Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

10.06.2016

Требования Минфина: почему регионам из-за госдолга откажут в бюджетном кредите

Регионы, в которых объем госдолга превышает 54% по отношению к доходам, могут остаться без дешевых бюджетных кредитов. Таковы новые требования Минфина. При этом председатель Счетной палаты Татьяна Голикова еще в мае заявила, что долги субъектов Федерации растут с каждым месяцем, а в 14 регионах объём госдолга и вовсе превысил сумму собственных доходов. Как решают проблему региональные власти, попытался выяснить «РК».

С долгами и без кредита

Новосибирский губернатор Владимир Городецкий заявил, что из-за новых требований Минфина область рискует остаться без бюджетного кредита на сумму 9 млрд. рублей. Глава региона отметил, что раньше  кредит по ставке 0,1 % годовых выдавался на более мягких условиях. «Было принято решение специальной федеральной комиссии Госдумы, правительства РФ, Минфина РФ – выдать кредиты регионам на условиях, которые были подтверждены на 2015 год. Условиях по соотношению государственного долга и собственных средств (собственных доходов). Мы это ровно выдерживаем, у нас сейчас 56% (объем госдолга от объема собственных доходов)», – приводит ТАСС слова Городецкого.

Однако, посетовал губернатор, позднее министерство финансов РФ приняло решение о том, чтобы снизить эту планку до 54%, а уменьшить госдолг до такого уровня область сегодня не может. «Как финансист я понимаю – они хотят принять все меры по оздоровлению региональных экономик. Но мы сегодня это не сможем сделать. Поэтому ведем пока работу, надеемся, что сумеем убедить, что не надо ужесточать», – добавил Городецкий.

9 млрд. рублей, которые Новосибирская область рассчитывала получить в рамках бюджетного кредита, должны были заместить кредиты коммерческих банков и снизить затраты региона на обслуживание госдолга.

По данным Минфина Новосибирской области, государственный долг региона по состоянию на 1 июня 2016 года составляет 42,7 млрд. рублей. С начала года он сократился почти на 4 млрд. рублей. Почти 18 млрд. рублей из общей суммы приходится на бюджетные кредиты, 13,5 млрд. рублей – на банковские кредиты, остальное – на ценные бумаги.

Эксперты прогнозируют

Опрошенные «РК» эксперты назвали причины, которые могли побудили Минфин принять решение об ужесточении условий предоставления бюджетных кредитов регионам и рассказали, как это может отразится на регионах. Так, профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин считает, что новые требования министерства финансов только усугубят ситуацию с долгами  субъектов Федерации. При этом он убежден, что именно федеральные власти в определенной степени несут ответственность за проблему увеличивающейся задолженности регионов. 

«Федералы поставили регионы в такую ситуацию, когда они вынуждены выполнять майские указы президента, а это большие выплаты бюджетникам. В то же время налоговая база регионов не растет. У регионов мало налогов, федералы плохо помогают и общая экономическая ситуация сложная. Получается по всем трем направлениям – федеральная помощь, экономическое развитие регионов и некая глобальная ситуация – везде ухудшение. Поэтому трудно ожидать от регионов, что они сейчас  будут самостоятельно решать проблемы, которые, по сути, наполовину федеральные, притом доходная база регионов сокращается», – сказал Скопин в разговоре с «РК». 

Эксперт уверен, что Новосибирская область не единственная рискует остаться без бюджетного кредита. «Таких регионов будут десятки», - полагает Скопин.

По мнению управляющего партнёра «Коммуникационной группы 2С» Дениса Никитаса, решение Минфина не увязано с выстроенной у нас в стране налоговой системой, когда до 60-70 % налогов не остаются в регионах, а уходят в федеральный центр. Собеседник «РК» не исключает, что новые условия бюджетных кредитов, утвержденные Минфином, будут подвергнуты жесткой критике со стороны активных губернаторов. «Бюджетные кредиты стали очень популярны, потому что там минимальные процентные ставки. Конечно, ни один банк не выдает кредиты под такие проценты. Не секрет, что иногда существует практика списывания долгов по бюджетным кредитам. Соответственно регионы любили брать эти кредиты, в том числе ожидая, что может быть, при плохой ситуации эти деньги вообще будут списаны», – отметил Никитас. 

По его словам, теперь главы регионов могут начать «некую дискуссию о перераспределении долевого отношения налогов, которые остаются в регионе и которые уходят в федеральный центр». При этом, добавляет эксперт, позицию федерального ведомства тоже можно понять: «Общая текущая экономическая ситуация в стране заставляет Минфин пересматривать все свои финансовые инструменты в сторону экономии федерального бюджета. Вторая причина – стимулирование регионов, чтобы они сами больше зарабатывали». 

Для развития доходной базы, считает Никитас, региональные власти могли бы активнее участвовать в различных  конкурсах Минпромторга и Минэкономики по созданию инфраструктуры для предприятий малого и среднего бизнеса. «Я имею в виду создание технопарков, кластеров, которые призваны помочь малому и среднему бизнесу больше зарабатывать в регионе и оставлять налоги здесь», – уточнил эксперт.  

Счетная палата бьет тревогу

Тему растущих долгов регионов часто поднимает председатель  Счетной палаты Татьяна Голикова. В мае она заявила, что госдолг 14 из 85 субъектов РФ, или каждого шестого, превышает 100% собственных доходов, что является нарушением Бюджетного кодекса.

В апреле Контрольное ведомство сообщало, что общий объем долга российских регионов в первом квартале вырос на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, до 2,3 трлн. рублей, передает ПРАЙМ. При этом совокупные расходы бюджетов субъектов федерации остались на прошлогоднем уровне в 9,5 трлн. рублей. Голикова констатировала, что принятые в 2014-2015 годах меры по сокращению госдолга регионов и реструктуризации их коммерческой задолженности не принесли ожидаемого результата. Глава Счетной палаты назвала и одну из причин роста задолженности регионов. 

«Мы по предметам совместного ведения увеличили количество полномочий регионов за 11 лет с 46 до 105, делегированных полномочий с федерального уровня с 11 до 117. При этом анализ показывает, что на деле не всегда закрепление полномочий и наделение новыми полномочиями сопровождалось соответствующими доходными источниками и финансовым обеспечением», – признала Голикова. 

Решения регионов

Самый крупный госдолг накопил Краснодарский край. По данным, опубликованным на сайте Минфина, размер госдолга региона – более 145 млрд. рублей. Для снижения нагрузки по обслуживанию госдолга краевые власти намерены увеличить объемы выпуска облигаций госзайма и сократить долю коммерческого кредитования, пишет «Коммерсант». Вице-губернатор Игорь Галась сообщил изданию, что в 2017 году администрация Краснодарского края расширит практику размещения облигационных займов, обслуживание которых обходится бюджету на 1–1,5% дешевле, чем кредиты коммерческих банков, и привлечет таким образом 10–12 млрд. рублей. Текущий уровень госдолга Галась охарактеризовал как «некомфортный», ограничивающий возможности экономического и социального развития региона. Однако с учетом социальной направленности бюджета (73,1% от общих расходов) администрация Краснодарского края считает нецелесообразным сокращение госдолга и видит основной источник снижения долговой нагрузки в уменьшении стоимости заимствований и наращивании доходной части бюджета.

Нестандартный  подход решения проблемы растущего госдолга и сокращения доходов предложили власти Самарской области. Губернатор Николай Меркушкин еще в декабре прошлого года поручил разработать механизм выпуска региональных облигаций для населения. «Мы имеем колоссальный и практически неиспользуемый ресурс. Это накопления самих граждан. У нас в области на банковских депозитах находится 660 млрд. рублей денег. Это более, чем пять областных бюджетов. Это самая большая цифра в ПФО», – говорил Меркушкин.  

Сообщалось, что первые ценные бумаги появятся  на рынке в конце весны этого года. Занятые у населения деньги в частности планируется направить на развитие транспортной инфраструктуры региона. Идею самарского губернатора одобрил министр финансов Антон Силуанов. Подробнее об инициативе Меркушкина читайте в обзоре «РК»


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru