Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

29.06.2017

Проблема с кадрами: назначать или выбирать?

Первый вице-губернатор Свердловской области Владимир Тунгусов заявил, что сегодня региону не хватает квалифицированных кадров для замещения должностей глав муниципалитетов. Поэтому во время проведения конкурсов по отбору сити-менеджеров кандидаты будут проходить дополнительное тестирование. «РК» решил оценить ситуацию с «кадровым голодом» на муниципальных должностях.

«Пилот» Свердловской области

Тунгусов напомнил, что после отмены прямых выборов руководителей администраций назначают на заседаниях специальных комиссий. И из этого далеко не всегда получается что-то хорошее.

«Почти во всех городах региона -  кроме Екатеринбурга и Нижнего Тагила - прямые выборы мэров отменили, градоначальники назначаются конкурсными комиссиями. Этим комиссиям сейчас зачастую не из кого выбирать – квалификация претендентов оставляет желать лучшего», - цитирует его радиостанция «Эхо Москвы» Екатеринбург.

В пример он привел Богданович, где конкурс на должность мэра признали несостоявшимся, добавляет агентство «Политсовет». Это произошло в связи «с демонстрацией кандидатами недостаточного уровня знаний и навыков» и назначила повторные испытания.

В итоге в администрации области пришли к выводу, что для определения глав муниципалитетов надо ввести дополнительные оценочные процедуры.

«Выбрать достойного, подходящего по всем требованиям управленца, сложно. Поэтому в некоторых случаях выборы проводились повторно. Возникла необходимость включения дополнительно оценочных процедур. Например, тестирование», — заявил господин Тунгусов.

По его словам, в ближайшее время свердловские власти намерены актуализировать списки кандидатов для включения в кадровый резерв на муниципальные должности.

«Над решением вопроса уже работают профильные департаменты. До 1 октября мы представим решение», — цитирует его «Коммерсант».

По данным администрации губернатора, в этом году полномочия истекают у глав 45 муниципалитетов. В первом полугодии на непрямых выборах были избраны главы семи городских округов. Прямые выборы в единый день голосования 10 сентября пройдут только в Нижнем Тагиле и трех сельских поселениях.

Издание напоминает, что власти Свердловской области периодически сталкиваются с проблемами при переходе к непрямым выборам и их организации. Например, в начале 2017 года депутаты думы Краснотурьинска обратились к губернатору с просьбой сохранить прямые выборы и отказались вносить соответствующие поправки в городской устав. В Дегтярске проведение конкурса отложено на неопределенный срок из-за нескольких судебных исков от кандидатов.   Депутаты Арамили несколько месяцев в течение 2016 года не могли назначить конкурс из-за отсутствия поправок в городской устав. По мнению экс-главы Арамили Владимира Герасименко, нехватка квалифицированных кадров связана с отсутствием финансирования.  Он также полагает, что тесты не помогут.

Истории других городов

Проблема с нехваткой муниципальных кадров на руководящих должностях носит давний характер. Например, С 28 марта по 6 апреля 2014 года чиновники Рузского района Подмосковья принимали заявки на замещение  должности руководителя администрации района. Тогда поступило шесть заявок: от и.о. руководителя районной администрации Максима Тарханова, главы Волковского поселения Владимира Пинте, руководителя администрации городского поселения Тучково Сергея Бугаева, экс-главы Дороховского поселения Юрия Жукова, главы агрохолдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого, а также неустановленного С. Колоска из города Видное.

Во второй этап прошли Тарханов, Бойко-Великий, Пинте и Колосок. Некоторые из них были допущены к участию в конкурсе с замечаниями по представленным документам. 17 апреля, состоялось собеседование с кандидатами на должность руководителя администрации. Однако по окончании собеседования трое участников конкурса приняли решение снять свои кандидатуры. В Рузскую городскую прокуратуру комиссией было направлено официальное письмо с данной информацией. Рузский городской прокурор Сергей Манев пояснил, что при наличии одного кандидата конкурс должен быть признан несостоявшимся, напоминает «Энциклопедия Подмосковья».

Неоднократно в 2015 году переносился и конкурс по избранию главы администрации подмосковного Пущина. Из-за того, что местные политики не могли согласовать текст контракта будущего сити-менеджера с губернатором.

 «Проект не согласован, проект не опубликован.  В соответствии с действующими регламентами, нормативными документами и законом, мы обязаны отменить конкурс», - говорил тогда председатель Совета депутатов Пущина Иван Савинцев.

Его заместитель Алексей Долгов тогда напомнил, что это уже не первая отмена конкурса.

«У нас уже был отменен один раз конкурс именно таким образом Мы не получили согласование, нам нечего опубликовывать, так как мы обязаны отдать в печать именно согласованный вариант. Соответственно, мы не можем запускать всю процедуру дальше», - цитирует его «Пущинская среда».

Также кипят страсти там, где только назначил конкурс по определению сити-менеджера. Например, в Орле во время оглашения решения о начале процедуры  депутат Олег Карпиков в эмоциональном выступлении задался вопросами о том, почему главу администрации можно уволить лишь в одном случае — когда мэр подаст на него заявление в суд. Он предложил внести изменения и общим решением горсовета отстранять любого неугодного руководителя администрации. Также не устроил Карпикова и минимальный срок, который может занимать сити-менеджер — два года. Кроме всего прочего, он задался вопросом, почему не указана зарплата главного городского чиновника. Однако  местные юристы пояснили депутату, что форма договора утверждена субъектом, а гарантии ему дает 131-й закон и положение муниципального служащего. В итоге, как пишет портал «Орелград.ру», конкурс состоится.

Иногда же процедура бывает настолько нервная, что власти просят прессу не приходить на соответствующие мероприятие. Как было, к примеру, в Чите в октябре. Зампредседателя гордумы Читы Андрей Ядрищенский обратился к СМИ с просьбой не приходить на конкурс на пост руководителя администрации города, так как эта процедура является «сложным экзаменом для кандидатов и требует максимальной сосредоточенности и собранности от них и членов комиссии», писала «Чита.ру».

Почему не так просто?

Можно согласиться со многими наблюдателями в том, что ответственность на чиновниках местного уровня лежит немалая, а вот с финансированием все не всегда хорошо. И порой муниципалы, чтобы улучшить жизнь населения, вынуждены идти на нарушение формальных процедур, из-за чего подвергаются штрафам. Кроме того, отдельные губернаторы предлагают рейтинговать и в итоге рейтингуют как минимум городские округа и муниципальные районы, а тем, кто не смог выполнить целевые показатели, приходится выслушивать выговоры (так, например, дела обстоят в Подмосковье, где правительство региона контролирует выполнение нормативов по благоустройству, парковкам и строительству соцобъектов в каждом муниципалитете). К этому добавляются электронные сервисы типа «Наш город» в Москве или «Добродел» в Подмосковье, на которых жители могут жаловаться на локальные проблемы и чиновников. При этом федеральный центр нередко выступает с различными антикоррупционными инициативами, и в итоге дополнительную нагрузку несут не только региональные, но и муниципальные власти. Добавьте сюда еще такие причины для отставок мэров, как конфликты с губернаторами и нехватка голосов для нужных кандидатов на выборах, и сразу становится понятно, почему желающих управлять городами, районами и поселениями все меньше и меньше. О том, какие факторы в целом влияют на ротацию мэров, читайте   в еще одном нашем обзоре.

Между тем «РК»  пообщался с  политологами, чтобы понять, каким же должен быть рецепт создания в муниципальной единице идеального органа власти. Политолог Максим Жаров объясняет, что случилось в стране после массовой отмены прямых выборов мэров. Он также предложил отказаться от двуглавой системы управления городом, когда есть реальный хозяйственник – сити-менеджер – и глава города, возглавляющий совет депутатов. Единую сильную должность захотят занять многие, отсюда появится и стимул.

«Проблема в том, что после того, как была запущена реформа местного самоуправления (МСУ), которая в настоящее время в соответствии с законодательством работает, резко упал престиж поста мэра. Появились наемные сити-менеджеры, с ними – много скандалов по причине их инородности и  аполитичности по отношению к тому городу, в котором они действуют. Поэтому вопрос двоякий. Он заключается в том, что кадровый голод вызван, в том числе и реформой местного самоуправления, которая лишает всех политиков, политических менеджеров права и интереса к тому, чтобы претендовать на пост мэра или сити-менеджера. Я здесь с вице-губернатором Тунгусовым не согласен. Люди в регионах есть, просто у них нет стимулов для того, чтобы  бороться за пост мэра или сити-менеджера», -пояснил эксперт.

Директор АНО «НИЦ "Особое мнение"» Екатерина Курбангалеева отмечает, что авторитет у мэров действительно не большой. Да и реальной власти не так уж много.

«При этом доходных полномочий - градостроительных, земельных, размещение наружной рекламы - все меньше, их забирают на уровень выше, объемы трансфертов из твоего субъекта РФ также сокращаются, а расходные обязательства растут. В результате глава муниципального образования один на один остается с неудовлетворенными, порой разгневанными, жителями вверенного ему муниципалитета. А в последнее время еще и надзорные органы все жестче муниципалов, да и госчиновников, контролируют: скандалов с арестами все больше», - говорит она.

Генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт также отмечает серьезную нехватку кадров. При этом он сетует на то, что подготовить подходящих специалистов негде.

«К сожалению, никакого аналога того, что называлось в советское время высшей партийной школой или любой другой системы подготовки высшего руководящего звена региона, на сегодняшний день не существует. Дефицит кадров касается не только озвученной должности,  но и депутатов, которые, приходя в Государственную думу, просто не знают основ законодательной деятельности. Они могут быть вполне авторитетными чиновниками, как показал статус Поклонской, они могут быть вполне авторитетными прокурорами, врачами, учителями, деятелями культуры и спорта. Но политика – это отдельная профессия. И просто общий жизненный опыт, общая квалификация и даже колоссальная квалификация в теме профильного комитета не всегда выручает. Нужно знать некоторые специфические грани работы политика», - сказал он.

Политический аналитик Александр Чернявский отмечает, что квалифицированные специалисты предпочитают идти на другие должности, чтобы просто получать достойную их заработную плату.

«Так, например, в июне в Красноярском крае досрочно сложили свои полномочия главы двух районов. Причем, на их решение повлиял, в том числе, и невысокий оклад. Зарплаты маленькие, а отвечать приходится за все! Частично проблему дефицита кандидатов в мэры можно было бы решить, вернув населению муниципальных образований право самим выбирать своих градоначальников. Те, кто идет на выборы и заручается поддержкой не начальства, а народа, вряд ли так просто будут расставаться со своим креслом», - резюмирует исследователь.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru