Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований | О проекте Контакты |
Врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов предложил разработать «моральный кодекс» для чиновников, отвечающих за бюджетные расходы. Ранее с аналогичной инициативой выступила губернатор Владимирской области Светлана Орлова.
Помогут ли этические кодексы в борьбе с коррупцией и какие правила поведения для чиновников вводились и планируют вводить в России и за рубежом, читайте в обзоре «РК».
Этика и мораль против коррупции
Предложение разработать моральный кодекс для чиновников, отвечающих за госзакупки, врио губернатора Сергей Морозов озвучил на коллегиальном заседании Счетной палаты, Палаты справедливости и общественного контроля и Департамента внутреннего государственного финансового контроля региона.
«Будет правильно, если мы определим антикоррупционный стандарт для определенных категорий служащих при выполнении ими служебных обязанностей. Это даст нам возможность двигаться к тому, чтобы усовершенствовать порядок в расходовании казенных средств», – цитирует Морозова «РГ».
На мероприятии врио главы региона заявил, что чиновникам запретят вступать в личный контакт, в том числе неформальный, с участниками тендеров и иными заинтересованными лицами. Таким образом, предполагается снизить риски нецелевого использования бюджетных средств.
Это не первая попытка политика обязать госслужащих соблюдать этику и мораль. Ранее в Ульяновской области по поручению Морозова был разработан кодекс профессиональной этики для госслужащих. В 2013 году 260 местных чиновников, включая глав администраций районов Ульяновской области, дали «клятву муниципального служащего».
Тем не менее Морозов – не первопроходец. Месяц назад с аналогичной инициативой выступила и глава Владимирской области Светлана Орлова. Как передавал канал «Зебра-ТВ», губернатор поручила разработать этический кодекс, которому необходимо следовать при организации и проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
«Необходимо брать пример со стран Европы, где процедура госзакупок является одним из инструментов борьбы с коррупцией», – говорила Орлова.
Губернатор подчеркивала, что о наличии проблем с коррупцией во Владимирской области свидетельствуют материалы проверок Счётной палаты в муниципалитетах. По ее словам, необходимо добиваться того, чтобы при осуществлении закупок для муниципальных и государственных нужд было больше открытости и прозрачности.
«Тема ощутимая. «Народный фронт» её проверяет. В регионе есть проблемы по муниципальным закупкам», – констатировала глава Владимирской области.
Сомнительный инструмент
Опрошенные «РК» эксперты сомневаются в том, что введение моральных, этических кодексов может помочь в борьбе с коррупцией в системе госзакупок.
Не понимает, кто будет следить за тем, чтобы чиновники не вступали в контакт с участниками тендеров, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Он подчеркнул, что за нарушениями в сфере госзакупок должны тщательно следить правоохранительные органы и структуры, связанные с Федеральной антимонопольной службой. «Они должны заниматься тем, чтобы монополизма не было, чтобы всякие «липовые» структуры – однодневки не выигрывали тендеры», – подчеркивает эксперт.
По его словам, чиновникам, особенно отвечающим за госзакупки, «нужно чтить уголовный кодекс», а от моральных кодексов «толку ноль». «Был в свое время моральный кодекс строителей коммунизма. Списали с Евангелие, переделали под те времена, и что? Где коммунизм и где этот моральный кодекс?», - напоминал Хомяков.
Схожую точку зрения высказала политолог Нина Дергунова. «Как этот документ будет работать? Кто будет осуществлять контроль? Моральные вещи уголовно и законодательно не наказуемы. В целом я не против, может быть, это маленький шаг в сторону контроля за теми, кто определяет условия конкурса, кто и как будет участвовать. Но в данном случае нужно знать, как этот механизм будет работать, иначе это может остаться красивым пожеланием, красивой декларацией, особенно с учетом выборов, некой такой демонстративной политтехнологией», – сказала эксперт «РК».
По мнению Дергуновой, этические, моральные кодексы – инструмент не рабочий. «Я не вижу результата от различных кодексов для чиновников. Показателем того, что кодекс работает, может служить то, что человек подает в отставку, если он этот кодекс нарушил. Я не помню, чтобы кто-то из чиновников Ульяновской области подал в отставку по моральным соображениям. Я не думаю, что они все у нас кристально чистые и не совершали, скажем так, не очень моральных поступков», – заключила политолог.
В России и за рубежом
Различные этические кодексы для чиновников принимались во многих регионах России. В 2011 году документ утвердили в Ставропольском крае. Там, в частности, госслужащим рекомендовалось вежливо общаться со СМИ и предоставлять достоверную информацию, запрещалось получение вознаграждений и подарков «в благодарность» за выполнение своей работы, а также вызывающее или конфликтное поведение, злоупотребление своими полномочиями.
В том же году кодекс этики и служебного поведения для госслужащих был принят в Калининградской области. Здесь чиновники не должны грубить, хамить или злоупотреблять служебным положением при решении вопросов личного характера. и должны добросовестно выполнять свои обязанности, избегать конфликта интересов, бороться с коррупцией в своих рядах, сообщала «Российская газета».
Кто ме того, в 2015 году Минтруд представил проект кодекса этики для государственных служащих РФ и муниципальных служащих. Согласно документу, главными принципами чиновников должны стать гуманизм, патриотизм, добросовестность, беспристрастность и объективность, передавали «Ведомости».
Как следует из проекта, госслужащие не должны допускать влияния на принимаемые решения личной выгоды, интересов лиц, лоббирующих получение необоснованных преимуществ. Запрещается допускать предвзятые замечания, угрозы, оскорбительные выражения и проявление пренебрежительного тона. Также запрещено принимать «подарки и иные знаки гостеприимства и внимания, если это может скомпрометировать и повлечь возникновение объективных сомнений в его честности и объективности».
Похожие кодексы этики для чиновников есть и во Франции, Испании, Нидерландах. В США подобный документ был принят в 1958 году. Важное отличие от России, по словам экспертов телеканала «Москва 24», в том, что за рубежом есть жесткие механизмы контроля за исполнением положений кодексов.
«В Голландии контроль за чиновниками осуществляет Бюро обеспечения этики и добропорядочности в сфере государственного управления. В Америке существует специальный Офис правительственной этики», – констатировал эксперт.