Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

03.08.2016

Выборы и экономия: тренд на избирательные кампании «без денег»

На масштабной кампании этого года во многих регионах партии не располагают значимыми средствами и вынуждены экономить на услугах профессионалов. Это заставляет прибегать кандидатов к нетривиальным способам привлечения внимания избирателя. Как может идти агитация «без денег» и почему установка на экономию раздражает политтехнологов, расскажем в обзоре «РК».

Навстречу экономии

Еще в прошлом году, когда в условиях санкций западных стран и низкой цены на нефть федеральные власти ощутили дыхание кризиса, в предверии выборов в нижнюю палату парламента лидеры думских фракций начали искать способы сэкономить на проведении выборных кампаний. Для начала было предложено перенести выборы с декабря 2016 года на сентябрь. 

К слову, сентябрь, как месяц, в который большинство людей возвращается из отпуска, показался экспертному сообществу не самым удачным временем. Более того, даже действующий тогда глава Центризбиркома Владимир Чуров говорил о том, что перенос выборов в Госдуму седьмого созыва с декабря на сентябрь не позволит сэкономить бюджетные средства. 

«Если будет другая дата выборов в Госдуму, то ровно те же выборы состоятся, ровно те же деньги будут потрачены»,— цитировал «Коммерсант» господина Чурова.

И все же, спустя некоторое время, закон о переносе парламентских выборов был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и, как передал РБК, подписан президентом России Владимир Путин 15 июля. 

Споры о цене мандата и тезисы чиновников

Постепенно установка на экономию закрепилась и в тезисах известных кремлевских чиновников, что без восторга восприняла значительная часть сообщества политтехнологов. 

«Вот что я хочу сказать, как человек, который избирался не один раз, в том числе по одномандатному округу. Красивых проектов, технологических планов нарисуют вам сколько угодно, часть спишут из многочисленных учебников. Расценки затрат на избирательную кампанию, которые сейчас пытаются обозначить как необходимую составляющую – это не что иное, как попытка навязать мнение, что без огромного количества консультантов и политтехнологов кампанию не провести. Но получить мандат народного избранника – это не означает потратить какое –то количество денег. Это значит получить поддержку населения. Политтехнологи расписывают затраты на агитаторов, на баннеры и другую агитационную продукцию. Они скажут, что это – залог вашего успеха, но гарантии победы при этом никто не даст», – писал секретарь Генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов на своей странице в Facebook.

Данное заявление – реакция политика на ожесточенные споры профессионального сообщества. Напомним, еще в декабре прошлого года в «РК» приводили информацию о том, что на этапе подготовки к проведению внутрипартийных праймериз «Единой России» разгорелись ожесточенные споры о том, сколько брать денег за проведение избирательной кампании для кандидата в депутаты Госдумы по одномандатному округу. 

В частности, на круглом столе, организованном комитетом по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью, неожиданно прозвучала экстремальная цифра – до 10 млн долларов. Тогда, как писал Росбалт, среди политтехнологов расценки варьировали от 750 тысяч до 1,5 млн долларов.

Появлению новых споров способствовали и, озвученные первым замглавы администрации президента Вячеслава Володина, пять декларативных принципов предстоящих выборов. Как писал «Блокнот.ру», слова о «недопустимости политической коррупции» от чиновника, курирующего внутреннюю политику, был истолкован отдельными политтехнологами как запрет на профессию для тех, кто «манипулирует» общественным мнением. 

Стоит отметить, что первым трактовал слова Володина в подобном ключе философ Алексей Чадаев, известный своей книгой «Путин. Его идеология». По его мнению, заявление первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина о недопустимости «политической коррупции» на выборах ставит крест на профессии выборного технолога.

Своими политтехнологиями

Однако кто бы ни был «правее» в этих дискуссиях профессионалов в конечном счете экономика уже все рассудила – не все партии из-за кризиса и отсутствия в своих списках богатых кандидатов-спонсоров готовы тратить значительные суммы.

Об этом в «РК» поговорили и с экспертом Центра политического анализа Михаилом Захаровым, который подчеркнул, что стоимость предвыборной кампании – это вопрос того, сколько может потратить заказчик и насколько он хочет победить на выборах. 

«Конкурентные выборы стоят чуть дороже, безальтернативные – чуть дешевле. Однако без денег вообще нельзя идти на выборы. Есть определенный минимум того, сколько требуется потратить на кампанию. В противном случае может быть несколько неприятных моментов. Первый и очевидный вариант: явка будет очень низкой (люди просто не будут знать, что вообще происходят какие-то выборы) и выигравший не будет пользоваться реальной поддержкой граждан (его же никто как бы и не избирал). Тогда для конкретного политика возрастают риски апатии избирателей. А любое развитие – это совместная работа политиков и их избирателей. Так что деньги все равно нужны», – отметил политолог.

О рисках ведения кампании без вложений, похоже, не думают кандидаты Курганской области. Как сообщает портал «URA.Ru», праздники, митинги, соревнования, встречи на предприятиях и даже сабантуй — на сегодняшний день это главные предвыборные технологии кандидатов в депутаты Госдумы. 

Издание поясняет, что у курганских участников главной кампании года практически нет денег на предвыборную агитацию и на рекламе и политтехнологах экономят все. «Чтобы «добраться» до избирателей, единороссы готовы лично идти «в народ», эсеры решили рискнуть, коммунисты делают ставки на спортивные мероприятия, а кандидат от партии «Родина» надеется на поддержку однопартийцев из Москвы. Каждая из партий по-своему проведет кампанию на выборах в Госдуму», – констатируют в СМИ.

Захаров, комментируя данную ситуацию, подчеркнул, что без денег выборы могут вести ресурсные кандидаты. «Те кто обладает не денежными ресурсами, а организационными. Скажем, директора крупных предприятий, которых и так все знают, и пойдут за них агитировать», – пояснил эксперт.

Идея курганских кандидатов о том, чтобы вести кампанию самостоятельно, по его мнению,  не панацея. «Почему? А можно ли устроить театр без денег? Можно, но это будет называться самодеятельностью. Плоха ли самодеятельность? Нет, хороша. Только не надо рассчитывать, что на театральном конкурсе возьмешь первый приз», – констатировал политолог.

Несколько иначе взглянул на ситуацию руководитель Лаборатории социально-политических технологий Алексей Неживой. По мнению эксперта, яркую избирательную кампанию можно провести и без значительных вложений.

«Для этого надо быть политиком, интересоваться политикой, жить политикой – в нашем случае интересами населения и страны. Прекрасный политический процесс – это естественный отбор кандидатов и партий, чья политическая программа, шаги, лозунги близки населению, с его растущими в кризис запросами. Это настоящая политика, в которой выживет более достойный», – считает Неживой.

Политтехнолог подчеркнул, что ситуация с недостатком денег на политику, на проведение выборных кампаний системна практически для всех регионов. «Во-первых, кризис, во-вторых, партии, обладающие большим электоральным весом, сами во многом отгородились от больших финансово-промышленных групп, – объяснил он. – Политика дело затратное и если нет финансового ресурса, его заменяют ресурс социальный и харизма», – заключил Неживой.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru