.

Также, учитывая нарастание кризисных явлений в экономике, стоит выделить такой важный параметр оценки глав регионов, как состояние бюджета. Наименьшие риски бюджетного кризиса у регионов обладающих наибольшей доходной частью бюджета, что дает им большее поле для маневра и возможность перебрасывать финансы из одних статей расходов на другие для выполнения президентских указов от 7 мая 2012 года. Однако сам по себе высокий уровень налоговых поступлений еще не гарантирует финансовой стабильности – наличие больших долговых обязательств значительно повышает риски. Поэтому из списка финансово стабильных регионов были удалены регионы с высокими долгами – Московская область (сумма долга составляет больше трети доходной части бюджета), Краснодарский край (46% от бюджета), Татарстан (67% от бюджета).

Наиболее устойчивые в финансовом плане регионы

  1. Москва

  1. Санкт-Петербург

  1. Ханты-Мансийский автономный округ

  1. Свердловская область

  1. Красноярский край

  1. Саха

  1. Тюменская область

  1. Ростовская область

  1. Самарская область

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ

Максимальные риски существуют у регионов с высоким долговым индексом. Долговой индекс представляет собой соотношение доходной части регионального бюджета по отношению к его общему долгу. Долговой индекс позволяет зафиксировать, в каких регионах наиболее высок риск дефолта в связи с необходимостью повышения социальной нагрузки на бюджет, прописанной в майских указах В. Путина. В зону максимального риска попадают десять регионов, в которых сумма долга превышает половину годового дохода регионального бюджета. Именно в них возможны бюджетные кризисы с связи с необходимостью расплачиваться с долгами и увеличивать зарплаты бюджетникам и т.д. В группу высокорисковых регионов входят:

  1. Мордовия

  2. Татарстан

  3. Вологодская область

  4. Белгородская область

  5. Костромская область

  6. Саратовская область

  7. Рязанская область

  8. Астраханская область

  9. Тверская область

  10. Смоленская область

Также стоит отметить, что при составлении данного рейтинга выявился необычайно высокий разброс оценок, даваемых экспертами выживаемости ряда глав регионов.

Десятка губернаторов, вызвавших наибольшие разногласия среди экспертов

Марина Ковтун

Михаил Юревич

Сергей Боженов

Андрей Турчак

Александр Карлин

Вячеслав Гайзер

Владимир Волков

Виктор Басаргин

Михаил Мень

Игорь Федоров

Десятка губернаторов с максимально консолидированной оценкой экспертов

Арсен Каноков

Рашид Темрезов

Рамзан Кадыров

Владимир Илюхин

Андрей Воробьев

Евгений Савченко

Олег Богомолов

Владимир Печеный

Юрий Берг

Евгений Куйвашев


Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»

Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»

14 октября 2013 года

Список экспертов

Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;

Виноградов Михаил, президент Фонда «Петербургская политика»;

Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group;

Давыдов Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям;

Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»;

Калачев Константин, руководитель Политической экспертной группы;

Колезев Дмитрий, заместитель главного редактора информационного агентства «Znak.com»;

Колосова Светлана, президент компании «Старая площадь»;

Костин Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;

Матвейчев Олег, профессор Высшей Школы Экономики;

Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»;

Петров Николай, член научного совета Московского Центра Карнеги;

Рошков Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев Консалтинг»;

Семин Илья, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», директор Института развития региональных элит ;

Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований;

Хайкин Сергей, Директор Института социального маркетинга.

Тринадцатый рейтинг
политической выживаемости губернаторов
РегионГлаваОценка (по 5-балльной шкале)Сильные стороныСлабые стороныГод рожденияСтаж работыСрок окончания полномочийОценка в XII рейтинге (18.03.13)Оценка в XI рейтинге (01.10.12)Оценка в X рейтинге (02.04.12)Оценка в IX рейтинге (13.11.11)Оценка в VIII рейтинге (10.03.2011)Оценка в VII рейтинге (27.09.2010Оценка в VI рейтинге (17.02.2010)Оценка в V рейтинге (23.09.2009)Оценка в IV рейтинге (13.03.2009)Оценка в III рейтинге (28.10.2008)Оценка во II рейтинге (31.03.2008)Оценка в I рейтинге (13.08.2007)
АдыгеяАслан Тхакушинов4Социально-политическая стабильность. Отсутствие очевидной заменыНизкая популярность1947200601.17444234444454
БашкортостанРустэм Хамитов4Ресурс федеральной поддержки. Отсутствие очевидных неудачАктивность оппонентов.1954201007.15444455121344
БурятияВячеслав Наговицын3Отсутствие очевидных неудачНехватка наглядных достижений. Социальная напряженность1956200705.17333344444455
Республика АлтайАлександр Бердников2Близкий срок окончания полномочий. Низкая популярность. Внутриэлитный раскол1953200501.14333334423435
ДагестанРамазан Абдулатипов5Недавнее назначение. Способность создать ожидания вокруг своей деятельности. Готовность ассистировать федеральным представлениям об оптимальной стратегии в ДагестанеРазмытость общей стратегии. Сохранение террористической активности. Напряженность в отношениях с частью бизнес-структур1946201309.18544444534544
ИнгушетияЮнус-Бек Евкуров5Недавнее переутверждение. Рост активности по привлечению инвестиций. Наличие кредита федерального доверияНедостаточная популярность. Конфликт с чеченским руководством. Сложные тенденции в экономике. Внутриэлитные конфликты. Убийство секретаря Совета безопасности Ахмеда Котиева1963200809.18334444555244
Кабардино-БалкарияАрсен Каноков3Отсутствие очевидных альтернативНедостаточная популярность. Потенциал социальной напряженности1957200509.15334435434443
КалмыкияАлексей Орлов3Включение осенью в состав президиума ГоссоветаНизкая популярность. Раскол элиты. Клановая борьба1961201010.15334455333333
Карачаево-ЧеркесияРашид Темрезов4Прочность позиций внутри республики.Сохранение рисков взрывоопасности в регионе. Скандалы вокруг ЕГЭ1976200803.16444454444532
КарелияАлександр Худилайнен3Относительно недавнее назначение. Потенциал федеральной поддержкиВнутриэлитные конфликты. Поражения "Единой России" на выборах глав Петрозаводска, Суоярви, Медвежьегорска. Нарастание бюджетных проблем. 78-е место в Рейтинге социального самочувствия регионов1956201205.17452345322222
КомиВячеслав Гайзер3Социальная стабильность. Политическая управляемость. Отсутствие серьезных эксцессовБлизкий срок окончания полномочий. Привлекательность региона для потенциальных конкурентов1966201001.14445445533332
Марий ЭлЛеонид Маркелов3Низкая активность оппонентовДлительный срок пребывания в должности. Эксцентричное поведение1963200001.15344445544433
МордовияВладимир Волков3Социально-политическая стабильностьУгроза нарастания бюджетных проблем1954201205.17555443444543
СахаЕгор Борисов4Электоральная управляемостьВнутриэлитные противоречия. Риски обострения межнациональных противоречий. Возможность конфликтов в ходе будущей приватизации "Алроса"1954201006.15444455333344
Северная ОсетияТаймураз Мамсуров3Потенциал федеральной поддержкиНизкий рейтиг. Высокая активность оппозиции. Сложная бюджетная ситуация. Проблемная ситуация в одном из системообразующих кредитных учреждений - Банке развития региона1954200506.15344445444453
ТатарстанРустам Минниханов4Низкая конфликтность. Успешное проведение Универсиады. Лоббистское влияние выходцев из ТатарстанаУгроза нарастания бюджетных проблем. Сложная ситуация в исламской общине1957201002.15544455533444
ТуваШолбан Кара-оол4Федеральная поддержка. Электоральная управляемостьСложная социальная и криминальная ситуация1966200704.17445343334454
УдмуртияАлександр Волков1Близкий срок окончания полномочий. Низкий рейтинг. Конфликты с правоохранительными органами1951199302.14223333445333
ХакасияВиктор Зимин5Недавняя победа на выборах. Баланс в отношениях с основными бизнес-группамиСложные отношения с мэром Абакана1962200909.18444344445213
ЧечняРамзан Кадыров5Федеральная поддержка. Высокий рейтинг. Активный PRКонфликтность. Неоднозначный резонанс вокруг отдельных шагов и инициатив. Спорные методы управления экономикой1976200703.16555555555555
ЧувашияМихаил Игнатьев4Способность нейтрализовать активность оппонентовОтсутствие очевидных достижений. Рост протестной активности1961201008.15344455444553
Алтайский крайАлександр Карлин3Минимальные объемы бюджетных заимствованийБлизкий срок окончания полномочий. Электоральная усталость1951200508.14344443453444
Забайкальский крайКонстантин Ильковский5Недавняя победа на выборахСохоаснение элитного раскола1964201309.18433334444452
Камчатский крайВладимир Илюхин4Устойчивая социально-экономическая ситуацияОтсутствие ярких достижений1961200703.16444554344445
Краснодарский крайАлександр Ткачев4Необходимость управления ситуацией в период проведения Олимпийских игрДлительный срок пребывания в должности. Неоднозначная ситуация с подготовкой олимпийских объектов1960200004.17435434433445
Красноярский крайЛев Кузнецов3Ситуативное улучшение отношений с отдельными бизнес-группами. Заявление о намерении баллотироваться на выборах 2015 годаВнутриэлитные конфликты. Поражение "Единой России" на выборах в Красноярский горсовет. Проблемная ситуация со строительством Енисейского ферросплавного завода. Усиление групп Прохорова и Быкова. Традиции конкурентной политики в регионе1965201002.15433455545555
Пермский крайВиктор Басаргин4Отсутствие актуальных причин для замены. Лоббистский ресурс. Минимальные объемы бюджетных заимствовванийВнутренние конфликты. Низкая результативность работы. Неоднозначные последствия конфликта вокруг "Уралкалия"1957201205.17353354344443
Приморский крайВладимир Миклушевский4Повышение политической и электоральной управляемости. Выстроенные отношения с силовиками. Минимальные объемы бюджетных заимствованийТрадиции высокой политической конфликтности в крае. Победа КПРФ на нескольких муниципальных выборах1967201203.17445234532222
Ставропольский крайВладимир Владимиров4Недавнее назначениеСложности проведения избирательной кампании в традиционно депрессивном регионе. Риски возникновения резонансных межнациональных конфликтов19752013врио453334444512
Хабаровский крайВячеслав Шпорт5Недавняя победа на выборах. Нейтрализация оппонентов/ Смена подномочного представителяОбъективные сложности с ликвидацией последствий наводнений1954200907.13323344553444
Амурская областьОлег Кожемяко5Политическая управляемостьОбъективные сложности с ликвидацией последствий наводнений1962200810.12554454445535
Архангельская областьИгорь Орлов4Сохранение эффекта от замены прежнего губернатораОтсутствие очевидных достижений. Экономические сложности. Внутриэлитная активность. Поражения "Единой России" на муниципальных выборах в Коряжме и Новодвинске1964201202.17345123444452
Астраханская областьАлександр Жилкин4Отсутствие серьезных неудачДлительный срок пребывания у власти. Внутриэлитные конфликты. Значительный объем бюджетных заимствований1959200412.14444355543343
Белгородская областьЕвгений Савченко5Победа на выборах в 2012 году. Репутация одного из наиболее эффективных губернаторов. 3-е место в Рейтинге социального самочувствия регионовЗначительный объем бюджетных заимствований. Длительный срок пребывания у власти. Победа КПРФ на выборах в горсовет Шебекино1950199310.12553434444544
Брянская областьНиколай Денин4Победа на выборах в 2012 году. Пассивность оппозицииПриближение выборов в региональный парламент. Наличие серьезной оппозиции в региональных элитах и силовых структурах1958200410.12433233333343
Владимирская областьСветлана Орлова5Недавняя победа на выборахВнутриэлитный раскол.1954201309.18223233445233
Волгоградская областьСергей Боженов3Относительно благоприятное для ЕР проведение выборов в ВолгоградеНизкий рейтинг. Конфликтность в регионе. Споры вокруг легитимации выборов. Последнее место в Рейтинге социального самочувствия регионов1965201202.17345244522212
Вологодская областьОлег Кувшинников4Поддержка "Северстали"Бюджетные проблемы1965201112.16555334443555
Воронежская областьАлексей Гордеев4Популярность. Успешное проведение выборов мэраПриближение срока окончания полномочий. Социальные и экологические конфликты Недовольство ряда бизнес-групп1955200903.14434545555333
Ивановская областьМихаил Мень3Отсутствие очевидных неудач. Политическая стабильность в регионеНарастание ожиданий смены губернатора1960200512.15444454444444
Иркутская областьСергей Ерощенко4Успешное проведение выборов в региональное Законодательное собрание. Создание в регионе управляемого партийного пространства. Минимальные объемы бюджетных заимствованийТрадиционно высокая протестность в области. Потенциально проблемные муниципальные выборы в Братске и Иркутске. Напряжение в отношениях с муниципальными элитами. Риски снижения бюджетных поступлений1961201205.17443333554424
Калининградская областьНиколай Цуканов3Отсутствие предпосылок для серьезного укрепления позицийВнутриэлитные противоречия. Отсутствие наглядных результатов работы. Сокращение перечислений из федерального бюджета1965201009.15332355233333
Калужская областьАнатолий Артамонов5Репутация области как одного из "витринных" регионов РоссииВозможность нарастания бюджетных проблем. Конфликт с Олегом Дерипаской1952200007.15544455544444
Кемеровская областьАман Тулеев4Популярность. Политическая управляемость. Благоприятная социально-экономическая ситуация. Пассивность конкурентов. Поддержка со стороны ключевых бизнес-группВозраст. Состояние здоровья1944199704.15444444444455
Кировская областьНикита Белых2Значимость для федеральной власти демонстрации присутствия либералов в губернаторском корпусеПриближение срока окончания полномочий. Отсутствие очевидных достижений1975200901.14333444445112
Костромская областьСергей Ситников5Отсутствие крупных неудач. Празднование 400-летия династии Романовых. Привлечение в регион инвесторовСложная бюджетная ситуация1963201204.17442344444552
Курганская областьОлег Богомолов2Способность сохранить свой пост в течение длительного времени. Пассивность потенциальных конкурентовНизкий рейтинг. Электоральная усталость. Экономические проблемы1950199612.142332135без оценки3333
Курская областьАлександр Михайлов3Способность сохранить свой пост в течение длительного времениНизкий рейтинг. Отсутствие достижений. Бюджетные проблемы. Сокращение перечислений из федерального бюджета. 77-е место в Рейтинге социального самочувствия регионов1951200002.15333214222332
Ленинградская областьАлександр Дрозденко5Относительно недавнее назначение. Активность по реформированию муниципального управления. Успехи в урегулировании проблемы Пикалево. Привлечение инвесторов.Спорные кадровые решения. Конфликты вокруг использования лесного фонда1964201205.17553233332334
Липецкая областьОлег Королев4Отсутствие очевидных неудачФормирование электоральной усталости. Победа кандидата КПРФ на выборах главы Елецкого района1952199805.15344445444443
Магаданская областьВладимир Печеный5Недавняя победа на выборах1949201309.18532334444443
Московская областьАндрей Воробьев5Недавняя убедительная победа на выборах. Формирование команды на муниципальном уровнеТрадиционная сложность и недостаточная управляемость в регионе. Разногласия по инфраструктурным и бюджетным вопросам с московскими властями. Победы кандидатов КПРФ на выборах глав Зарайска и Лотошинского района1970201209.18451322222345
Мурманская областьМарина Ковтун3Относительно недавнее назначение. Постепенное выстраивание отношений с ключевыми бизнес-группами. Усиление контроля над ключевыми инфраструктурными предприятиями. Электоральная управляемость.Конфликтность. Отсутствие наглядных достижений. Наличие активной оппозиции. Потенциальные бюджетные риски. Объективные сложности с энергообеспечением области. Политический кризис в ЗАТО Александровск1962201204.17442245551444
Нижегородская областьВалерий Шанцев4Высокие показатели социально-экономического развития. Авторитет губернатора. Федеральная лоббистская активностьВнутриэлитные конфликты. Негативный резонанс в связи с перестановками в обладминистрации1947200508.15444444445555
Новгородская областьСергей Митин4Нейтрализация внутриэлитных оппонентовКонфликты с правоохранительными органами. Невыразительное выступление "Единой России" на выборах в гордуму1951200710.17443334444455
Новосибирская областьВасилий Юрченко4Развитие инвестиционного потенциала. Отсутствие очевидных неудачВнутриэлитные противоречия. Нехватка электоральной управляемости1960201009.15443455444444
Омская областьВиктор Назаров4Благоприятная социально-экономическая ситуация. Федеральная поддержка подготовки к 300-летию ОмскаВнутриэлитные конфликты. Нехватка позитивных достижений1962201205.17551222333444
Оренбургская областьЮрий Берг4Отсутствие серьезных претензий. Комфортные отношения с основными бизнес-группамиНехватка позитивных результатов работы. Нарастание бюджетных рисков1953201006.15443455223344
Орловская областьАлександр Козлов1Приближение срока окончания полномочий. Неудовлетворительные результаты работы. Ожидания передачи губернаторского поста представителям КПРФ1949200902.14222344455232
Пензенская областьВасилий Бочкарев4Устойчивая социально-экономическая ситуацияНеоднозначное восприятие стиля управления. Длительный срок пребывания у власти1949199805.15444445334444
Псковская областьАндрей Турчак2Относительно высокий рейтингПриближение срока окончания полномочий. Неочевидность мотивации претендовать на новый срок. Конфликты с муниципальными элитами1975200902.14344444555444
Ростовская областьВасилий Голубев3Способность нейтрализовать негативные новости. Электоральная управляемостьВнутрэлитные противоречия. Конфликты вокруг легитимации выборов1957201006.15343455334443
Рязанская областьОлег Ковалев3Победа на выборах в 2012 годуНехватка лоббистских ресурсов. Значительный объем бюджетных заимствований. Отсутствие достаточного авторитета в регионе1948200810.17442333334552
Самарская областьНиколай Меркушкин5Ресурс федеральной поддержки. Электоральная управляемость. Личная эффективность в качестве "электорального паровоза"Восприятие частью элиты стиля управления как архаичного. Неоднозначное восприятие в регионе апелляций к опыту Мордовии1951201205.17544434334442
Саратовская областьВалерий Радаев4Ресурс федеральной поддержкиОтсутствие достаточного авторитета в регионе. Сложная бюджетная ситуация. Волнения в Пугачеве1961201204.17550334323333
Сахалинская областьАлександр Хорошавин4Развитие инвестиционного потенциала. Попытки позиционирования региона как наиболее успешного на Дальнем ВостокеВнутриэлитные разногласия. Потенциал социальной напряженности1959200707.16444534444445
Свердловская областьЕвгений Куйвашев3Потенциал федеральной поддержки. Электоральная управляемость за пределами областного центра. Эффективное взаимодействие с рядом бизнес-групп. Федеральная поддержка "ЭКСПО-2020"Поражение кандидата ЕР на выборах мэра Екатеринбурга. Внутриэлитные противоречия. Низкая популярность1970201205.174523345без оценки2344
Смоленская областьАлексей Островский3Празднование 1150-летия Смоленска. Относительно бесконфликтное проведение выборов в региональный парламент. Заявление о готовности принять участие в досрочных выборах губернатораОстрые противоречия с "Единой Россией". Слабая политическая управляемость. Сокращение перечислений из федерального бюджета1976201204.17342233233553
Тамбовская областьОлег Бетин4Политическая управляемостьЭлекторальная усталость. Отсутствие заметной позитивной динамики19501995, 200307.15444344344444
Тверская областьАндрей Шевелев4Электоральная управляемостьОтсутствие ярких достижений. Сильные внутриэлитные оппоненты. Сокращение перечислений из федерального бюджета1970201107.16434423333444
Томская областьСергей Жвачкин4Относительно недавнее назначение. Укрепление позиций на уровне местного самоуправленияНехватка авторитета в регионе. Отказ от позиционирования региона как "локомотива инноваций"1957201203.17555332344443
Тульская областьВладимир Груздев4Политическая управляемость. Благоприятное отношение населениеУгроза постепенного исчерпания имиджевого эффекта от замены губернатора. Внутриэлитные противоречия1967201108.16444525333443
Тюменская областьВладимир Якушев4Ресурс федеральной поддержки. Социально-экономическая стабильность. Отсутствие конфликтов с бизнес-группами. 2-е место в Рейтинге социального самочувствия регионов. Продление до 2020 года соглашения о сотрудничестве с ХМАО и ЯНАОНехватка личного авторитета1968200511.15444454454555
Ульяновская областьСергей Морозов4Инициативность. Благоприятная социально-экономическая ситуация. Электоральная управляемостьСклонность к эксцентричным шагам1959200404.16444454444443
Челябинская областьМихаил Юревич4Политическая и электоральная управляемость. Реализация инвестиционных проектов. "Витринные" проекты развития дорожной сети и жилищного строительстваУязвимость в связи с острыми межэлитными столкновениями. Сложные отношения с частью силовых структур. Возможная активность оппозиции на муниципальных выборах в Челябинске в 2014 году1969201004.15344545122334
Ярославская областьСергей Ястребов3Победа "Единой России" на региональных выборахНизкая популярность. Внутриэлитные конфликты1954201205.17343444444553
МоскваСергей Собянин4Победа на выборах мэра в первом туре. Комфортные отношения с рядом представленных в Москве федеральных бизнес-группСкромные результаты на выборах мэра Москвы. Фактор предстоящих выборов в Мосгордуму. Протестная активность. Принятие ряда непопулярных решений по окончании избирательной кампании1958201010.15555551233345
Санкт-ПетербургГеоргий Полтавченко4Относительное социально-политическое спокойствие в Санкт-Петербурге на фоне Москвы. Лоббистский ресурсКонфликты с рядом федеральных бизнес-групп. Нарастание инфраструктурных и коммунальных проблем1953201108.16444533433455
Еврейская автономная областьАлександр Винников3Низкая привлекательность региона для конкурентовДепрессивное состояние экономики1955201002.15444455533443
Ненецкий автономный округИгорь Федоров3Отсутствие очевидных провалов. Социально-экономическое благополучие регион. Отсутствие бюджетных долговБлизкий срок окончания полномочий. Привлекательность региона для потенциальных лоббистов. Внутриэлитный раскол. Конфликт окружных властей с администрацией Нарьян-Мара1964200902.14443444555324
Ханты-Мансийский автономный округНаталья Комарова4Стабильная социально-экономическая ситуация. Постепенное выстраивание отношений с бизнес-группами. Выступление с инициативами по ограничению миграции. Минимальные объемы бюджетных заимствованийВнутриэлитные конфликты. Недостаточная электоральная управляемость. Активность потенциальных претендентов1955201002.15444434534455
Чукотский автономный округРоман Копин5Победа на выборах. Слабый интерес к региону внешних игроков.Значительные объемы долга регионального бюджета1974200809.18444444444444
Ямало-Ненецкий автономный округДмитрий Кобылкин5Политическая и электоральная управляемость. Комфортные отношения с основными бизнес-группами, представленными в регионе. Кадровый потенциал команды. Личный авторитет. Благополучная социально-экономическая ситуация. 1-е место в Рейтинге социального самочувствия регионовМежэлитные противоречия


1971201003.15555555244445






 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru