Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта исследований

15.03.2013 / Регион: Волгоградская область

Анализ политической ситуации в Волгоградской области (февраль 2013 г.)

Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.

Гайворонский Ю.О. – аналитик Лаборатории региональных политических исследований НИУ ВШЭ.

Прошедший месяц стал весьма примечательным с точки зрения развития отношений власти и оппозиции в регионе в связи с начавшимся процессом кооптации местной элиты. Непрекращающаяся борьба элит в сложной социально-экономической обстановке продуцировали ожидаемый результат, который может стать типовым решением в регионах с сильной и диверсифицированной элитой, находящейся в противостоянии губернатору-«варягу». С одной стороны, такая стратегия благоприятна для региона с точки зрения распределения ответственности и ликвидации преград на пути имплементации политики; с другой, - сохраняется риск консервации дисфункциональности под покровом усмирения оппозиции.

Начало месяца было ознаменовано во многом тревожным ожиданием визита высокопоставленных лиц с визитом, приуроченным к празднованию 70-летия победы в Сталинградской битве. И эксперты, и сами региональные власти понимали, что поездка В.Путина в регион – своеобразный показатель лояльности по отношению к губернатору: приедет президент, либо премьер-министр Д.Медведев; какова будет риторика высокопоставленных лиц, невербальные знаки. Все это пристально отслеживалось СМИ во время проведения праздничных мероприятий, в т.ч. в попытках уловить нотки негатива по отношению к С.Боженову.
правильный выбор автозапчасти нижний новгород продажа и гарантия

Собственно, по итогам визита стало ясно, что С.Боженову после сумбурных январских событий дают еще один шанс, в том числе вероятно потому, что федеральный центр не готов к последующим за отставкой выборам, не имеет подходящей кандидатуры. Кадровая политика федеральной власти сегодня находится в состоянии стагнации, что стало очевидным после назначения С.Шойгу министром внутренних дел. Это является закономерным последствием функционирования любого режима, где вместо критериев отбора по принципу конкуренции работают механизмы личных связей и местничества. 

Работу такого механизма продемонстрировал и С.Боженов, который заявлял сначала о меритократических принципах кадровой политики в Волгоградской области, в итоге пошел по привычному пути землячества. Плюсами такого метода является то, что в регион была имплантирована уже готовая к работе команда, что позволяло обойти этапы «притирки» чиновников друг к другу. С другой стороны, губернатор не учел, что политика местничества губернатора-“варяга” в регионах с сильной элитой сталкивается с типичной проблемой противодействия местной элиты, в том числе со стороны 
регионального парламента: на преодоление разногласий уходит полгода или больше, в то время как проблемы остаются нерешенными и усугубляются

В аналогичную ситуацию попал и С.Боженов, чья кадровая политика заранее была обречена на провал в связи с жесткими ограничениями в проведении политического курса. Образно выражаясь, бюрократическая машина стала неповоротливой и негибкой, а цель общественного благосостояния сменилась целью самозащиты и выживания в недружественной среде, подтверждением чему стало увеличение расходов в бюджете области на информационную политику при сокращении на все другие сферы. Январские события показали, что такую стратегию надо менять.

Следуя некоторым другим регионам России (например, Пермскому краю) в феврале в Волгоградской области предпринята попытка запуска кооптационного 
механизма – включения крупных представителей местной элиты в управленческие структуры. Прежде всего, по «собственному желаю» ушел председатель правительства К.Храмов, на место которого был утвержден первый вице-премьер О.Керсанов. Новый премьер-министр родился в 1959 году в Волгоградской области. С 1996 года являлся главой Алексеевского района. В 2004 году избран депутатом волгоградской областной думы. В апреле 2009 года возглавил правление Совета муниципальных образований Волгоградской области. Вступивший в должность губернатора С.Боженов назначил его вице-губернатором, затем заместителем председателя правительства К.Храмова.

Интересно, что формально качественных изменений не произошло, так как представитель местной элиты О.Керсанов уже работал в региональном правительстве. С другой стороны, его повышение представляет собой значимый символический жест, знаменующий собой новый курс. Судя по итогам голосования в облдуме по вопросу одобрения кандидатуры О.Керсанова, данный жест был воспринят адекватно.

Позитивный момент здесь состоит в совпадении взаимных ожиданий губернатора и местной элиты, чего не случилось год назад при назначении самого С.Боженова. Это является важным шагом на пути достижения консенсуса. Кандидатура О.Керсанова одобрена, подразумевая по умолчанию (либо по кулуарным соглашениям) продолжение политики включения местных органы региональной власти. Как следствие, в конце месяца на уровне слухов появилась информация о согласовании кандидатуры депутата облдумы Н.Чувальского на должность и.о. сити-менеджера, а также о включении экс-мэра 
Волгограда Р.Гребенникова и депутата облдумы Р.Херианова в региональное правительство. Все трое – весьма известные представители местной элиты, и вероятность подтверждения данных слухов высока. Что касается Н.Чувальского (биография которого связана с регионом, начиная с перестроечного времени), то практически любое назначение вместо В.Собакаря будет воспринято в той или иной мере благоприятно, позволит снизить уровень общественного недовольства городской властью, по крайней мере - до выборов в городскую думу.

Включая в состав правительства Р.Херианова, губернатор убивает сразу двух зайцев – снижает уровень напряженности в отношениях с местной элитой и «либеральной платформой» в облдуме (в некоторой степени), а, кроме того, решает проблему критики в адрес продвигаемой им кандидатуры на мэрских выборах (если таковые состоятся). 

Однако, возможно прогнозирование и негативных аспектов. Во-первых, «двойное назначение» Р.Херианова и Р.Гребенникова может негативно отразиться на функционировании правительства в силу весьма прохладных отношений указанных политиков (Р.Херианов проиграл мэрские выборы Р.Гребенникову в 2007 г.). В случае назначения выборов мэра конфликт может стать отчетливым, если оба захотят участвовать в электоральной гонке. Такая вероятность имеется, так как оба рассматривают получение кресла градоначальника как «реванш» и как «восстановление справедливости» соответственно.

Во-вторых, попытка инкорпорирования местных для С.Боженова не является первой, на что указывают майские назначения 2012 г.: вместо ставропольца Жданова на должность министра строительства и ЖКХ был назначен В.Удалов, глава Жирновского района области; министром образования стал проректор волгоградского педуниверситета А.Коротков; управление общественных связей аппарата губернатора возглавила Татьяна Красильникова, ранее трудившаяся на аналогичной должности при Н.Максюте; Игорь Назаров получил должность главы управления делами аппарата губернатора и т.д. Тем не 
менее, волна недовольства не стихла в силу того, что губернатор продолжал опираться в разработке и имплементации политики на наиболее приближенных чиновников и советников – А.Бургучева, М.Абдулхалыкова, М.Шабанову. Аналогичная ситуация может вновь повториться. Третья проблема, отчасти связанная с первой – проблема широких коалиций. 

Экстраполяция данного явления с парламентских систем, где правительство формируется правящей коалицией на «президентскую», где в нашем случае кадровая политика почти полностью подчинена губернатору, представляется достаточно условной, с допущением, что включаемые в состав правительства акторы являются представителями различных политических сил и сильно аффилированы последним, а не губернатору. Широкие коалиции являются хрупкими и неустойчивыми, но в то же время позволяют более взвешенно подойти к решаемым проблемам, распределяя ответственность и учитывая 
интересы нескольких групп.

В этой связи мы обнаруживаем своеобразный парадокс: чем больше местных политиков, представляющих различные политические группы, губернатор будет включать в состав правительства, тем выше риск появления конфликтов. Другими словами, политтехнологический рецепт для губернатора в случае назначения Р.Херианова и Р.Гребенникова был бы прост – остановиться (хотя по необходимости возможно еще 1-2 назначения).

Источники:
1. Газета «АиФ Нижнее Поволжье»
2. Газета «Городские вести “Царицын-Сталинград-Вологоград”»
3. Газета «Волгоградская правда»
4. Газета «Коммерсант» (Волгоград)
5. http://fedpress.ru
6. http://www.krivoe-zerkalo.ru
7. http://oblvesti.ru
8. http://www.politrus.com
9. http://v1.ru
10. http://v102.ru
11. http://www.volganet.ru
12. http://www.volgadmin.ru
3 См.: Riker W.H. The Theory of Political Coalitions. - Yale University Press, 1962.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru