Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

10.02.2017

Транспортная реформа Екатеринбурга: история вопроса

Транспортная реформа в Екатеринбурге, которая вызвала волну критики со стороны общественности и политиков, перенесена на 2019 г. А вице-мэр города Евгений Липович, который был ее идеологом долгие годы до этого, ушел в отставку. «Областная газета» сообщила, что решение о переносе принял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Как отмечают эксперты, транспортна реформа действительно была недоработана, но она объективно необходима столице региона. Собеседники «РК» полагают, что власти региона решили устранить источник проблемы, опасаясь всплеска протестных настроений в преддверии выборов, однако это решение не принесет никому политических дивидендов.

Давние планы

В июле 2010 заместитель главы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович заявил: в городе пройдет дорожно-транспортная реформа и введут ее с 1 сентября того же года. Идеология администрации города поменялась в пользу пассажиров и пешеходов, за автомобилистами установят компьютерный контроль и сократят возможность проезда по центральным улицам, утверждали чиновники. Пластиковая разметка, ограждения для трамваев, видеокамеры на улицах. Замглавы Екатеринбурга утверждал, что упор нужно делать не на комфортабельность, а на регулярность работы трамваев, троллейбусов и автобусов. На каждом муниципальном транспортном средстве уже был установлен GPS-навигатор, позволяющий отслеживать, как происходит движение по улицам.

По его словам, соотношение муниципального и частного транспорта должно быть 50 на 50, при этом GPS-регулирования потоков позволит восстановить справедливость на дорогах. Сейчас часто коммерческие маршрутки стараются «переманить к себе» пассажиров, специально опережая в пути муниципальные автобусы, писал портал JustMedia.

Возможно, что-то из этого действительно было реализовано, однако в ноябре 2011 г. только часть реформы оценили в 55 млрд. руб. Эти средства нужны были  для строительства второй ветки метро и реконструкции уличной сети в районе Центрального стадиона, писал «УралИнформБюро». Тоннели, магистрали, метро – все это очень дорого. И после этого момента в новостях очень сложно найти яркие сюжеты на эту тему.

Зато к активному обсуждению реформы вернулись в 2015 г. В феврале было заявлено, что к лету депутаты гордумы намерены были разработать план изменений, в рамках которого может появиться почасовая оплата проезда, а с осени – начать масштабную реформу, передавало «Эхо Москвы» в Екатеринбурге.  Однако почасовую оплату не ввели еще и в декабре 2015 г.

«Главное место в реформе уделят удобным пересадкам. А чтобы для пассажиров это было ненакладно, билеты должны стать почасовыми. Ставки уральская столица по-прежнему делает на электротранспорт. Автобусные маршруты должны стать вспомогательными. Их расписание скорректируют исходя из данных спутников — они подскажут, где и сколько транспорт теряет в пробках. Снять нагрузку постараются и с центра, где автобусов порой слишком уж много. Как оказалось, стоять горожане не любят больше всего. Одно из главных пожеланий — чтобы автобус ездил чаще. После транспортной реформы Екатеринбург начнет шагать в ногу с крупнейшими мегаполисами планеты, наш транспорт «подгонят» под мировые стандарты», - писал тогда портал «Главные новости Екатеринбурга».

Доводы противников и аргументы мэрии

А вот в мае 2016 г. планы горадминстрации начали обсуждать с позиции сокращений работников маршрутной сети. Именно работники профильных МУПов Екатеринбурга выступили против реформы транспортной системы города из-за опасений за свое будущее. Поводом для недовольства, которое, впрочем, тогда не проявлялось   «в открытую», стали заявления о сокращении количества маршрутов. По мнению водителей и вагоновожатых, в конечном итоге это привело бы и к сокращениям у них – в лучшем случае, считают они, будет меньше рабочих смен и ставок, а в худшем – речь может пойти о прямых сокращениях штата. При этом авторы концепции старались не акцентировать внимание на этом аспекте, заявляя, что высвобожденный парк будет направлен на сокращение интервалов между рейсами в обновленной сетке, а администрация предпочла занять выжидательную позицию и не комментировать происходящее, сообщала «ПравдаУрфо».

Чуть позже появились поводы для беспокойства и у частных перевозчиков. Ведь эксперты, выступающие на стороне реформы, признали существующую сеть общественного транспорта уральской столицы неэффективной: маршрутов в ней слишком много, а частота движения трамваев, троллейбусов и автобусов по каждому, наоборот, чрезвычайно низка. Поэтому люди иногда по полчаса стоят в ожидании на остановках.  Единственный транспорт, который ходит часто, - средней вместимости маршрутные такси: желтые и серые автобусы Isuzu и "Богдан", белые дребезжащие "Форды", а кое-где и ПАЗики, отмечала в октябре 2016 г. «Российская газета». Их очень много, ездят они быстро и поэтому пользуются у екатеринбуржцев большой популярностью.  Однако ксперты во главе с приглашенным из США урбанистом Джаредом Уокером предложили объединить метро, трамваи, троллейбусы и автобусы в единую систему, каждый элемент которой дополнял бы другие. Число маршрутов решено было сократить со 128 до 58, при этом уменьшив интервал движения с 15-20 до 5-7 минут. По идее, теперь, вместо того чтобы бесконечно ждать своего трамвая, который довезет ровно из пункта А в пункт Б, человек должен был бы садиться в тот единственный, который обслуживает линию, зато ездит каждые пять минут, и доехать на нем до станции пересадки. Там вскочить на подножку курсирующего с такой же частотой троллейбуса, который уже довезет до места назначения. Предприниматели оценивали ситуацию как печальную, ведь договоры у них были до лета, и они не знали, что будет дальше с учетом оптимизации.

В середине января уже 2017 г. Евгений Куйвашев, в чей адрес начали поступать обращения от жителей уральской столицы, заявил, что оптимизация транспортной системы мегаполиса не должна осложнить жизнь граждан и гостей города. Также он попросил чиновников подробнее рассказать о том, что будет, ведь разъяснения отсутствуют, а это вызывает обеспокоенность людей.

«Уверен, новации в сфере пассажирских перевозок должны осуществляться только при условии широкого общественного диалога, когда всем сторонам понятны правила и последствия изменений», - приводит его слова Накануне.ру.

В итоге на следующий день Липович подробно описал ситуацию: на тысячу меньше станет автобусов малой и средней вместимости (сейчас их около 2 тысяч), больших автобусов станет меньше на сотню (сейчас их 337, будет 237), число троллейбусов уменьшится со 193 до 170 единиц, трамваев — с 260 до 255. При этом Евгений Липович считал, что давки в транспорте удастся избежать, так как подвижной состав не будет «размазываться» по большому числу дублирующих друг друга длинных маршрутов (их общее число уменьшится со 137 до 66, а общая длина маршрутов сократится почти втрое — с 4246 км до 1604 км). В результате на основных маршрутах трамваи, троллейбусы и автобусы будут ездить чаще — ждать их придётся не более 5–7 минут. Должны, как и в Москве, появится выделенные полосы для общественного транспорта. До внедрения новой сети маршрутов появятся повременные тарифные планы, обещал Липович. Это, как говорил вице-мэр, делается, чтобы люди не переплачивали за пересадки, которых станет больше. Рассматривалось введение 45-минутного, 60-минутного и 90-минутного тарифа.  Также ожидалось, что остановки будут постепенно приближать друг другу для упрощения пересадок, писала «Областная газета».

Евгений Ройзман предложил разбирать с чиновниками городской администрации транспортную реформу на каждом заседании думы. Депутатов при этом он призвал активнее обсуждать вопрос с избирателями и вносить свои предложения.

«К апрелю новая система с учетом всех пожеланий и предложений будет готова. 1 июля мы запустим ее в тестовом режиме», - цитирует его «МК».

Между тем в начале февраля против реформы выступил руководитель городского ГИБДД Алексей Суслов. Он заявил, что концепцию надо дорабатывать, передавал «Екатеринбург в эфире». Чуть позже городские активисты в связи с введением новой транспортной реформы создали сайт в поддержку троллейбусов. Активисты уверены, что в случае принятия новой маршрутной схемы троллейбусам в городе грозит полное закрытие, писала «Наша газета».  Стоит отметить, что эсеры и другие политические силы успели собрать несколько митингов против реформы.

Имиджевая проблема в преддверии выборов

В итоге 7 февраля глава горадминистрации Александр Якоб заявил о переносе транспортной реформы в Екатеринбурге  с 1 июля 2017 на 2019 год в связи с необходимостью в доработке. О том, что Евгений Липович, работавший в мэрии Екатеринбурга с ноября 2007 года, написал заявление об увольнении по собственном желанию, также сообщили 7 февраля в мэрии Екатеринбурга. Сам Липович подтвердил это Znak.com, сообщив, что «в жизни каждого человека наступает момент, когда нужно плотнее заняться здоровьем».

Официальное издание региональных властей «Областная газета» сообщила: реформа была отменена под влиянием губернатора Свердловской области. В публикации под названием «Губернатор остановил транспортную реформу» отмечается, что сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб прислушался к советам главы региона.

Между тем  в других СМИ уже появились версии о том, что скандал вокруг транспортной реформы якобы раскручивался намеренно, чтобы потом губернатор мог выступить в роли «спасителя», который поддержал горожан и остановил реформу. Напомним, 10 сентября состоятся выборы главы региона.

 Руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнёры»  Александр Пирогов признает, что транспортная реформа была недоработана и, кроме того, были допущены колоссальные просчеты с точки зрения информирования жителей о планируемых изменениях. В результате реформа «обросла слухами и домыслами», а различные политические игроки «стали использовать эту тему для собственного пиара». «Здесь показательны метания администрации губернатора. Как только скандал начал разгораться, губернатор заявил, что берет внедрение  реформы под личный контроль. Но осознав, что уже нет возможности справиться с увеличивающимся комом народного недовольства, я полагаю, что он вынудил администрацию Екатеринбурга отменить принятое главой администрации решение о введении  реформы. Волюнтаристским путем была продавлена отмена (реформы), вследствие чего профильный заместитель главы администрации города Евгений Липович ушел в отставку, очевидно, не согласившись с аргументами губернатора», - рассуждает Пирогов.  Он также подчеркивает, что перенос реформы – вынужденная мера: власти должны были каким-то образом купировать  скандалы, связанные с этой темой. «Видимо, рассматривались различные варианты выхода из этой кризисной ситуации. Но как я понимаю, выход найти не удалось, и было принято решение устранить сам источник проблемы, то есть перенести, а фактически отменить саму реформу, хотя она, безусловно, Екатеринбургу необходима», - подчеркнул эксперт. По мнению Пирогова, история с транспортной реформой стала для губернатора Куйвашева серьезной имиджевой проблемой, и ни о каком политическом профите здесь говорить не приходится.

Представитель АПЭК в Свердловской области Руслан Мухаметов также убежден, что отмена транспортной реформы в Екатеринбурге не принесет никому  политических дивидендов. «Когда выходит статья в «Областной газете», где говорится, что свердловский губернатор имеет непосредственное отношение к отмене данной реформы, то он естественно вроде бы набирает политические дивиденды. Но дело в том, что кроме «Областной газеты» данный месседж, данную интерпретацию СМИ не поддержали. Кроме того, теоретически ведь могли дождаться начала избирательной кампании, и уже ближе к лету отменить эту реформу. Но этого не было сделано. Поэтому я думаю, что по большому счету политических дивидендов никто из политиков не получил и не получит», - отметил Мухаметов.

По словам политолога, депутата гордумы  Константина Киселев, у транспортной реформы есть плюсы и минусы, но город в ней действительно нуждается. «Я как депутат гордумы смотрю бюджет и  прекрасно понимаю, что  с каждым годом придется выделять все больше и больше денег на содержание муниципального транспорта, который не зарабатывает, а только тратит. Это совсем не здорово. То есть мы столкнулись с тем, что реформа объективно необходима – в этом виде или в другом, но с транспортом надо что-то делать, никуда от этого не деться. Но политизация этого вопроса недопустима», - заключил Киселев. 


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru