Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

02.12.2015

«Тяжелый груз»: протест дальнобойщиков нуждается в решении

В Министерстве транспорта России будет обсуждено предложение о продлении срока действия тарифа 1,53 руб. за 1 км в системе «Платон». Как заявил глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, представители малого и среднего бизнеса предлагают продлить срок действия тарифа 1,53 руб. за 1 км на несколько месяцев. «Мы это предложение зафиксировали и будем обсуждать сегодня в министерстве», — сказал Старовойт.

Система «Платон» заработала в России с 15 ноября и вызвала массовые протесты со стороны дальнобойщиков. Главы регионов по-разному отреагировали на протестные акции.

Однако, как отмечают эксперты, опрошенные «РК», игнорировать выступления водителей большегрузов нельзя.

«Пользователь платит»

Система обслуживания пользователей автоматизированной системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн в счет возмещения причиняемого ими федеральным трассам вреда (система «Платон») начала свою работу по всей России с 15 ноября.

Действие системы распространяется на 50 тыс. км федеральных трасс на территории России, за исключением платных федеральных трасс государственной компании «Автодор», напоминает агентство «Москва».

Планируется, что к третьему кварталу 2017 года на всей территории РФ будет установлена 481 рамка контроля оплаты проезда. На данный момент правительством РФ определен тариф - 1,53 руб. за км пути, который будет действовать с 15 ноября 2015 г. до 1 марта 2016 г. С 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет составлять 3,06 руб. за км.

«Опора России» направила письмо в Правительство РФ на имя премьер-министра Дмитрия Медведева о внесении изменений в Правила взимания платы с ТС с разрешенной массой свыше 12-ти тонн.

По мнению экспертов организации, для урегулирования ситуация необходимо ввести систему постоплаты. В сумме со сниженными до нескольких десятков тысяч рублей штрафами данные меры позволят системе «Платон» стать эффективной положительной практикой «управления» дорожного движения.

«Дальнобойщики по всей России объединились против системы «Платон». Согласно сообщениям ряда СМИ, по дорогам страны водители большегрузов, участвуя во всероссийской акции, направляются небольшими колоннами в Москву. Во многих субъектах РФ дальнобойщики перекрывают трассы и вместе со своими семьями выходят на митинги», - сообщается на официальном сайте организации.

Накануне, 1 декабря, депутаты проголосовали против включения в повестку дня проекта постановления об обращении к президенту в связи с ситуацией с введением системы «Платон». Для принятия документа не хватило 21 голоса, сообщает«Свободная пресса».

В свою очередь министр транспорта РФ Максим Соколов считает оправданным сбор денег с водителей, так как таким образом реализовывается принцип «пользователь платит». По данным Минтранса, за две недели функционирования системы «Платон» в Федеральный дорожный фонд поступил 681 миллион рублей.

«Росчерк пера» и «безмозглые дальнобойщики»

Главы регионов уже отреагировали на массовые выступления дальнобойщиков. Некоторые считаю, что необходимо ввести ряд послаблений.

Так, глава Приморья Владимир Миклушевский просит власти страны ввести тестовый период для системы «Платон». Об этом чиновник написал в письме зампреду правительства Аркадию Дворковичу, сообщает BFM.Ru.

По словам Миклушевского, приморским дальнобойщикам не было выдано ни одного бортового устройства, которое бы позволило реализовать постановление, у многих водителей также возникают проблемы с регистрацией в системе «Платон». Губернатор края предлагает установить тестовый период взимания платы на год с применением тарифа 0,1 рубля и наложить на это время мораторий на штрафные санкции.

Губернатор Орловской области Вадим Потомский в свою очередь намерен «значительно снизить» транспортный налог для автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн, чтобы «смягчить нагрузку на дальнобойщиков», сообщили в областном правительстве.

«Я вчера дал команду финансовому блоку, чтобы они просчитали возможность значительного снижения транспортного налога для автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн», - заявил Потомский.

По мнению главы региона, такая мера позволит нивелировать финансовую нагрузку на дальнобойщиков, возросшую после введения системы «Платон». Кроме того, снижение транспортного налога должно побудить дальнобойщиков из других регионов начать регистрировать свои грузовики в Орловской области, что, в свою очередь, компенсирует уменьшение поступлений в казну, пишет Агентство бизнес информации.

Ранее губернатор Оренбургской области Юрий Берг встретился с дальнобойщиками. Как сообщает «Урал56.Ру», глава региона пообещал оказать содействие в решение проблемы.

Губернатор Курской области Александр Михайлов заявил, что депутаты Госдумы перед принятием закона о введении платы для владельцев фур за проезд по федеральным трассам должны были тщательно проанализировать ситуацию, чтобы не нанести удар по предпринимательскому сообществу.

«У любого нововведения, тем более такого масштабного, должна быть основательная и всесторонняя проработка. Депутаты порой легко принимают подобные решения, не думая о том, как они будут исполняться», - заявил Александр Михайлов.

Курский губернатор полагает, что скоропалительное решение Госдумы о дорожном сборе нанесло вред перевозчикам. «Сегодня быстрое введение в действие этого федерального закона нанесло определенный удар по предпринимательскому сообществу. Надо было все проанализировать и сопоставить, нельзя без серьезной проработки такого рода решения принимать одним росчерком пера или поднятием рук, как депутаты делают. Проголосовали, а завтра уже все готово, нет», - отметил глава региона, сообщает ИА «События».

Однако больше всего шума наделало заявление архангельского губернатора Игоря Орлова. Он заявил, что протесты водителей большегрузов против введения платы за проезд по трассам «попахивают безмозглостью», сообщает радиостанция«Говорит Москва».

«Все эти выступления попахивают безмозглостью. Категорически против этого. Такой налог нужен. Дорога — это слишком дорогое удовольствие, чтобы к нему так легко относиться», — заявил Орлов.

В поисках компромисса

Политолог Игорь Кудрявин в комментарии «РК» напомнил, что огромное количество дальнобойщиков - это граждане, которые обеспечивают себе самозанятость.

«Они владеют собственной фурой и тягачем, иногда у них пара похожих автомобилей. Их жизнь и работу нельзя назвать легкой, она скорее опасна для жизни, и поэтому это очень дружное сообщество, живущее по своим правилам и нормам. А еще их самозанятость связана с участием во всяческих серых схемам, где крутятся заказы, заказчики, транспортные документы и сложные условия поставки. И вот, во весь этот серый уклад вмешалась некая система, и люди поняли, что их самозанятости придет конец, в котором выгоду получат крупные логистические компании с новым парком автомобилей и современной организацией перевозок, где нет места видавшим виды потрепанным фурам и их вольным водителям», - пояснил эксперт.

По его мнению, «конечно, власти применят власть, конечно, дадут слабину и чуть сдадут назад, конечно, разум в итоге победит, очень хочется в это верить».

Президент Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов в беседе с «РК» пояснил, что «пока рано говорить о том, что протест дальнобойщиков сошел на «нет».

«Да, 30 ноября МКАД не удалось перекрыть благодаря действиям органов МВД, которые просто разворачивали фуры на подъезде к Москве. Но транспорт все еще находится на стоянках рядом со столицей, а организаторы приняли решение перенести акцию на 4 декабря, если днем ранее не будет принято решение об отмене системы «Платон». Сейчас сложно предположить, чем может закончиться эта история. С одной стороны, органы МВД просто не вправе допустить транспортной блокады города, с другой - понятно, что дальнобойщики вряд ли спокойно разъедутся по домам ни с чем», - отметил Иванов.

По его мнению, будет лучше для всех, если стороны придут к определенному компромиссу: водители фур выберут форму протеста, не затрудняющую перемещение других автомобилей по Москве и подъездным дорогам к ней, а власти найдут разумное решение проблемы, например, отложат введение в действие системы «Платон» на срок, в течение которого все грузовики массой свыше 12 тонн будут оборудованы специальным бортовым устройством для расчета платы в автоматическом режиме.

«Конечно, там где возникает протестное движение, рядом сразу же оказываются представители так называемой оппозиции. Например, одним из координаторов протеста в Санкт-Петербурге является Сергей Гуляев, который сам никогда дальнобойщиком не работал. Ранее он был соучредителем Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, соучредителем и сопредседателем национал-демократического движения «НАРОД» (вместе с Алексеем Навальным), выступал одним из главных организаторов питерских «маршей несогласных». Так что всегда найдутся люди, которые извлекут политические дивиденды даже из ситуации, к которой непосредственного отношения не имеют. Как говорится, «кому война, а кому мать родна»», - резюмировал эксперт.


Добавить новый комментарий