Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта исследований

Агентство политических и экономических коммуникаций
НЕЧЕРНОЗЕМЬЕ: ТЕРРИТОРИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ «ЕДИНОЙ РОССИИ». Предвыборная ситуация в Тверской, Ярославской, Костромской и Ивановской областях 13.09.2016

НЕЧЕРНОЗЕМЬЕ: ТЕРРИТОРИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ «ЕДИНОЙ РОССИИ». Предвыборная ситуация в Тверской, Ярославской, Костромской и Ивановской областях

Избирательная кампания в северной части Центрального федерального округа: Тверской, Ярославской, Костромской и Ивановской областях – весьма специфична. Все четыре региона объединены общей идентичностью – они относятся к Нечерноземью.  Будучи объединенными в 20-ю территориальную группу «Единой России», эти непростые для партии регионы ранее не раз демонстрировали низкие результаты голосования за нее. Сложная и неустойчивая социально-экономическая ситуация, частая сменяемость власти, сильные позиции коммунистов - все это наложило отпечаток на политические особенности этих регионов. В рамках нынешней избирательной кампании особенно интересная ситуация складывается в Тверской области, где одновременно проходят выборы губернатора и регионального законодательного собрания, что делает сценарий кампании еще более непростым.

           Само образование 20-й группы – довольно эффективный организационный и политический ход «Единой России».  Для партии это создало неплохие возможности для продвижения единой программы развития Нечерноземья на всей территории  группы. У других партий деление на территориальные группы носит более дробный и неопределенный характер и не создает таких возможностей для выступления с единым содержательным посланием, которое формулирует и продвигает «Единая Россия».

          Электорально самыми важными являются Ярославская и Тверская области, где сосредоточено примерно по 30% активных, т.е. реально участвующих в выборах избирателей 20-й группы. Эти же два региона составляют условную западную половину группы. За ними с отставанием следует Ивановская область (около 23% активных избирателей), а наименее крупным регионом является Костромская область (около 16% активных избирателей). Несмотря на немалую по меркам Центральной России территорию, наибольшее значение для исхода выборов имеют столичные города субъектов Федерации (самый крупный из них – Ярославль), а также немного отстающий от них Рыбинск в Ярославской области. В этих пяти городах проживает более 40% всех избирателей 20-й группы. Группа делится на семь одномандатных округов: один  в Костромской области и по два – в трех остальных субъектах Федерации.

Сложная электоральная история и оппозиционные волны

Для «Единой России» это регионы сложные, причем эта сложность дает о себе знать на федеральных выборах, в то время как региональные и муниципальные кампании проходят зачастую очень спокойно и с благоприятными для «партии власти» результатами. Федеральный центр не раз вынужден был менять губернаторов после того, как они демонстрировали неспособность справиться с протестными настроениями и внутриэлитными конфликтами. Так, в Ярославской области губернатор А.Лисицын был вынужден уйти в Государственную Думу после слабого результата «Единой России» в 2007 г., а избрание мэром Ярославля Е.Урлашова, представлявшего оппозиционную бизнес-элиту и ныне осужденного за коррупцию, стоило должности губернатору С.Вахрукову в 2012 г.

На думских выборах 2011 г. «Единая Россия» не смогла завоевать в этой Нечерноземье впечатляющего превосходства над партиями парламентской оппозиции. В целом она получила здесь 34,8% голосов (около 685 тыс. избирателей). В то же время коммунисты набрали 24,2%, «Справедливая Россия» - 19,2%. ЛДПР сумела получить немалые 14,2% голосов. Явка была ниже средней по стране, но и неплохой, составив 54,7%: как и следовало ожидать, на рост явки влияют в первую очередь сельские районы, хотя города нельзя назвать откровенно пассивными.

            По уровню оппозиционности в 20-й группе выделяется Ярославская область, хотя нельзя сказать, что в этом регионе существует мощная оппозиционная сила. Скорее хронической проблемой здесь была слабость и неубедительность региональной власти, которой не удавалось ни выстроить мощную электоральную машину, ни привлечь на свою сторону массового избирателя. Этим  можно было объяснить низкие результаты «Единой России» в регионе. Пользовались  этим самые разные игроки, но лидера у местной оппозиции не было и нет.

            КПРФ не имеет и никогда не имела здесь сильных лидеров, она получает немало голосов за счет общей протестности региона, однако значительная часть избирателей стала ориентироваться на «Справедливую Россию». Ситуативно протестными настроениями пользовались и другие силы, например, ПАРНАС во главе с Б.Немцовым на прошлых выборах в областную думу или выдвиженец «Гражданской платформы», бизнесмен Е.Урлашов на выборах мэра Ярославля.

             Важной и, пожалуй, уникальной для 20-й группы характеристикой Ярославской области является наличие либерально-оппозиционных настроений: еще в 1990-х гг. регион выделялся на фоне Центральной России поддержкой либеральных сил. Признаки близости Ярославля к столичной электоральной культуре «московского» типа проявляются до сих пор (это как раз и продемонстрировал в свое время марш-бросок ПАРНАСа во главе с Б.Немцовым на Ярославль).

            Противоположностью Ярославской области можно считать Ивановскую область. Этот регион, утратив основную часть своей традиционной текстильной отрасли еще в начале 1990-х гг., имеет репутацию устойчиво депрессивного. Однако в политическом смысле он стал в последние годы и самым спокойным. Здесь тоже не было явного лидера среди оппозиции, и за протестные голоса обычно боролись КПРФ и ЛДПР. Коммунистам в лице В.Тихонова удалось даже прийти к власти в Ивановской области, но их правление закончилось провалом, а сам экс-губернатор порвал с КПРФ и безуспешно пытался создать собственную коммунистическую партию, участвуя в попытках расколоть КПРФ. При губернаторе М.Мене, «политическом тяжеловесе» из московской элиты, нынешнем министре строительства и ЖКХ РФ, политическая ситуация в Ивановской области стала более стабильной, игроки научились договариваться между собой, а рейтинги «Единой России» пошли вверх. Переход власти к опытному представителю региональной элиты П.Конькову способствовал закреплению этой тенденции.

            Костромская область, в отличие от Ивановской, спокойной кажется только внешне, скорее – в силу своей периферийности и особенностей местного менталитета. Обретать политическую стабильность она стала только в годы правления нынешнего губернатора С.Ситникова, местного уроженца, успевшего сделать успешную карьеру в столице (вплоть до главы Роскомнадзора), откуда он и вернулся в родной регион, чтобы его возглавить. Но поводов для протестных настроений в этом экономически очень тяжелом регионе немало. На этом пытаются играть коммунисты, имеющие здесь прочные политические позиции. Тем не менее ситуация для «Единой России» в регионе при С.Ситникове постепенно улучшается, что продемонстрировали последние региональные и муниципальные кампании.

            Тверская область – это регион, интересный тем, что его нельзя назвать ни устойчиво оппозиционным, ни надежным для власти. Здесь очень сложная политическая история, губернаторы менялись неоднократно, сильные местные элиты не сложились. Избиратель очень подвержен конъюнктурным настроениям и по опыту прошлых кампаний недоверчив, его легко «потерять», но можно и эффективно привлечь на свою сторону, предложив реалистичную программу действий. На протестных настроениях здесь чаще всего удавалось сыграть коммунистам, но им ни разу не удалось завоевать поддержку большинства граждан (лишь однажды они почти приблизились к победе на выборах в городскую думу Твери). В последние годы в регионе стала закрепляться «Справедливая Россия», отчасти потеснившая КПРФ. Но именно здесь исход выборов в наибольшей степени зависит не от «призраков прошлого», а от действий основных игроков в рамках данной кампании. С этой точки зрения совпадение федеральных и региональных выборов – это и проблема, и прекрасный шанс для «Единой России», чтобы обновить региональную власть во главе с И.Руденей и завоевать доверие населения. 

            В целом во всех регионах 20-й группы после не очень удачных думских выборов 2011 г. наметились позитивные для «Единой России» тенденции. Даже в Ярославской области, где на думских выборах 2011 г. «Единая Россия» получила всего 29% голосов, на выборах в законодательное собрание ей удалось набрать уже 42,25%, а на городских выборах в Ярославле – 40,8% голосов. Напротив, результаты других партий резко упали, особенно – «Справедливой России» и ЛДПР, которая на региональных выборах едва преодолела заградительный барьер, а городскую думу вообще не прошла. Только у КПРФ оказался в Ярославской области более устойчивый электорат. Улучшились показатели «Единой России» и в Костромской области: партия набрала солидный 51% голосов на областных выборах и 40,05% на городских, а ее кандидат С.Ситников - 65,6% на губернаторских выборах. В Тверской области на последних выборах в городскую думу Твери «Единая Россия» была на том же уровне, что и в Ярославле и Костроме, получив 41,3% голосов. В Ивановской области лидерство «Единой России»  выглядит непоколебимым: 55,8% на областных выборах и 50,6% на городских. П.Коньков вообще набрал на губернаторских выборах впечатляющие 80,3% голосов.

В итоге на региональных выборах и на местных выборах в региональных столицах «Единая Россия» даже в самых проблемных регионах традиционно получала не менее 40% голосов. Впрочем, это само по себе не дает оснований утверждать о повторении результатов того же уровня на федеральных выборах, поскольку более высокая явка способна изменить структуру предпочтений избирателей не в пользу «Единой России». 

Ротация в элитах и укрепление новых политических команд

            На ход кампании неизбежно влияет происходящая в этом году смена властных элит в двух самых крупных регионах 20-й группы – Тверской и Ярославской областях. В обоих регионах недавно пришли к власти новые губернаторы, влиятельные выходцы из федеральных структур, но при этом новички для самих регионов. Врио губернатора Тверской области И.Руденя, ранее работавший руководителем департамента агропромышленного комплекса в аппарате федерального правительства и по роду деятельности тесно связанный с АПК, уже баллотируется на выборах 18 сентября, чтобы подтвердить свою легитимность. Более того, он взял на себя ответственность и за выборы в Законодательное собрание, возглавив список «Единой России». Таким образом, в Тверской области врио губернатора и его формирующаяся команда уже задействованы в избирательной кампании и имеют в ней непосредственные интересы.

В Ярославской области ситуация иная. Здесь новый глава региона Д.Миронов, представитель силовых элит и бывший заместитель министра внутренних дел РФ, назначен совсем недавно, и собственные выборы ему предстоят только в следующем году. В регионе тоже идет смена управленческой команды, но этот процесс только начинается, и руководство региона не оказывает прямого влияния на ход кампании, будучи по объективным причинам от нее дистанцированным. В оставшихся двух регионах власть тоже поменялась в промежутке между федеральными кампаниями, но там главами являются выходцы из местных элит, С.Ситников в Костромской области и П.Коньков в Ивановской, которые уже прошли через процедуру прямых выборов, и сделали это вполне успешно.

Таким образом, управленческая ситуация во всех четырех регионах своя, что также не может не влиять на ход кампании. Из двух новых губернаторов И.Руденя использует предстоящие выборы для укрепления своих позиций  в регионе и избрания на свой пост и полностью погружен в кампанию, тогда как Д.Миронов только начинает свою деятельность. Из двух условно «старых» и «местных» региональных глав более мощного результата на собственных выборах добился глава Ивановской области П.Коньков, да и в целом лояльность избирателей в этом регионе – наивысшая для всей четверки. В Костромской области С.Ситников добился не столь впечатляющего результата, и конкурентность на губернаторских выборах была высокой. Причем его главный соперник, коммунист В.Ижицкий вновь является основным конкурентом «Единой России» на выборах, на этот раз – в одномандатном округе.

            Сама по себе сменяемость власти – это не проблема, если она порождает позитивные ожидания избирателей и приводит к росту доверия к властям. С этой точки зрения нынешний состав губернаторского корпуса в 20-й группе выглядит довольно сильным. Почти все «новички» пришли к власти после слабых и непопулярных руководителей и смогли вызвать доверие избирателей, как это уже показали выборы в Костромской области, и вполне способны подтвердить выборы этого года в Тверской области и следующего – в Ярославской. Единственным исключением здесь кажется Ивановская область, но, как показывают результаты социологических исследований, бывший губернатор М.Мень, хотя и считался политическим тяжеловесом, накопил немалый антирейтинг, и его уход отнюдь не вызвал больших сожалений в регионе. Поэтому новый, полностью «местный» губернатор П.Коньков тоже смог создать волну позитивных ожиданий и подкрепить уже сложившийся при М.Мене тренд в пользу роста рейтинга «Единой России».

            Серьезную роль в разрешении внутриэлитных проблем в регионах Нечерноземья играет президент В.Путин. Глава государства не раз принимал решения, нацеленные на укрепление власти в этих регионах. К настоящему времени Кремль смог сформировать здесь оптимальную и перспективную губернаторскую конфигурацию. Назначения И.Рудени и Д.Миронова, способных привлечь в регионы мощные федеральные ресурсы, можно считать, пожалуй, самым сильным шагом. Оба новых губернатора – это, несомненно, «люди президента». Но при этом и решения в пользу П.Конькова и С.Ситникова оказались весьма удачными, поскольку эти губернаторы смогли закрепиться на своих позициях, став наиболее влиятельными и популярными фигурами в своих субъектах Федерации, имеющими хорошо выраженный позитивный рейтинг. Интересно также, что выбор в пользу «местных» или «варягов», болезненный для многих российских регионов, не создает в Центральной России больших проблем, поскольку сами эти регионы географически близки к столице и очень рассчитывают на московские ресурсы, гораздо больше, чем на местные элиты и их явно ограниченные возможности. Другое дело, что «варяг» в условиях Центральной России просто обязан продемонстрировать эффективность в деле привлечения федеральных ресурсов. Прежние тверские губернаторы Д.Зеленин и А.Шевелев в этом не преуспели, и теперь надежды региона обращены на И.Руденю.

            При этом, в отличие от многих других субъектов Федерации, в регионах 20-й группы нельзя говорить о серьезных внутрирегиональных противоречиях, которые оказывали бы негативное влияние на общественно-политическую ситуацию и позиции «Единой России» на выборах. Многие участвующие в политической борьбе игроки – это москвичи, причем не только новые губернаторы, но и некоторые ключевые кандидаты на выборах в одномандатных округах, такие как В.Соловьев и А.Чепа в Тверской области. Местные элиты в таких исторически «разбалансированных» регионах, как Тверская и Ярославская области, довольно слабы и разрозненны. Напротив, в Ивановской и Костромской областях нынешним губернаторам удалось урегулировать существовавшие ранее противоречия в элитах и, в частности, отладить отношения с региональным депутатским корпусом.

В конечном итоге нельзя говорить и о том, что в регионах имеются сильные и влиятельные контрэлиты, альтернативные центры элитной консолидации, действия которых могли бы повредить кампании «Единой России». В Костромской области на роль такой фигуры претендует известный бизнесмен и политик Е.Трепов, у которого не сложились отношения с «Единой Россией», и который идет на думские выборы от партии «Родина». Но главной его задачей является прохождение в областную думу по «вакантному» округу, и говорить о его федеральных амбициях давно не приходится. В Тверской области после прихода И.Рудени отмечались признаки «брожения» в элитах региональной столицы, но в ходе кампании их удалось урегулировать. Пожалуй, единственным игроком, которому не удалось вписаться в предвыборный контекст, стала группа бизнесменов Лариных (контролируют известный пивоваренный завод «Афанасий»), которая в итоге тоже поддержала «Родину». Интересно, что именно партия «Родина» оказалась игроком, сделавшим ставку на вовлечение в свои списки региональных контрэлит, но кардинальным образом это предвыборную конфигурацию сил не меняет, просто способствуя переводу отдельных внутриэлитных противоречий в легальное электоральное поле. Еще важнее для кампании тот факт, что ни одна из крупных элитных групп ни в одном из регионов не поддерживает те или иные крупные оппозиционные силы, не видя в этом смысла и перспективы

            Конкуренция партийных брендов и лидеров

            По опыту выборов прошлых лет 20-я группа – это вовсе не проблемные «потерянные» регионы, а территория возможностей для «Единой России». За период между федеральными кампаниями во всех регионах прошла смена губернаторов, и все новые региональные руководители демонстрируют хорошую перспективу. Партийные организации стали работать гораздо лучше, и это показывали все «промежуточные» избирательные кампании. Исключением были только выборы мэра Ярославля, неудача на которых оказалась прямым следствием раскола элиты и решения «Единой России» о поддержке кандидата-«олигарха», не вызвавшего доверия не только у избирателей, но и у деловых элит города. С другой стороны, ни в одном регионе нет сильной и устойчивой оппозиции и яркого оппозиционного лидера. Довольно часто между собой враждуют и делят голоса КПРФ и «Справедливая Россия». Пожалуй, только у коммунистов в Костромской области есть известный и опытный в электоральном плане лидер В.Ижицкий. Однако в этом регионе у коммунистов начались расколы и внутренние конфликты, негативно сказавшиеся на старте думской кампании и ударившие по авторитету их многолетнего бессменного лидера.

            В то же время ясно и то, что правящая партия имеет здесь не такой уж широкий коридор возможностей. «Единая Россия» вполне в состоянии несколько улучшить свои результаты по сравнению с думскими выборами 2011 г. во всех четырех субъектах Федерации. Но ожидать резкого роста не стоит: в каждом регионе есть и проблемы, которые этому препятствуют. С территориальной точки зрения труднее всего изменить ситуацию в двух самых крупных городах 20-й группы – Ярославле и Твери, а это существенно влияет на общий результат.

            Если говорить об округах, то партия выставила своих кандидатов в шести из них, не выдвигая кандидата только в Ростовском округе (Ярославская область). Целью «Единой России» является победа в пяти округах из шести. На региональных выборах, разумеется, партии необходимо одержать победу на выборах губернатора Тверской области и вновь завоевать устойчивое большинство в Законодательном собрании этого региона. Для того чтобы достичь этих целей, «Единая Россия» прилагает большие усилия для проведения единой, консолидированной кампании на всей территории 20-й группы, «сшивки» кампаний по агитации за список партии и за ее кандидатов в округах, кампании федеральной и региональных выборов в Тверской области.

            Значительным конкурентным преимуществом «Единой России» является наличие во главе ее списка известных и популярных лидеров, имеющих непосредственное отношение к регионам Нечерноземья. Одной из ключевых фигур в списке является В.Терешкова - первая женщина-космонавт и известный политический деятель, депутат Государственной Думы и член Центрального штаба ОНФ. Терешкова родилась в Ярославской области, и поддержка земляков в регионе, который для «Единой России» является проблемным, может оказать большое влияние на исход выборов. Другой лидер списка – глава думской фракции «Единой России» В.Васильев, не раз избиравшийся депутатом от Тверской области. Как В.Терешкова, так и В.Васильев, будучи фигурами федерального масштаба, ведут агитацию на всей территории 20-й группы, не ограничиваясь «своими» регионами. При этом В.Васильев одновременно участвует в борьбе и в Заволжском одномандатном округе в Тверской области. На региональном уровне в кампании также активно участвуют секретарь политсовета «Единой России» в Ярославской области, заместитель председателя областной думы И.Осипов и депутат Государственной Думы от Ивановской области В.Иванов. Вполне реалистичным вариантом представляется прохождение от 20-й группы трех депутатов. Учитывая вполне вероятную победу В.Васильева в округе, можно ожидать, что депутатами по списку останутся В.Терешкова и В.Иванов и к ним присоединится новый для федеральной политики человек - И.Осипов.

            Однако борьба за голоса по партийным спискам обещает быть очень непростой. Дело не только в том, что все партии, особенно КПРФ и «Справедливая Россия, знают про свои хорошие прежние результаты и хотели бы их как минимум повторить. По многим регионам оппозиционные партии продвигают весьма влиятельных политиков, у которых есть прямой интерес к прохождению в Государственную Думу, а значит, к получению их партиями как можно большего числа голосов. Кроме того, само географическое положение 20-й группы благоприятствует привлечению внимания со стороны федерального руководства всех партий. Недавно, например, в Твери побывал С.Миронов, и ближе к выборам подобных «партийных десантов» становится все больше.

            Судя по итогам прошлых выборов, КПРФ имеет наиболее сильные электоральные позиции в Костромской области, а наиболее слабые – в Ивановской. Ярославская и Тверская области расположились посередине, но именно им, как самым крупным регионам, уделяет наибольшее внимание центральное партийное руководство. Главную ставку КПРФ делает на Тверскую область, поскольку здесь кампанию фактически ведет не местная (и довольно слабая) партийная организация, а один из ключевых представителей партийного руководства, «главный юрист» КПРФ В.Соловьев. Он неудачно пытался зарегистрироваться кандидатом на губернаторских выборах, но не сумел собрать подписи муниципальных депутатов (и Верховный Суд РФ недавно подтвердил правоту областного избиркома). Но основной задачей В.Соловьева является собственное прохождение в Думу по списку партии. Для этого он ведет достаточно агрессивную кампанию, стремясь привлечь внимание и к своей персоне, и к партии. Шансы попасть в Думу у него вполне хорошие (его группа включает, помимо Тверской, Псковскую и Новгородскую области, и этого достаточно для мандата). Но все равно на агитацию в Тверской области, самой большой в «группе В.Соловьева», делается основная ставка, учитывая и одновременные выборы в Законодательное собрание.

Три оставшихся региона коммунисты собрали в одну группу под строительного бизнесмена питерского происхождения А.Некрасова, являющегося депутатом Думы от КПРФ. Это не позволяет пройти лидерам региональных партийных организаций и негативно влияет на их мотивацию, тогда как сам А.Некрасов кампании не ведет и лишь выступает в роли спонсора. Тем не менее понятно, что А.Некрасов заинтересован в высоком результате и мобилизации партийных ресурсов, и особенно в Ярославской области, где проживает больше избирателей КПРФ.

            «Справедливая Россия» и некоторые ее влиятельные представители тоже весьма заинтересованы в мобилизации электората на территории 20-й группы. В центре ее внимания также оказывается Тверская область. Здесь партийный список возглавляет А.Чепа, известный депутат Госдумы из окружения С.Миронова, выходец из крупного аграрного бизнеса. Как и у В.Соловьева, у А.Чепы вполне «проходная» группа, включающая также Новгородскую и Вологодскую области. Но и А.Чепа делает главную ставку на Тверскую область, где он одновременно идет по одномандатному округу. Причем А.Чепа вполне мог бы пройти по списку, но в случае победы в округе его мандат может перейти Т.Канокову, предпринимателю из группы бывшего главы Кабардино-Балкарии и крупного столичного бизнесмена А.Канокова. Поэтому «Справедливая Россия» заинтересована в «двойном» успехе, и это видно по активности кампании, которую она развернула в Тверской области.  

            Другой точкой приложения особых усилий «Справедливой России» стала Ивановская область, входящая в группу, по которой баллотируется член Совета Федерации, известный справоросс и политтехнолог А.Беляков. Но все-таки его «базовый» регион – это соседняя Владимирская область, где он работает более активно, а в Ивановской области бывает реже. С другой стороны, Ивановская область – наименее благоприятный для эсеров регион, если судить по прошлым выборам. Не исключено, что партия еще попытается мобилизовать свои силы непосредственно перед днем голосования, в чем, разумеется, в первую очередь заинтересован А.Беляков.

            В то же время значимость электорального успеха «Справедливой России» в Ярославской и Костромской областях упала после того, как от участия в выборах отказался представитель московской элиты Р.Джапаридзе. Теперь группу возглавляет муниципальный депутат из Ярославля А.Каширин, у которого появился неожиданный шанс стать депутатом Госдумы. Но вряд ли федеральное руководство будет делать на эти регионы ставку и привлекать туда свои ресурсы. Местные же партийные организации очень слабы, а в Костромской области у эсеров и вовсе произошел полный развал. Голосов партии прибавит опытнейший депутат А.Грешневиков, выдвинутый в Ростовском округе, но все же голосование за партийный список в Ярославской области вряд ли будет столь активным, как прежде.

            КПРФ и «Справедливая Россия» выступают конкурентами друг другу, что способствует разогреву кампании и может оказаться выгодным «Единой России» в связи с дроблением оппозиционного электората. Эсеры четко работают по социальной повестке, делая это не хуже, чем коммунисты, и в Тверской области трудно сказать, кто из них выступит лучше. Примечателен и такой явно недружественный ход «Справедливой России», как выдвижение народной артистки СССР Э.Пьехи в Тверской области на региональных выборах в городе Ржев, являющемся главным оплотом КПРФ. Примерно на равных эти две партии могут выступить и в Ярославской области, где у каждой партии есть свои слабости и аргументы, у коммунистов – более устойчивый электорат, у эсеров – фигура А.Грешневикова. В то же время ослабление эсеров в Костромской области и их пассивность в Иваново, напротив, позволяют коммунистам вновь консолидировать там значительную часть недовольного электората.

            ЛДПР давно не демонстрировала значительных успехов на выборах в этой части Центральной России, хотя когда-то была наиболее сильной оппозиционной партией в Ивановской области (партийной работой с 1990-х гг. там занимался ныне перешедший в ЦИК С.Сироткин, один из самых эффективных региональных лидеров ЛДПР за всю ее историю). Но на предстоящих выборах и ЛДПР сделала ставку на Тверскую область. По крайней мере, единственной территориальной группой, где партия имеет высокие шансы провести своего кандидата, стала группа, объединяющая Тверскую и Новгородскую области. По этой группе баллотируется депутат Государственной Думы А.Морозов, играющий заметную, хотя и далеко не ведущую роль в тверских выборах: одновременно он баллотируется в губернаторы и в Госдуму, но еще и по одномандатному округу, где сталкивается, в частности, с А.Чепой. В сущности, А.Морозов не должен сильно беспокоиться, поскольку шансы остаться депутатом у него высоки. Но понятно, что партия сделает все возможное для получения значительного результата именно в Тверской области, тем более что именно в этом регионе ее результаты прежде были ниже, чем в Ярославской, Костромской и Ивановской областях. Во всех остальных регионах ЛДПР «привязала» свои территориальные группы к одномандатным округам, что делает практически бесполезным выдвижение там даже первых номеров. Такая предвыборная стратегия может привести к тому, что в Тверской области ЛДПР подтянет свои результаты, а в других регионах, наоборот, может часть поддержки утратить.

            Главным «полем битвы» между партиями на выборах 18 сентября стала Тверская область. И дело здесь отнюдь не в губернаторской кампании, а в прямом и непосредственном интересе всех четырех парламентских партий в прохождении по спискам своих влиятельных представителей за счет мобилизации избирателей этого региона. Это делает предвыборную ситуацию в Тверской области более напряженной, чем в Ярославской и Костромской областях, которые на прошлых выборах отличались самым высоким уровнем голосования за оппозицию.

Семь округов Нечерноземья: особенности кампании

            Предвыборное соотношение сил и активность основных игроков в семи округах, входящих в состав 20-й территориальной группы, существенно различаются, формируя не похожие друг на друга конкурентные сценарии выборов. Если исходить из опыта прошлых федеральных выборов, то поддержка «Единой России» была наиболее высокой на территории обоих округов Ивановской области и Заволжского округа в Тверской области. Для КПРФ с этой точки зрения наиболее благоприятен Костромской округ, тогда как «Справедливая Россия» пользовалась более высокой поддержкой на территории обоих округов Ярославской области и Тверского округа в одноименном регионе. Что касается ЛДПР, то ее позиции были слабее на территории обоих округов Тверской области, и в то же время нельзя сказать, что на какой-либо другой территории эта партия пользовалась действительно высокой поддержкой. Электоральные истории прошлых лет оказали заметное влияние и на нынешнюю расстановку сил в округах. Та же КПРФ действительно ведет активную борьбу в Костромской области, а эсеры делают ставку на Тверской округ, тогда как в Ростовском округе Ярославской области их кандидат является фаворитом – в отсутствие кандидата «Единой России».

            Все семь одномандатных округов, учитывая ход нынешней кампании, можно разделить на несколько групп.

            В двух округах, которые мы относим к числу самых благоприятных, «Единая Россия» выдвинула сильных и перспективных кандидатов, кампании которых выделяются и уровнем активности, и качеством организации. Этим кандидатам противостоят заметные фигуры от КПРФ, но их потенциал явно ниже.

В эту группу входит Заволжский округ №180 в Тверской области, где баллотируется глава думской фракции «Единой России», в прошлом заместитель министра внутренних дел РФ В.Васильев. Он включен одновременно и в кампанию по агитации за список «Единой России» на территории всей 20-й группы, где является одной из главных фигур, наряду с В.Терешковой. Однако, разумеется, Васильев уделяет большое внимание и работе в округе, где он пользуется высокой поддержкой населения. В округе постоянно проходят его встречи с избирателями, способствующие укреплению позиций Васильева. Напротив, основной конкурент Васильева, кандидат КПРФ, областной депутат А.Гончаров имеет только локальную известность, прежде всего в Ржеве.

Вторым подобным округом является Кинешемский округ №92 в Ивановской области. Здесь «Единую Россию» представляет один из самых опытных политиков Ивановской области Ю.Смирнов, в прошлом член Совета Федерации, крупный представитель деловой элиты и общественности (сейчас он руководит Общественной палатой региона). С Ю.Смирновым пытается конкурировать лидер областных коммунистов В.Кленов. Но хотя В.Кленов руководит областной партийной организацией, его, как и А.Гончарова в Твери, можно назвать скорее локальной фигурой: он больше известен в Кинешме, где долгое время руководил партийной ячейкой. Сейчас В.Кленов пытается раскрутиться за счет поддержки обманутых дольщиков в областном центре, проводя митинги и другие акции. Однако преимущество Ю.Смирнова остается незыблемым.

Три округа характеризуются повышенным уровнем конкуренции. В эту группу входят Костромской №107, Ярославский №194 и, с оговорками, Ивановский №91 округа. «Единая Россия» выдвигает здесь кандидатов, потенциал которых велик, но по тем или иным причинам ограничен. Со стороны оппозиционных партий выставлены довольно сильные игроки.

Ярким примером острой конкуренции «Единой России» и КПРФ в масштабах не только 20-й группы, но и страны в целом стал Костромской округ. Здесь коммунистов представляет В.Ижицкий, один из самых опытных местных политиков, многократно участвовавший в выборах разных уровней, включая и недавнюю губернаторскую кампанию. Впрочем, на федеральный уровень выйти ему никогда не удавалось. На его позициях неблагоприятно сказались внутренние противоречия в региональной организации КПРФ, вышедшие на поверхность как раз перед выборами. Однако В.Ижицкий остается заметным и активным критиком властей и «Единой России», регулярно проводя встречи с избирателями и поездки по региону, а также разработав неплохие для КПРФ агитационные материалы. Кандидат «Единой России» А.Ситников, действующий депутат Госдумы и однофамилец губернатора, обладает более сильными позициями на селе, где он возглавлял крупное агропредприятие. В результате в регионе возникает серьезная территориальная дифференциация электоральных предпочтений, поскольку В.Ижицкий, напротив, хорошо известен и относительно популярен в городе. В целом, однако, учитывая актуальные тренды Костромской области – укрепление позиций региональных властей, рост рейтинга «Единой России» и проблемы в КПРФ, А.Ситников имеет высокие шансы на победу. Важной для него задачей остается повышение личного рейтинга в региональной столице.

В Ярославском округе предвыборная конфигурация имеет гораздо более сложный характер, но она же может оказаться выгодной для кандидата «Единой России» А.Грибова. Этот кандидат, несмотря на молодой возраст, еще до начала кампании стал активно раскручиваться в публичной сфере региона, возглавляя Общественную палату Ярославской области. А.Грибов имеет поддержку регионального руководства партии и связанных с ним элит и является одним из перспективных, «растущих» политиков в Ярославской области. В округе он сталкивается с целым рядом конкурентов, что может быть ему на руку, поскольку даже сейчас трудно выделить того, кто мог бы реально претендовать на победу. Любопытной особенностью округа стало выдвижение двух однофамильцев, каждый из которых имеет неплохой ресурс, но которые явно мешают друг другу. Один из них – лидер областной организации КПРФ А.Воробьев, другой – кандидат «Родины», подмосковный бизнесмен и тоже А.Воробьев. Третьим заметным конкурентом А.Грибова стал кандидат «Справедливой России» С.Балабаев, кампания которого носит налет скандальности: пожалуй, именно он больше других пытается атаковать «Единую Россию», но ему не хватает общественной поддержки и личной популярности. В итоге кампания в Ярославском округе стала весьма сложной и напряженной, сопровождаясь взаимными обвинениями кандидатов. Тем не менее, фактически борьба здесь идет за второе место, поскольку потенциал соперников А.Грибова ограничен.

            Ивановский округ попадает в число округов с повышенным уровнем конкуренции, прежде всего, из-за невысокой личной популярности кандидата «Единой России», мэра Иванова А.Хохлова. Он выиграл непростые и конкурентные партийные праймериз. Заметно, что его продвижение идет не так эффективно, как в случае его «соседа» Ю.Смирнова. В то же время А.Хохлов пользуется полной поддержкой губернатора П.Конькова, наращивает работу с избирателями, и его поражение трудно себе представить. Соперники А.Хохлова, напротив, к числу влиятельных фигур не относятся и занимают узкие политические ниши. Д.Саломатин опирается на электорат КПРФ, среди которого он пользуется доверием, но за рамками которого малоизвестен. Кандидат «Справедливой России» П.Попов относится к числу опытных местных политиков и бизнесменов, но больше заинтересован в собственном успехе на довыборах в областную думу. В этих условиях вполне возможно, что в конечном итоге Ивановский округ окажется в группе наиболее благоприятных для «Единой России» наряду с соседним Кинешемским.

            Еще один округ отличается очень высоким уровнем конкуренции, не только выделяясь в рамках 20-й группы, но и входя в число самых конкурентных округов в стране. Это – Тверской одномандатный округ №179, где главными конкурентами являются кандидат «Единой России», действующий депутат С.Максимова и кандидат «Справедливой России» А.Чепа. Причем этими двумя фигурами конкурентное поле отнюдь не ограничивается. В этом же округе выдвигаются лидер областных коммунистов Л.Воробьева, депутат Госдумы от ЛДПР А.Морозов и кандидат «Родины» В.Дешевкин, представляющий бизнес-группу Лариных и входящий во фракцию «Единой России» в Тверской городской думе.

            В то же время реальных лидеров в округе все-таки двое, и именно они должны разыграть победу. Заметно, что А.Чепа проводит более активную кампанию, постоянно выступая перед избирателями и перемещаясь по территории. В его кампании используются и огромные финансовые ресурсы. С.Максимова с этой точки зрения выглядит скромнее. Кроме того, она - в силу своего происхождения - эффективнее работает с сельской аудиторией, тогда как городские районы Твери остаются для нее менее благоприятными (Максимова бывший фермер, глава созданного ей Союза фермеров и личных подсобных хозяйств Тверской области). Впрочем, А.Чепу, при всех его ресурсах, трудно назвать популярной фигурой, и позиции двух основных кандидатов сопоставимы, что сохраняет интригу до конца выборов.

            Наконец, Ростовский округ №195 в Ярославской области отличается совершенно особой предвыборной конфигурацией, поскольку в нем «Единая Россия» не выдвинула кандидата. Фактически это было сделано в порядке уступки «Справедливой России» и ее кандидату А.Грешневикову. Местный уроженец, писатель и журналист по происхождению, А.Грешневиков бессменно является депутатом - еще со времен Верховного Совета России. Всегда занимая левопатриотическую нишу, в последние годы он стал примыкать к «Справедливой России», которую и сейчас представляет на выборах. Заметных конкурентов у А.Грешневикова двое. Один из них – это известный представитель местной элиты В.Денисов, выдвинутый «Родиной». В.Денисов получил несколько скандальную известность в этом году, выставив свою кандидатуру на праймериз «Единой России» перед выборами мэра Рыбинска. Проиграв праймериз, он, тем не менее, выдвинулся на самих выборах, где опять занял второе место. Несмотря на неудачи, В.Денисов упорно ищет для себя возможности участвовать в выборах, и теперь пробует свои силы в одномандатном округе. Кроме того, в округе выдвинулся бизнесмен К.Курченков, представляющий партию «Зеленых». Он активно использует актуальную экологическую повестку округа, прежде всего – проблему экологии Рыбинского водохранилища в связи с перспективой строительства целлюлозно-бумажного комбината. Однако А.Грешневиков остается безусловным лидером в кампании, что подтверждает и правильность решения «Единой России» по поводу неучастия в этих выборах.

            Таким образом, «Единая Россия» имеет прекрасные шансы одержать победу в пяти округах. Маловероятно, что какие-либо причины способны помешать успеху В.Васильева, Ю.Смирнова, А.Хохлова, А.Грибова и А.Ситникова, хотя их результаты могут существенно отличаться. В частности, менее уверенным может оказаться лидерство двух последних из указанных кандидатов. В наиболее трудном положении находится С.Максимова, и в Тверском округе возможна победа кандидата «Справедливой России» А.Чепы. В условиях отсутствия кандидата «Единой России» эсеры имеют все шансы выиграть выборы в Ростовском округе.

            Тверская область: многоуровневая кампания

            Выборы на территории Тверской области приобрели наиболее сложный характер. Этот регион оказался в эпицентре борьбы четырех парламентских партий в думской кампании, одновременно еще и проводя выборы губернатора и Законодательного собрания.

            Конфигурация кампании на выборах в Законодательное собрание, впрочем, соответствует сценарию думских выборов. Главным конкурентом «Единой России» считалась КПРФ, однако в самое последнее время интенсивно стала раскручиваться «Справедливая Россия». При этом коммунисты и эсеры открыто конкурируют между собой, и результат их противостояния трудно предсказать. Обе партии могут провести отдельных своих кандидатов и в одномандатных округах. Наиболее конкурентная кампания отмечается в Твери и Ржеве, двух городах Тверской области, отличающихся самым высоким протестным потенциалом. В целом, однако, «Единая Россия» имеет все возможности для того, чтобы одержать победу по спискам и в большинстве одномандатных округов. Ожидаемым итогом кампании является сохранение партией большинства мест в областном парламенте - при формировании заметных фракций КПРФ и «Справедливой России».

            Губернаторская кампания в Тверской области оказалась одной из самых  сложных на фоне всех остальных губернаторских выборов, проходящих в стране в этом году. Во-первых, И.Руденя, будучи совершенно новым для региона человеком, столкнулся с непростыми проблемами при работе с местными элитами и в процессе формирования своей общественной поддержки. Во-вторых, КПРФ решила сделать особую ставку на этот регион, продвигая на пост губернатора В.Соловьева, представителя своего центрального партийного руководства, который избирался от Тверской области в Госдуму и регулярно проводит работу на ее территории. Однако к концу выборов ситуация существенно изменилась и стала гораздо более благоприятной для И.Рудени.

            Понимая непростые политические вызовы, И.Руденя организовал весьма активную и качественную избирательную кампанию. Он и его команда проанализировали проблемное поле региона и приступили к решению целого ряда актуальных социально-экономических задач. В частности, большое внимание уделяется решению транспортной проблемы – строительству и ремонту автомобильных дорог, налаживанию железнодорожного сообщения. И.Руденя демонстрирует востребованные в регионе качества эффективного управленца, решая задачи не только близкого ему аграрного комплекса, но и промышленности, туристической отрасли, научно-образовательной сферы и др. Было бы неправильным считать, что врио губернатора опирается на село и именно там получает основную поддержку: такой подход для кампании в Тверской области, где в городах накоплен немалый протестный потенциал, был бы просто опасным. Например, совместно с областными вузами губернатором выдвинута программа создания «Технологической долины». И.Руденя ищет возможности для развития производства и привлечения государственных заказов на промышленные предприятия Твери и других городов региона (особенно таких как Торжок и Ржев, где велика социальная напряженность).

             Серьезным конкурентным преимуществом И.Рудени является его поддержка на федеральном уровне. Не будучи уроженцем региона, он в то же время демонстрирует реальные, а не гипотетические возможности по привлечению в регион федеральных ресурсов, отличаясь тем самым от предшественников. Это продемонстрировали неоднократные встречи И.Рудени с В.Путиным, включая проведение в регионе крупного совещания при участии главы государства. Достигнуты договоренности с важнейшими государственными корпорациями – «Газпромом», «Росэнергоатомом». Тем самым И.Руденя становится для Тверской области фигурой, с которой связаны надежды  на вывод региона из застойного положения.

            В этих условиях губернаторская кампания в Тверской области стала приобретать референдумный характер. Главный потенциальный соперник – В.Соловьев не смог преодолеть муниципальный фильтр, что, кстати, является прямым следствием слабости КПРФ в регионе в целом и на локальном уровне. Его попытки оспорить решение избирательной комиссии были обречены, поскольку коммунисты просто не справились с задачей по привлечению на свою сторону муниципальных депутатов. В.Соловьев попытался привлечь избирателей своей «губернаторской кампанией» и борьбой за регистрацию на должность кандидата, но нельзя сказать, что это пошло на пользу КПРФ. На фоне активности В.Соловьева ушла на второй план собственно кампания КПРФ в регионе, которая выглядит слабой и малосодержательной.

            В отсутствие В.Соловьева часть оппозиционного электората, вероятно, поддержит кандидата от ЛДПР А.Морозова, но сам он активной кампании не ведет и делает ставку на избрание в Госдуму. Вероятно, некоторая часть сторонников коммунистических идей поддержит кандидата «Коммунистов России» И.Клейменова. Но очевидно, что на стороне И.Рудени будут сторонники не только «Единой России», но и «Справедливой России», а возможно и часть избирателей КПРФ, особенно на селе. Ожидаемая уверенная победа позволит И.Рудени продолжить реализацию предложенной им программы развития Тверской области.

            Содержание кампании: борьба  повесток

            Регионы 20-й группы отличаются сложной социально-экономической ситуацией, и общественные настроения здесь нельзя назвать оптимистическими. Проблемы есть как в промышленном комплексе, который выручают немногочисленные предприятия-лидеры, так и в сельском хозяйстве, в условиях Нечерноземья традиционно отличающемся невысокой эффективностью. Отчасти жителей спасают маятниковые миграции в Москву и отходничество, но непосредственно на территории это только подчеркивает депрессивное состояние экономики многих городов и сельских районов. Очевидным следствием этих проблем стал невысокий уровень доверия к региональной и местной власти, усугубленный губернаторской «чехардой».

            В последнее время избирателей здесь волнует падение уровня жизни, тем более что эта тема имеет особенно болезненный характер на фоне неизбежного сравнения с Москвой. Актуальной, как показывают социологические данные, остается тема здравоохранения, учитывая большое число пенсионеров. Значительную остроту приобрели инфраструктурные проблемы – дороги, ЖКХ. Эти проблемы вызывают общественное недовольство как в политически более спокойной Ивановской области, так и в более оппозиционных регионах – Костромской и Тверской областях.

            Актуальные тенденции развития социально-экономической ситуации остаются неоднозначными, но их нельзя назвать негативными. Прежде всего, заметно, что регионы Центральной России неплохо вписываются в процесс импортозамещения. По итогам января-июля 2016 г. промышленный рост превысил 3% в Ивановской и Тверской областях и 5% - в Ярославской области (в Костромской области объем промышленного производства почти не изменился). Аналогичные тенденции отмечались в сельском хозяйстве, где, по данным за первое полугодие 2016 г., лидером роста стала Тверская область (на 15,4%). Рост в АПК отмечался в Ивановской и Ярославской областях, а в Костромской области все-таки произошло небольшое падение.

            В целом неплохой представляется ситуация с реальными денежными доходами населения. Хотя регионы приобрели устойчивый ярлык проблемных, Росстат фиксирует по итогам января-июня 2016 г. снижение доходов только в Тверской области (на 3,1%), причем оно все равно меньше, чем по России в целом. В Ярославской и Ивановской областях уровень доходов практически не изменился, а в Костромской области даже немного вырос (на 3,8%). Данные об обороте розничной торговли ясно свидетельствуют об их снижении, причем в Ивановской области – более чем на 10%.

            Региональные власти в этих условиях стараются использовать бюджетные ресурсы для решения актуальных социально-экономических задач. По данным на 1 июля 2016 г., только Ивановская область сократила бюджетные расходы в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (у нее, а также у Ярославской области произошло падение доходов). Заметно, что все регионы стали тратить заметно больше средств на социальную политику (рост от 7,7% в Тверской области до 13,7% в Ярославской). По всем регионам идет рост расходов на образование, вплоть до 4,9% в Тверской области. Однако расходы на здравоохранение, сферу весьма проблемную, приходится сокращать (единственным исключением стала Костромская область).

            Бюджетная политика региональных властей в отношении тех или иных сфер экономики в условиях кризиса существенно различается. Очевидно, что средств на решение всех проблем не хватает, как бы ни хотелось найти их в преддверии выборов. Например, власти Костромской области сделали ставку на повышение бюджетных расходов на сельское хозяйство (на 22,5%) и ЖКХ (на 17,2%). Однако все остальные регионы расходы на аграрный сектор сократили, особенно – Ярославская область. Расходы на ЖКХ в Ярославской области, как и в Костромской, выросли, а в Ивановской и Тверской областях упали. Ставку на дорожное строительство сделали Ярославская и Тверская области (рост расходов в Ярославской области составил 35%), но Ивановская и Костромская области сделать это не смогли.

            Однако «Единая Россия» даже в непростых социально-экономических условиях остается единственной политической силой, предлагающей конкретные решения проблем и активно занимающейся их решением. В связи с предстоящими выборами партия сформировала программу действий для всей территории 20-й группы, дополненную программами по всем регионам и округам. Главную ставку партия делает на социально-экономическое развитие Нечерноземья, что стало объединяющим содержательным посланием для всей территориальной группы. Речь идет о конкретных мерах, реализуемых совместно федеральными и региональными властями при участии и под контролем партии. Необходимость такой программы была публично подтверждена президентом В.Путиным. На региональном и окружном уровнях партия и ее кандидаты предлагают решения проблем ЖКХ и городского благоустройства, дорожного хозяйства, здравоохранения и образования, сельского хозяйства, промышленности и инновационного развития. С этой точки зрения конкурентным преимуществом «Единой России» является и выбор кандидатов, прошедших через процедуру праймериз. Среди этих кандидатов есть опытные законодатели, общественники, муниципальные руководители, выходцы из агропромышленного комплекса.

            Сравнивая программу «Единой России» с другими партиями, нельзя сказать, что кто-либо из конкурентов предлагает что-то столь же содержательное и конкретное. Кампания КПРФ в основном построена на эмоциональной критике властей и «Единой России», а также на акцентировке отдельных социальных проблем (например, проблемы обманутых дольщиков в Иванове). Кампания «Справедливой России» с содержательной точки зрения проработана только в Тверской области, где носит в основном социально ориентированный характер (в частности, ставка делается на партийный Центр защиты прав граждан в Твери). Но в целом оппозиционные партии просто рассчитывают на эксплуатацию в своих интересах ситуативных проявлений общественного недовольства, тогда как само общество не видит за ними реальной политической силы. С этой точки зрения, хотя регионы Нечерноземья и принято считать «оппозиционными», ни одна из оппозиционных партий не предложила здесь свою продуманную и интересную для избирателя повестку.   

***

            Таким образом, электоральная ситуация в 20-й территориальной группе складывается в пользу «Единой России», подтверждая тенденции последних лет. Укрепление региональной власти, выдвижение партией сильных кандидатов и продуманной программы, а также относительно стабильная социально-экономическая ситуация создают основания для электорального успеха. Оппозиция способна добиться отдельных успехов – победы в одном из одномандатных округов на думских выборах и в нескольких округах на региональных выборах в Тверской области, но этим ее возможности ограничиваются. Конечно, Нечерноземье вряд ли сможет стать одним из самых благоприятных регионов России на предстоящих выборах, но преодоление его имиджа как устойчиво оппозиционной и «красной» территории началось.

 


Добавить новый комментарий