Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

18.01.2016

Укрупняй и властвуй: политики заговорили о новых агломерациях

Глава Ульяновской области Сергей Морозов во время беседы с президентом предложил ему пилотный проект – сократить лишние муниципальные администрации и создать единую, пробную агломерацию на территории, как ожидается, нескольких образований. Это, по его мнению, позволит повысить эффективность управления и освободить средства. О том, насколько это будет эффективно, рассуждали эксперты «РК».

В чем суть

Морозов предлагает сделать свой регион пилотным и сэкономить около 500 млн руб. рабочее название проекта — «Национальная управленческая инициатива». По его словам, «мир давно использует такой подход, как агломерация, когда, не ломая систему местного самоуправления, создается одна единая управленческая команда на несколько муниципальных образований, в результате проводится согласованная финансовая, экономическая, транспортная политика».

«И я предложил сделать Ульяновскую область пилотной для такого проекта» Если взглянуть на ряд муниципальных образований, то увидим, что налогов, собираемых на их территории, даже не хватает на содержание администрации», - сказал губернатор.

При этом он уточнил, что полностью ликвидировать районные администрации не планирует. Уже в марте-апреле Морозов планирует что-то докладывать на эту тему президенту. Президент, в свою очередь, идею одобрил и, видимо, будет ждать доклада в указанное время. Напрямую муниципалитеты, которые станут пилотными, не называются, однако наблюдатели предполагают, что речь идет об Ульяновске, Димитровграде и прилегающих территориях, пишет «Коммерсант».

Не совсем свежая идея

Самыми известными на сегодняшний день в региональной повестке являются планы по созданию агломераций «Большой Челябинск», «Большой Екатеринбург» и объединении их в конечном счете в единую агломерацию.

Как ранее, в октябре 2015 г., писал «РК», Минстрой Челябинской области готовит стратегию развития агломерации вокруг административного центра региона. Челябинскую агломерацию, помимо Челябинска, составят еще шесть муниципальных образований - Красноармейский, Сосновский, Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы, а также Копейск. Окончательную концепции схемы территориального планирования должны разработать к маю 2016 года.

При этом губернатор Борис Дубровский поддержал концепцию образования и развития Челябинской агломерации. По его поручению в 2014 г. проект был направлен в министерство регионального развития Российской Федерации. В итоге идея получила одобрение федеральных властей. Концепцию объединения муниципалитетов планируют реализовывать в течение трех лет с помощью федерального бюджета.

Также в прошлом году губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил разработать генплан Большого Екатеринбурга. Он собрал мэров Верхней Пышмы, Берёзовского, Арамиля и Среднеуральска и заявил, что пора приступать к разработке единого генерального плана развития агломерации «Большой Екатеринбург».

Эту задачу Куйвашев поручает экспертному совету, в который войдут как раз главы городов-сателлитов. Координацией займётся областной Минстрой во главе с Сергеем Бидонько. При этом губернатор заявил, что не собирается лишать муниципалитеты самостоятельности. В связи с концепцией можно будет говорить о соглашениях по медобслуживанию, прикреплению к детским дошкольным учреждениям и школам, транспортному обслуживанию агломерации. Однако, как уже писали СМИ, идея создания «Большого Екатеринбурга» обсуждается 13 лет.

При этом неоднократно высказывались идеи и об объединении двух «больших» уральских агломераций в очень большую. По итогам прошлого года, как сообщал сайт телерадиокомпании Южный Урал, челябинский губернатор заявил: усилий потребует проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск-Екатеринбург. И если сейчас время в пути между городами на поезде оценивается в пять часов, а на автомобиле – в четыре, то магистраль должна сократить данный промежуток до одного часа.

Ранее, на ноябрьском заседании правления РЖД, Дубровский представил проект. Предполагается, что время в пути между городами составит один час, а годовой пассажиропоток будет достигать 2,7 млн человек.

«Магистраль пройдет через пять станций — Екатеринбург, аэропорт Кольцово, Касли, Челябинск и Челябинский аэропорт. В Каслях планируется создание мультимодального пересадочного узла. Проект реализует уникальное региональное конкурентное преимущество уральского региона: расположение на расстоянии менее 200 км двух городов-миллионников. Сокращение взаимной доступности до одного часа формирует на их базе российскую агломерацию с населением более 3 млн человек, включающую в себя, кроме двух центров Екатеринбурга и Челябинска, Озерск, Снежинск, Касли, Кыштым, Копейск, Сысерть», — цитирует губернатора «Коммерсант».

По словам губернатора, в бюджетах Челябинской и Свердловской областей на 2016 год заложено по 50 млн руб. на реализацию проекта. Однако как именно будут освоены средства в рамках ВСМ, глава региона не уточнил. Также не сообщалось о возможных сроках выполнения проекта.

Да и чиновников уже сокращают

Что касается сокращения региональных и муниципальных чиновников, а также уменьшения их зарплат, то этот процесс идет несколькими путями еще с прошлого года. Все началось с того, что федеральные власти заявили о 10% своего аппарата в целях экономии бюджетных средств на его содержание. Регионы не заставили долго ждать и выступили с аналогичными заявлениями. Где-то людей увольняют, где-то же просто лишают статуса госслужащих, сокращают расходы на содержание транспорта чиновников, их медицинское обслуживание, закупку канцелярских товаров.

Кроме того, на примере Московской области можно проследить, что такие сокращения порой происходят не просто благодаря точечным решениям, но и опять-таки через оптимизацию администраций – когда муниципальный район, имеющий районный и поселенческие советы депутатов, районную и поселенческие администрации, превращается в городской округ с одним советом депутатов и одной администрацией.

Так, в марте 2015 г. депутаты проголосовали за закон о преобразовании Озерского муниципального района в городской округ, в сентябре - Мытищинского и Каширского муниципальных районов в городские округа, а в октябре - Шаховского, Серебряно-Прудского и Егорьевского районов в городские округа. Согласно законодательству, поселения, входившие в состав муниципального района, при создании городского округа теряют статус самостоятельных муниципалитетов, напоминает Агентство городских новостей «Москва».

Также власти региона практически недавно осуществили операцию по преобразованию Подольского района, городских округов Подольск и Климовск в единый городской округ Подольск, а еще объединили между собой два крупных городских округа – Железнодорожный и Балашиху.

Чем все это обернется

Возвращаясь к ульяновскому губернатору с его инициативой, стоит отметить, что эксперты, опрошенные «РК», ее поддержали. Так, руководитель Группы исследовательских компаний «НИИ Социологии», кандидат политических наук Мария Филь считает идею создания управленческих администраций весьма привлекательной.

«С одной стороны, это должно позволить снизить численность чиновников без ущерба для нужд управления; с другой стороны, такой подход может способствовать укреплению внутренних коммуникаций и взаимосвязей в рамках самих территорий, сделать пространство страны более единым. Однако в силу выраженных региональных различий такой проект, во-первых, должен пройти качественные пилотные испытания, а, во-вторых, не применяться шаблонным методом везде одинаково, что может привести к существенным издержкам», - сказала эксперт.

Она призвала власти не подходить к данному вопросу формально и привлекать к работе над проектами людей, хорошо владеющих знаниями о всех участвующих муниципалитетах.

Политолог Максим Майоров также соглашается с тем, что проект позволит освободить значительные средства и также опробовать новую для России систему управления.

«С управленческой это будет удобно, во-первых, тем, что произойдет максимальное сближение муниципальных образований внутри нее, что приведет к росту коммуникации и обменом информации между ними, а, следовательно, к повышению эффективности управления в целом, а также координации в области транспорта, финансов, экономики и социальной сферы. Во-вторых, на практике будет отработана новая для РФ модель управления. Кроме того, это будет соответствовать и мировым тенденциям – уже давно известны агломерации вроде Большого Лондона или Большого Парижа, своим существованием доказавшие целесообразность подобного рода объединения», - заключил исследователь.












 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru