Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

16.02.2016

Ветхая политика: губернаторам грозят отставкой за аварийное жилье

На прошедшем совещании президента с членами правительства глава Минстроя Михаил Мень доложил, что в России есть два региона, которые срывают программы переселения граждан из ветхого жилья – это Карелия и Забайкальский край. Власти двух субъектов не полностью согласились с обвинениями, а «РК» решил узнать, так хорошо ли обстоят дела на других территориях.

Показания разошлись

Следует отметить, что Владимир Путин на совещании честно пытался заступиться за Карелию и Забайкалье. Он спрашивал господина Меня о том, вовремя ли поступают федеральные трансферты в бюджеты регионов, хватает ли им собственных средств для софинансирования программ. На данные вопросы министр отвечал положительно. И, судя по всему, министр уверил главу государства в том, что эти два региона просто не могут грамотно наладить и администрировать процесс переселения: Путин попросил премьера Дмитрия Медведева и главу администрации президента Сергея Иванова представить предложения, в том числе «кадрового порядка».

Глава Республики Карелия Александр Худилайнен, в свою очередь, заявил, что 2013 году республика даже не подавала в центр заявку на участие в программе, поскольку не имела собственных средств для софинансирования. В 2015 году регион лишь «полностью справился с задачей за 2014 год». А до середины 2016-го Карелия, по его словам, наверстает упущенное за 2015 год. Главными виновниками, из-за кого республика отстала в реализации программы, господин Худилайнен считает «недобросовестных подрядчиков, не справившихся с выполнением обещанных планов».

У забайкальского губернатора Константина Ильковского получился более жесткий ответ. По его словам, стоит поговорить о том, что федеральные средства в 2013 и 2015 годах поступали с опозданием, поэтому их использование стало возможным только в следующих периодах. Кроме того, на реализацию программы от Забайкалья требуется 1,2 млрд руб. собственных средств в год, но край в 2015 году смог выделить только 200 млн руб., и больше средств найти невозможно, пишет со ссылкой на губернатора «Коммерсант».

Кто виноват и что делать

Вопрос переселения людей из аварийного жилья стоит в регионах очень остро, подчеркнул региональный эксперт "РК". политобозреватель Константин Толкачев. 

- Аварийные дома не пригодны для человеческого обитания, однако, в них живут сотни тысяч россиян, - заявил он. - На дворе 2016 год, но проблема не решена, в обозримой перспективе решена не будет, несмотря на все миллиарды, которые закладываются на эти цели. Среди множества причинных факторов главный, конечно, один - воруют. Система этого процесса предполагает, что непосредственным контролером распределения средств на местах является региональное правительство, как правило, возглавляемое высшим должностным лицом на региональном уровне - губернатором (в подавляющем большинстве субъектов). Разумеется, в каждом регионе главы регионов создали разветвленную сеть бюрократов, которые, как декларируется, занимаются ЖКХ и аварийным жильем. Если где-то что-то не сделано, всегда можно скинуть на нерадивых исполнителей. Или даже провести несколько показательных процесса с наказанием чиновников.

Для многих первых лиц в региональных структурах самых разных субъектах - это повод задуматься, понимают ли они, что их политическая карьера может закончиться в один миг, подчеркнул Толкачев. 

Президент Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов также считает, что губернаторы, как высшие должностные лица регионов, несут персональную ответственность, в том числе, за реализацию федеральных государственных программ. Однако он отметил, что регионам непросто реализовывать программу расселения аварийного и ветхого жилья: там часто нет собственных средств для софинансирования программы.

- Например, из необходимых в 2015 году 1,2 млрд. руб. на реализацию программы Забайкальский край смог выделить только 200 млн. руб. Понятно, что в таких случаях остается рассчитывать лишь на помощь из федерального центра, - пояснил эксперт. -  Однако возникает вопрос: если доля федерального софинансирования программы составляет 55%, и эти средства, по словам Михаила Меня, предоставляются в регионы своевременно, то почему программа расселения реализована в 2015 году только на 11% в Карелии и на 15% - в Забайкальском крае?

В этой связи, по мнению Иванова, можно говорить о неэффективном администрировании программы и предоставляемых для ее осуществления ресурсов. "Если федералы предоставляют регионам половину финансовых средств, то и реализована должна быть как минимум половина программы расселения, а не 10-15%", подчеркнул он.

Как справляются остальные

В Москве почти выполнен пятнадцатилетний план по сносу ветхого жилья. C момента начала реализации программы в столице снесли более 90% непригодных хрущевок, заявил столичный мэр Сергей Собянин. По его словам, всего запланировано снести чуть более 1,7 тыс. домов. Программа была принята еще в 1999 году. Мэр подчеркнул, что осталось снести 155 старых хрущевок. Снос жилья осуществляется как на бюджетные средства, так и за счет инвесторов. По плану на месте старых домов они должны построить новые.

Однако многие инвесторы уже потеряли интерес к таким проектам в силу экономических проблем, утверждает директор департамента вторичного рынка компании «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Шлома.

«Я не исключаю, что где-то штучно какие-то единичные инвесторы остались, но наш аналитический центр не видит. Мы видим, что в 2015 году было отставание от графика, и реально снесено было в два раза меньше, чем рассчитывали. Предполагаю, что снесли как раз то, что планировали сносить за счет средств города, а то, что планировали сносить за счет средств инвестора, как раз и не снесено», — цитирует Шлому «Коммерсант».

В итоге власти Москвы завершат программу расселения ветхого жилья в столице в 2016-2017 годах, заверяет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Правда, по его словам, за свои средства город строит всего 12% объектов, а остальное – «рынок», передает РИАМО.

Ставрополье опаздывает с программой переселения из ветхого и аварийного жилья на полгода, пишет портал «Говорун». На сегодняшн6ий день переезда ждут более половины нуждающихся ставропольцев при том, что всего за 2013−2017 годы на Ставрополье должны быть переселены 3777 человек. На совещании в городе Благодарном по вопросам переселения из аварийного и ветхого жилья губернатор Владимир Владимиров потребовал от глав муниципалитетов досконально соблюдать графики по переселению ставропольцев из аварийного и ветхого жилья. По словам губернатора, в основу программы переселения легли документы, которые разрабатывались в муниципалитетах. Следовательно, руководители территорий взяли на себя ответственность по выполнению условий программы.

В Севастополе власти сами признали, что сорвали программу переселения из ветхого жилья в прошлом году. Выяснилось, что больше 70% нуждающихся в переселении из ветхого жилья севастопольцев не получили новых квартир.

В 2015 году выделили 330 миллионов рублей межбюджетных трансфертов. Планировалось расселить 664 жителя 34-х аварийных домов в 238 квартир общей площадью одиннадцать тысяч квадратных метров. В итоге стало известно, что по программе приобретено 39 квартир, освоен 51 миллион рублей. Также в 2015 году успели заключить одиннадцать контрактов на приобретение 94 квартир за 159,6 миллиона рублей. Начаты конкурсные процедуры на приобретение ещё 29 квартир. Бесплатно в рамках инвестиционных контрактов застройщики передали городу 76 квартир. Срыв программы чиновники объсняют тремя объективными причинами, решить которые силами региональной исполнительной власти невозможно. Чрезвычайная ситуация – в конце года комиссия по ЧС в целях экономии запретила подрядчикам использовать электроэнергию с прямым подключением. Две другие: логистика и стоимость стройматериалов, которые в Севастополе дороже, чем на материке, сообщает портал ForPost.

Претензии ОНФ

В свою очередь, с резкой критикой властей ряда регионов выступил Общероссийский народный фронт. В Калужской области обратили внимание на проблему затягивания властями Калуги организации сноса аварийных домов, расселенных по государственной программе переселения из ветхого и аварийного жилья. В ходе проверки «фронтовики» выяснили, что из 37 домов, планируемых к сносу еще в 2014 г., снесены только два, а из 37 расселенных в 2015 г. домов до сих пор не ликвидирован ни один. Особое внимание общественников привлекла ситуация на улице Карьерная, где из расселенных еще в 2014 г. домов как минимум в половину самовольно заселились люди. В домах отключено центральное отопление и в зимних условиях ведется обогрев электрическими приборами. В ходе проверки «фронтовики» также установили, что по некоторым адресам в расселенные дома продолжают поступать квитанции об оплате коммунальных услуг прежним владельцам. Объяснения чиновников сводятся к высоким затратам по сносу одного дома – порядка 1 млн руб., хотя, как отметили эксперты, стоимость сноса типового дома, а это, как правило, двухэтажные здания, значительно ниже этой суммы, пишет портал I-Kaluga.

Не нравится ОНФ и сложившаяся ситуация в Оренбургской области. Мониторинг новостроек для переселенцев из аварийного жилья активисты ОНФ провели в рамках проекта «За честные закупки». Эксперты проанализировали документацию и ход строительства в городах Медногорск, Кувандык, Бузулук и хуторе Степановский. Согласно заключенным контрактам, подрядные организации должны были передать новые дома заказчикам до конца 2015 года. Однако результаты проверки показали, что в некоторых случаях об окончательном сроке сдачи говорить рано, передаетРИА-56.

Кроме того, активисты выявляли массовые и точечные нарушения в том же Забайкальском крае, Кемеровской области, Северной Осетии, Чувашии, ЯНАО и т.д.




Добавить новый комментарий