Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

23.12.2015

Цена мандата: во сколько обойдутся выборы 2016 года

«Единая Россия» утвердила смету расходов на 2016 год, когда пройдет ряд региональных выборов и, самое главное, выборы в Госдуму. На все это партия власти получила 3,5 млрд рублей, из которых 1,9 млрд рублей будет направлено региональным отделениям. Интересно, что заявление партии власти прозвучало на фоне острой дискуссии политтехнологов о стоимости предстоящих избирательных кампаний. В СМИ и соцсетях до сих пор продолжаются  споры. «РК» попросил специалистов  оценить траты партии власти, а также привести свои доводы по расходам на избирательные кампании.

Бюджет правящей партии

Итак, 1,9 млрд рублей пойдут на содержание 2776 региональных исполкомов и 85 региональных отделений и прочие расходы, такие как, например, связь и интернет. Интересно, что сумма будет распределена между региональными отделениями не поровну. В партии действует дифференцированный подход. Есть отделения, где на выборах партия показывает хороший результат, но из-за малочисленности населения в регионе приходится доплачивать отделению, чтобы оно могло нормально функционировать. Речь идет прежде всего о таких субъектах Федерации, как, к примеру, Ненецкий административный округ. А вот благополучные регионы, такие как Москва или Татарстан, наоборот, делятся дополнительно средствами с другими регионами. Остальные 1,6 млрд рублей остается на содержание центрального аппарата, в том числе расходуются на аренду зданий, помещений, а также проведение съездов, конференций и университетов партии.

Источник  «Известий»  в партии также рассказал, что секретарь генсовета партии Сергей Неверов пообещал на заседании президиума генсовета, что центральный аппарат «Единой России», которому, напомним, выделяется еще 1,6 млрд рублей, возьмет на себя расходы по проведению весной во всех регионах праймериз. Это означает, что отделениям в субъектах Федерации не придется изыскивать дополнительные средства для аренды помещений, где будет проходить процедура предварительного голосования, а также оплату труда всех технических работников, которые будут заниматься подготовкой и проведением праймериз.

Расценки политтехнологов

Сообщество политтехнологов начали сотрясать громкие споры о том, сколько брать денег за проведение избирательной кампании для кандидата в депутаты Госдумы по одномандатному округу. На круглом столе, организованном комитетом по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью, неожиданно прозвучала экстремальная цифра – до 10 млн долларов.

В среднем же, как заявил гендиректор красноярского агентства «Вертикаль» Сергей Толмачев, она будет стоить от 100 до 150 млн рублей. И добавил: «Браться за меньший бюджет считаю большим риском, если только в регионах, где все решено, но и там турбулентность нарастает». По оценке эксперта, трудная кампания будет у «Единой России», поскольку именно на нее «повесят» все проблемы, КПРФ традиционно соберет протестный электорат, ЛДПР приватизирует внешнеполитическую повестку, а «Справедливая Россия» традиционно возьмет свое за счет бывших сторонников власти, не готовых к явному протесту, пишут «Ведомости».

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов решил считает, что кампанию в "спокойном" округе можно провести по цене в рублях, эквивалентной 720–780 тысяч долларов. Правда, и условия для этого должны быть соответствующие.

«Я исхожу из того, что: 1) эффект девальвации сохранится и усилится, а расходы в рублях на оплату труда политтехнологов, интернет и спецпроекты, полиграфию, транспортные услуги и direct mail, другие направления работы - не изменятся или вырастут незначительно; 2) кандидат - житель округа, обладающий некоторой известностью, не имеющий судимости и значимых репутационных проблем; 3) расходы до начала избирательной кампании (например, расходы на праймериз) будут организационными по характеру и незначительными по масштабам; 4) округ относительно небольшой и в основном компактный, несмотря на "лепестковую" нарезку; 5) уровень конкуренции относительно невысок; одним словом, исхожу из благоприятного сценария, минимизирующего траты», - написал он на своей странице в Facebook.

Росбалт, отмечает, что среди политтехнологов обсуждаются расценки от 750 тысяч до 1,5 млн долларов.

«Ключевые партии, как парламентские, так и непарламентские, со своими консультантами уже определились, да и бюджеты у "партийных" выборов не такие уж и большие. Куда большие деньги крутятся на выборах в одномандатных округах. Именно там часто баллотируются бизнесмены, стремящиеся при помощи думского мандата обезопасить свой бизнес от конкурентов и силовиков. Тем же путем идут во власть оппоненты действующих местных начальников, у которых на уровне своего региона достаточно высока поддержка населения, но нет административных рычагов для борьбы. А также другие претенденты, у кого есть опора на "денежные мешки" спонсоров», - сообщает издание.

Реакция главного заказчика

В «Единой России» не поняли, откуда берутся суммы в 2–10 млн долларов. Секретарь Генсовета партии Сергей Неверов предупредил коллег о том, что соглашаться на такие условия просто не стоит.

"Вот что я хочу сказать, как человек, который избирался не один раз, в том числе по одномандатному округу. Красивых проектов, технологических планов нарисуют вам сколько угодно, часть спишут из многочисленных учебников. Расценки затрат на избирательную кампанию, которые сейчас пытаются обозначить как необходимую составляющую – это не что иное, как попытка навязать мнение, что без огромного количества консультантов и политтехнологов кампанию не провести. Но получить мандат народного избранника – это не означает потратить какое –то количество денег. Это значит получить поддержку населения. Политтехнологи расписывают затраты на агитаторов, на баннеры и другую агитационную продукцию. Они скажут, что это – залог вашего успеха, но гарантии победы при этом никто не даст", - написал известный политик в Facebook.

Лучшей агитацией Неверов называет общение с гражданами и обсуждение с ними их проблем, а не трату денег на выход в печать многочисленных газет. Он также отметил, что политтехнологи не будут нести ответственности за поражения кандидатов.

Политтехнологи, опрошенные "РК", сочли уровень расходов, на который ориентируется «Единая Россия», вполне оправданными в нынешней ситуации.

- Учитывая достаточно высокий рейтинг партии, я полагаю, что  все затраты предварительно были просчитаны, - заявил политтехнолог Андрей Русов. - Основные расходы  будут связаны с транспортом, арендой помещений, с оплатой труда членов избиркомов. Что касается оставшейся суммы, несомненно, она нужна центральным органам партии для проведения, в первую очередь, федеральной разъяснительной кампании.  Я даже не называю ее пиар-кампанией, в данном случае это разъяснительная кампания о значении  предварительного голосования, его задачах и результатах.

- Выборы в Госдуму по одномандатным округам будут отличаться достаточно большими расходами, - согласен с коллегой политический аналитик Александр Чернявский. -  Я считаю, что озвученная сумма не является завышенной, она абсолютно реальная. Тем более, учитывая то, что избирательные кампании уже фактически начались. Праймериз – это, безусловно, элемент избирательной кампании, который задает  тональность и самой избирательной кампании, и в какой-то степени это попытка сформировать выгодную для партии власти содержательную повестку. То, что смета на 2016 год была озвучена – это некие шаги  в сторону прозрачности.

Ряд предпосылок

Вопросы о расценках на избирательную кампанию поднимались и ранее. Еще в ноябре они стали поводом для остров споров в профессиональной среде.

После последних региональных выборов политтехнологи собрались на тематический форум под Серпуховом, где обсудили то, как будут работать с думской избирательной кампанией. Они отмечали, что возврат выборов по одномандатным округам и "серьезные бюджеты" для них означают, "что возвращаются и технологии". Многие эксперты заявили: "политтехнологов на всех не хватит", и за них будет конкуренция. Политтехнолог Валентин Бианки предположил, что в результате выборов в Госдуму сменится порядка 30-35% депутатов.

При этом экс-сотрудник администрации президента Андрей Колядин описал нарастающий страх среди губернаторов и их заместителей собирать деньги на выборы по "стандартной схеме — в официальный фонд «Единой России» и в неофициальный" — после масштабных арестов в Коми и на Сахалине. Стремление силовиков "получить звезду на погоны" оборачивается для них риском получить тюремный срок. При этом Колядин предлагает решить проблему просто – отдать функцию сбора средств в руки политтехнологов.

Политтехнолог Евгений Минченко перечислил отрасли, у которых "в эпоху кризиса есть кэш" и в которых есть "разрыв между финансовым и политическим влиянием". Это застройщики, ритейл, локальные производители продуктов, рыночники, но они, по мнению Минченко, пойдут в списках, пишет «Коммерсант».

В комментарии «РК» профессор ГУ ВШЭ политтехнолог Олег Матвейчев добавил еще несколько категорий потенциально заинтересованных лиц.

«Есть еще ряд отраслей: всевозможные финансисты, банкиры, а также другие специалисты, работающие близко к финансовой сфере. Правильно обозначена главная составляющая этих людей – наличие так называемого «кэша». Таких профессионалов сейчас много, и они действительно имеют все шансы пойти в списки как парламентских партий, так и непарламентских. Да, источники данных отраслей имеют свою специфику, что влечет за собой некоторые вопросы. Однако если формально кандидат не имеет судимости, не имеет других проблем с законом, которые пресекаются избирательным законодательством, к нему претензий быть не может. У нас же нет такого, что у кандидата должна быть справка из милиции о том, что он не является членом какого-либо криминального сообщества», - заметил эксперт.

О группах, заинтересованных в участии в выборах, говорил и руководитель Центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков.

«На самом деле это не новелла, у перечисленных отраслей (строительная, ритейл, рыночная торговля) деньги были всегда, эти отрасли играли свою роль в политике. Особенно активно они проявляли себя на местных муниципальных выборах. Это связано с возможностью получить какие-то выгоды: для строителей – возможность получения разрешения на строительство, для рыночников – решение вопроса существования рынка, а не его закрытие. Представители этих профессий достаточно активно в политику вкладывались. Я не вижу в этом никаких неожиданностей», - отмечал политолог.


Добавить новый комментарий