Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

15.03.2016

Закрутить "антикоррупционные гайки": губернаторов и мэров проверят на конфликт интересов

В Минэкономразвития предложили проверять мэров и губернаторов на конфликты интересов при госзакупках. В настоящий момент контрольные органы следят только за руководством заказчика закупки, сотрудниками его контрактной службы, членами комиссии по закупке и контрактными управляющими. Даст ли эффект новая инициатива в случае ее принятие и хорошо ли работают старые методы, выяснял «РК».

Добраться до верха

Идею о дополнительном анализе деятельности мэров и губернаторов раскрывает замглавы Минэкономразвития Евгений Елин, направивший соответствующее письмо в администрацию президента. Однако, по мнению Минэкономики, коррупционное влияние на исход процедур могут оказывать не только первые лица регионов и городов, но и их заместители по закупкам, руководители органов контроля и их заместители, должностные лица госорганов и органов местного самоуправления, а также сотрудники операторов электронных площадок.

Предполагается, что расширенный список потенциальных участников конфликта интересов заказчики должны размещать в единой информационной системе (ЕИС) — c указанием ИНН и номеров свидетельств пенсионного страхования. Замминистра предлагает увязать ЕИС с информационными ресурсами ФНС, Росфинмониторинга, ФМС, органов ЗАГС и др. для автоматической проверки участников закупки на предмет их аффилированности с поставщиками. В Минэкономики готовы «проработать» внедрение механизмов проверки наличия аффилированности и для должностных лиц госкомпаний и госкорпораций, осуществляющих закупки по 223-ФЗ. Идею, однако, вряд ли поддержат крупные игроки на этом рынке — ониуже пытаются заблокировать ряд инициатив правительства, направленных на повышение прозрачности системы закупок, пишет «Коммерсант».

Согласно действующим с 2013 г. требованиям, запрет на аффилированность госзаказчиков и подрядчиков сейчас затрагивает лишь руководителей заказчика и его контрактной службы, членов закупочной комиссии и контрактных управляющих. Им нельзя состоять в браке или близком родстве с руководителями и выгодоприобретателями, владеющими более 10% активов подрядчика. Но ответственность за конфликт интересов фактически возложена на подрядчика, который должен декларировать его отсутствие, а не на заказчика — он вправе, но не обязан проверять достоверность таких данных, отмечает господин Елин. Омбудсмен по закупкам Сергей Габестро, в свою очередь, утверждает, что у заказчика просто нет инструмента для проверки конфликта интересов. Поэтому автоматизированные механизмы проверки просто необходимо разработать.

Однако руководитель Лаборатории социально-политических технологий Алексей Неживой в беседе с «РК» выразил сомнения в работоспособности схемы от Минэкономразвития. Он предполагает, что данные меры приведут лишь к увеличению количества подставных лиц в цепочке госзаказа. Хотя и положительные моменты в инициативе тоже есть.

«Просто теперь в коррупционную схему будет больше включено подставных людей. Выявить точное количество участников с помощью нового предложения не удаться, но побороть в процессе реализации, путем проверки тех, кто выиграл тендер – вполне. Появится больше шансов узнать, куда уходят деньги, как они распределяются. Компании можно проверять на этапе разыгрывания тендера, потом выбраковывать их и заносить в списки. Но, опять же, все равно будут создаваться "подставные" компании, только все будет проводиться с большей конспирацией. Такого рода коррупцию действительно трудно истребить», - заметил эксперт.

Антикоррупционные комиссии

Если же говорить про старые методы, то стоит вспомнить указ президента, вышедший в июле прошлого года (о нем уже писал «РК»), о рекомендации региональным властям создать под председательством губернаторов антикоррупционные комиссии, которые будут разрабатывать новое законодательство для борьбы с соответствующими преступлениями и выявлять совершенные незаконные деяния. Кроме того, федеральный центр советовал создать специальные органы для профилактики нарушений.

Формально или частично указ были выполнен, и в ряде регионов появились, по крайней мере, антикоррупционные комиссии. Где-то они даже работают (или создают видимость работы), в их состав включены местные управленцы и представители общественных организаций.

На заседании совета при губернаторе Курганской области по противодействию коррупции 17 февраля этого года Алексей Кокорин рекомендовал провести мониторинг по выполнению решений совета региональными и муниципальными антикоррупционными комиссиями, сообщает пресс-служба главы региона. Положительные результаты в работе портят серьезные проблемы, связанные с недостаточным контролем за исполнением решений антикоррупционных советов, комиссий и рабочих групп. Особенно, по данным полиции, это касается органов местного самоуправления и государственных и муниципальных учреждений.

«Здесь нужна жесткость и твердость принятия решения. Особое внимание нужно обратить на районы, где больше всего выявлено фактов коррупции, и там, где избраны новые главы. В начале марта мы проведем для руководителей районов двухдневный семинар, где одним из вопросов обозначим мероприятия обучающего характера по работе антикоррупционных комиссий. Проблем в этой сфере еще очень много», - приводят слова губернатора «Вечерние ведомости».

А 24 февраля глава Тверской области Андрей Шевелев провел заседание антикоррупционной комиссии и заявил, что проблемные сферы должны быть взяты на вооружение и оперативно должен быть решен вопрос с принятием новых нормативных актов, не оставляющих коррупционные лазейки для «нечистых на руку» чиновников и предпринимателей.

Главной задачей властей и правоохранительных органов в данном отношении является недопущение к участию в торгах недобросовестных организаций, отметил глава региона. Также одним из наиболее проблемных участков работы по борьбе с коррупцией в настоящее время Андрей Шевелев назвал реализацию программы по переселению из аварийного жилья. По словам губернатора, в ряде муниципалитетов вместо заселения жильцов в новые квартиры происходит мошенническое хищение бюджетных средств, в то время как жители области остаются без надежной крыши над головой. По таким фактам заведено уже несколько уголовных дел, подчеркнул Шевелев, пишет «Первое антикоррупционное СМИ».

Но одной из самых заметных новостей на эту тему можно считать сообщение от 18 декабря прошлого года, когда комиссия смогла пошатнуть кресло под Олегом Поляковым – главой Соликамского района Пермского края. Комиссия вынесла заключение, которое могло стать основанием для удаления Полякова в отставку. Один из предпринимателей нажаловался во все возможные органы о том, что Поляков не задекларировал 35 с лишним миллионов рублей, писал «ФедералПресс». Однако, несмотря на то, что инициативу об отставке Полякова в районный совет депутатов внес лично губернатор Басаргин, депутаты проголосовали против, и Поляков сохранил свою должность. Вывод: если губернаторская комиссия не может снять даже главу муниципалитета, сможет ли она следить за коррупцией на региональном уровне?

Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин справедливо отмечает, что губернатор сам на себя жалобу писать не будет. Однако он считает, что работа в такой комиссии все-таки будет сдерживать высшее руководство субъектов, да и на муниципальном уровне проблем хватает.

«Надо понимать, что это продолжение антикоррупционной работы, которую ведет Народный фронт, усиление антикоррупционной составляющей во власти. Я думаю, что во взаимодействии с Народным фронтом эта инициатива имеет все шансы на успех. По объему больше коррупционных проблем сейчас существует на муниципальном уровне, нежели чем на региональном. Потому что на муниципальном уровне работает больше людей», - поясняет эксперт.

Таким образом, остается надеяться на будущие успехи комиссий в борьбе с теневыми доходами хотя бы на уровне городов и районов. Но пока и такая борьба, если взять соликамский пример, вызывает скепсис.

 ОНФ в помощь

Следует напомнить, что именно это общественное движение, лидером которого официально считается президент, все время открыто критикует региональных и муниципальных чиновников за необдуманные или, наоборот, слишком хорошо продуманные траты на личные нужды.

За время работы в 2015 г. эксперты ОНФ проанализировали более сотни заказчиков из сорока регионов РФ, так или иначе участвовавших в процедуре госзакупок на общую сумму 2,54 млрд. руб. Руководители ведомств и министерств заявляли об острой необходимости обзавестись автомобилями, сувенирной продукцией, правом на чартерные перелеты, полисами ДМС и креслами для высоких кабинетов, писала «Большая Москва». Критике подверглись «Росгеология», «Газпромтранс», управление региональной безопасности Московской области за желание купить автомобили от 7,5 до 9 млн руб. за каждый.

Стоит отметить, что помимо имиджевых ударов ОНФ наносил и кадровые, буквально снимая губернаторов со своих постов. В итоге поумневшие за последние пару лет главы регионов теперь внимательно следят за критикой активистов и стараются молниеносно реагировать и исправлять положение.

Однако, как утверждает в разговоре с «РК» директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин, Народный фронт на сегодня лишь выполняет роль рупора, а реальные решения принимают совершенные другие структуры.

«То есть существуют структуры, которые, скажем, отвечают за сбор информации, это не Народный фронт, есть структуры, которые отвечают за принятие решений, давать ли конкретной информации в отношении конкретного губернатора ход или нет, это тоже не Народный фронт. А вот в качестве канала максимального распространения информации – чтобы создать информационный повод и чтобы этот сигнал получил не только конкретный глава региона, но и представители всего губернаторского корпуса в целом – вот это задача ОНФ», - поясняет эксперт.

Таким образом, если верить довольно авторитетному специалисту по политическим системам, «фронтовики» во многом выполняют функции глашатаев. С другой стороны, есть достаточно примернов, когда ОНФ критикует слишком мелкие нарушения для крупных структур, и власти все равно реагируют на такие сигналы. В итоге имя президента помогает активистам оставаться на сегодня, возможно, наиболее эффективным механизмом в борьбе со злоупотреблениями.

О том, как еще борются с коррупцией, читайте на страницах «РК».





 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru