Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

12.10.2016

Правительство и губернаторы: обновление как укрепление

В Свердловской области ликвидирован пост председателя правительства региона. Возглавит кабинет министров сам губернатор Евгений Куйвашев. Перезагрузить систему управления регионом хотят и в Пермском крае. Губернатор Виктор Басаргин решил вернуть систему прямого губернаторского управления, при котором глава региона возглавляет краевое правительство. Нечто похожее, вероятно, намечается и в Калининградской области. Подробнее о том, что значит эти перезагрузки для регионов – в обзоре «РК».

Перемены в Свердловской области

В последних числах сентября в «РК» сообщали, что председатель свердловского правительства Денис Паслер ушел в отставку по собственному желанию. В это же время губернатор Свердловской области заявил, что в ближайшее время в Законодательное собрание будет внесен законопроект, в соответствии с которым правительство региона будет возглавлять губернатор.

«Жизнь ставит новые задачи: повышение качества государственных услуг, оптимизация государственного управления, более эффективное использование и экономия бюджетных средств. Я, как руководитель области, обязан реагировать на эти запросы. В ближайшее время в Законодательное Собрание Свердловской области будет внесен законопроект, в соответствии с которым правительство региона будет возглавлять Губернатор Свердловской области. Данный шаг позволит укрепить политический курс Президента России, обеспечить успешное исполнение «майских» указов Президента, достижение реального повышения качества жизни уральцев», – цитировали слова Куйвашева «Регионы Онлайн».

Уже 7 октября служба новостей «АПИ» передала, что свердловский губернатор направил в Законодательное Собрание законопроект о внесении изменений в Устав Свердловской области. «Проект закона направлен на изменение существующей модели организации исполнительной власти Среднего Урала. Изменения по большей части касаются тех статей Устава, где прописаны полномочия губернатора и правительства Свердловской области, а также порядок его формирования. В соответствии с ним правительство Свердловской области состоит из губернатора и членов правительства, к которым относятся первые заместители и заместители главы региона, иные члены правительства, количество которых устанавливается губернатором. Впервые в Устав предлагается ввести норму, по которой кандидатуры первых заместителей губернатора проходят согласование в Законодательном Собрании Свердловской области», – уточняется в сообщении СМИ.

Портал 66.RU сообщил, что Куйвашев также изменил состав комиссии по подготовке предложений в областной устав. В нее вошли представители четырех парламентских партий: от «Единой России» — Михаил Ершов и Валентин Лаппо, от КПРФ — Александр Ивачев, от ЛДПР — Михаил Зубарев. Справедливоросс Дмитрий Ионин сохранил членство в структуре. Теперь в комиссии — 17 человек.

Об изменении существующей модели организации исполнительной власти в регионе «РК» поговорили с политологом, кандидатом философских наук, доктором политических наук Сергеем Мошкиным.

По словам эксперта исполнительную власть региона разделили еще в 1993 году. «Тогда прописывали конституцию Уральской республики (не предусмотренный Конституцией РФ субъект, фактически существовавший с 1 июля 1993 года по 9 ноября 1993 года в границах современной Свердловской области – прим. ред.). Во времена Эдуарда Росселя (первого губернатора Свердловской области – прим. ред.) нижняя палата всегда избиралась только по партийным спискам, верхняя – по одномандатным округам», – рассказывает политолог.

Он также отметил, что с того времени свердловские руководители фактически играли роль в большей степени представителей региона, а повседневную, рутинную хозяйственную работу вел всегда председатель правительства. «В итоге Уральская республика не состоялась, но все нормы перешли в Устав Свердловской области и стали политической традицией. Отойти от них впервые решили при предшественнике губернатора Евгения Куйвашева – Александре Мишарине. Двухпалатный парламент свернули и сделали однопалатным. Разговоры о том, чтобы упразднить должность председателя правительства начались позже – два года назад», – поясняет Мошкин.

По мнению эксперта, решение Куйвашева возглавить свердловское правительство в первую очередь связано с предстоящими выборами губернатора. «С одной стороны, губернатор Евгений Куйвашев, возглавив правительство, взял на себя полноту всей исполнительной власти. Фактически он получает дополнительный политический вес, вес административный. С другой стороны, Денис Паслер (бывший глава свердловского правительства – прим. ред.) фактически теряет все возможности для участия в будущих губернаторских выборах, а он всегда рассматривался как один из потенциальных претендентов на этот пост», – уверен политолог.

Мошкин обращает внимание, что схожий опыт у соседей в Челябинской области, где нынешний руководитель региона Борис Дубровский одновременно и губернатор, и председатель правительства Челябинской области. К этому добавим, что по пути оптимизации пошли и в Томской области. Как уточняет портал 66.RU, руководитель региона Сергей Жвачкин после реформы госвласти совместил должность губернатора с должностью главы областной администрации.

«Пока непонятно, что будет с администрацией губернатора. Был аппарат правительства, как серьезный управленческий орган и была администрация губернатора. Это было прописано в Уставе области. Как разделят эти функции и будет ли упразднена администрация губернатора, как самостоятельный орган исполнительной власти, пока не ясно», – привел свои рассуждения Сергей Мошкин.

Несколько слов свердловский политолог сказал и про общую тенденцию обновления моделей управления субъектов. «Модель управления, в которой есть и глава правительства, и губернатор – уже редкость. Во всех субъектах (за исключением отдельных национальных республик) руководитель совмещает эти полномочия. Таким образом модели Свердловской области и Пермском крае – скорее рудименты. В этом смысле стремление губернаторов – шаг в сторону полной унификации», – констатировал Мошкин.

 Возврат к прямому губернаторскому управлению в Прикамье

До выборов губернатора Пермского края остается менее года – они должны пройти в сентябре 2017. Вероятно, осознавая, что в крае и за его пределами ходит много слухов о «шаткости» губернаторского положения, 22 сентября действующий глава региона Виктор Басаргин заявил, что не исключает своего участия в кампании следующего года.

«Очень важно получить вотум доверия от руководителя государства – от этого будут зависеть дальнейшие шаги. Если такое доверие будет оказано, я, безусловно, буду участвовать в выборах в 2017 году», – цитирует Басаргина портал URA.RU.

Подводя итоги, прошедших выборов 18 сентября, пермский губернатор сделал еще одно важное заявление: «Мы обновили состав законодательного собрания. Наступает время обновить исполнительную власть в крае. Буду серьезно думать, как обновлять, как менять руководителей наших ведомств, в том числе и администрации».

О том, что подразумевается под этим «обновлением» сообщили источники «Коммерсанта», которые утверждают, что реформа может начаться уже в ноябре-декабре этого года. «Речь может идти о возврате к прямому губернаторскому управлению, когда губернатор лично отвечает за текущую деятельность правительства, управлениями и отделами руководит через вице-губернаторов. Глава администрации губернатора и глава правительства становятся либо первыми, либо обычными замами», – заявили собеседники «Ъ».

Здесь стоит пояснить, что употребляется слово «возврат» неслучайно. Еще в 2005 году решил поделить администрацию края на два центра – исполнительный (правительство) и контролирующий (администрация губернатора), губернатор Олег Чиркунов – предшественник Виктора Басаргина. Тем самым Чиркунов освободил себя от «текучки» и ответственности. До этого момента губернатор управлял регионом через вице-губернаторов. Такая система сложилась еще до преобразования Пермской области в Пермский край, при первом избранном главе региона Геннадии Игумнове.

К слову, ранее о необходимости возврата к прямому губернаторскому управлению на первом заседании краевого парламента также говорил и один из сторонников Дмитрия Скриванова (депутата Законодательного собрания края) – экс-замглавы администрации губернатора Игорь Орлов, избранный в новый состав Законодательного собрания от ЛДПР.

По мнению Орлова, для того, чтобы расставить правильные приоритеты, правительство должен возглавить губернатор: «Непонятны цели, мы не ставим больших задач, не решаем проблемы. Что является этому виной? Возможно, замыленный взгляд руководителей региона или нежелание меняться и вести дискуссии. Надо ли нам строить сейчас зоопарк или лучше построить 50 школ? Нужно ли нам сейчас новое здание Театра оперы и балета, или лучше сейчас привести в порядок все больницы? Нашим основным приоритетом должно быть исполнение «майских указов» президента, а хотелки уже потом», – передает доводы депутата «Местное время».

Руководитель исследовательских проектов Консультационного Центра «Департамент политики» Алексей Князев представил несколько доводов насчет того, чем может быть продиктовано желание Виктора Басаргина возглавить пермское правительство.

«Перезагрузка системы управления регионом – это новый губернаторский тренд. Напомню, что в Свердловской области Евгений Куйвашев уже заявил о том, что лично возглавит правительство региона. В этом смысле желание Виктора Басаргина вернуться к прямому губернаторскому управлению, при котором, когда будет лично отвечает за текущую деятельность правительства, событие не экстраординарное», – заявил «РК» политолог.

Князев объяснил актуальностью этой идеи тем, что в рамках данного тренда руководители регионов берут на себя большую ответственность за выполнение конкретных инициатив. «Таким образом они укрепляют и свои позиции, и помогает региону развиваться динамичнее. Думаю, в случае с Пермским краем должны появятся проекты, которые курирует лично губернатор, а это обычно значит, что они будут доведены до конца», – подчеркнул эксперт.

Собеседник «РК» считает также, что не стоит ожидать скорого отчета об успехах губернатора и новых лиц, которые будут курировать правительство. «Должно пройти время, чтобы крупные проекты были реализованы», – подытожил политолог.

Изменения структуры правительства Калининградской области

Совсем недавно в «РК» писали о том, что у региона вновь сменился руководитель – 6 октября президент Владимир Путин назначил Антона Алиханова врио губернатора Калининградской области. Алиханов сменил в этой должности Евгения Зиничева. Бывший руководитель области возглавил регион 28 июля этого года и ушел в отставку с формулировкой «по семейным обстоятельствам».

Алиханов активно работал больше года в должности заместителя председателя правительства Калининградской области и два месяца, как исполняющий обязанности председателя регионального правительства. На то, что он в курсе того, как работает кабинет министров, вверенного ему региона, он указал в беседе с президентом.

«Мы в правительстве Калининградской области приложим все усилия, и я лично приложу все усилия для того, чтобы все ваши поручения были выполнены в полном объеме. То время, которое я провел в Калининграде, уже дало мне представление об основных проблемах, которые существуют. И как вы заметили верно, уже есть понимание того, как эти проблемы решать. Будем двигаться вместе с коллегами из федерального правительства. Надеюсь, все задачи в ближайшее время будут выполнены», – цитирует «Российская газета» заявление Алиханова со встречи с главой государства.

Буквально на следующий день после назначения, 7 октября, в рамках Первого экономического форума янтарной отрасли РФ, Антон Алиханов заявил журналистам, что регион ждут перемены и уточнил, что «определенные слияния и поглощения произойдут в структуре органов госвласти».

«Изменения структуры правительства были согласованы еще с Евгением Николаевичем Зиничевым», – цитирует ТАСС сказанное врио губернатора.

При этом Алиханов воздержался от комментариев относительно вопроса разделения должностей губернатора и председателя областного правительства. Врио главы региона сказал, что пока не готов комментировать этот вопрос. Он, по его словам, будет серьезно обсуждаться.

Заведующий кафедрой политологии и социологии БФУ им. Иммануила Канта Илья Тарасов  выдвинул свои предположения о том, почему новый исполняющий обязанности не спешит определяться с этим вопросом.

«Разделение должностей главы правительства и руководителя региона для врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова – политический ресурс. Надо понимать, что возможны разные варианты развития дальнейших событий. Кроме того, необходимо найти консенсус элит вокруг нового правительства. Ввиду этого торопится с упразднением должности председателя правительства нет никакой необходимости», – считает политолог.

По его мнению, для исполняющего обязанности на нынешнем этапе вопрос упразднения должности главы калининградского правительства – вопрос не принципиальный. «Президент ему поставил задачу – работаете и потом уже решаете – идти на выборы или нет. Уравнение здесь совершенно определенное. Таким образом то, что сделает исполняющий обязанности менее чем за год до выборов и есть та максима, на которую он должен быть способен. А вот варианты с помощью чего будет достигнут этот результат разные – и институциональные, и персональные», – уверен Тарасов.

Эксперт рассказал, в каком случае может стать актуальным вопрос о том, что возглавить не только регион, но и правительство. «Если рядом с врио губернатора появится сильная федеральная фигура в паре с исполняющим обязанности – это один расклад. Если нет, то это значит, что не нашлось такой региональной фигуры, которая могла бы быть равноценным партнером. Тогда мы и можем увидеть «схлопывание» должности председателя правительства. Не исключены и другие сценарии. Поэтому я сейчас бы не стал делать однозначных выводов», – рассуждал эксперт.

 Собеседник «РК» пытаясь дать общую оценку отметил, что ответственность всегда лежит на губернаторе – независимости от того глава ли он правительства своего региона. «Не помню, чтобы губернатор совершенно не интересовался делами председателя правительства и в случае его какой-то оплошности не нес за это ответственности», – заключил Тарасов.

Добавим, что 11 октября Антон Алиханов уже представил новую структуру органов исполнительной власти Калининградской области и пока речи о том, что он возглавит правительство не идет. Как передает Калининград.Ru, проект от 7 октября 2016 года рассмотрят депутаты Облдумы на ближайшем заседании комитета по законодательству в среду – 12 октября.

Врио губернатора предлагает создать новое ведомство — министерство регионального контроля (надзора). К нему присоединят контрольно-ревизионную службу, жилищную инспекцию и государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора области.

Кроме того, объединятся региональные министерства культуры и туризма. То же произойдёт с министерством строительства, а также министерством ЖКХ и топливно-энергетического комплекса. После слияния новое ведомство назовут министерством строительства и ЖКХ Калининградской области. Такая структура существовала до 2012 года. 

К министерству сельского хозяйства присоединят региональную службу ветеринарии и госветинспекции, а областное агентство по делам молодёжи вновь станет обособленной структурой и выйдет из состава министерства образования.

Новая структура правительства Калининградской области предполагает 13 министерств, 11 агентств и три службы.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru