Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

14.03.2017 / Регион: Московская область

Поправки к закону о МСУ: перспективы и риски

15 марта Госдума рассмотрит поправки к закону о местном самоуправлении, которые закрепят право регионов преобразовывать муниципальные районы с входящими в них поселениями в городские округа.  Законопроект внес депутат от Подмосковья Михаил Терентьев, его уже одобрил профильный комитет нижней палаты российского парламента. Эксперты отмечают, что принятие поправок позволит ускорить ход муниципальной реформы в Подмосковье, где процесс формирования городских округов сопровождается протестами. Вместе с тем  это может  ускорить  ликвидацию нижнего звена местного самоуправления во всех регионах, и «с точки зрения комфорта для населения ситуация значительно ухудшится», полагают собеседники «РК».

Позиция комитета Госдумы и возражение СПЧ

Комитет Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению 10 марта поддержал поправки в закон об общих принципах организации местного самоуправления, которые узаконят преобразования муниципальных районов в городские округа, сообщал  РБК​. Комитет предложил Госдуме рассмотреть законопроект на пленарном заседании в ближайшее время — 15 марта.

Законопроект внес  депутат  Госдумы от Подмосковья, представитель «Единой России»  Михаил Терентьев.  

Как пишет  «Коммерсант», поправки правительства РФ к закону об МСУ, внесенные еще в 2015 году (в них речь об отмене референдумов на местном уровне при объединении муниципалитетов), депутат Терентьев предлагает дополнить определением «городского округа». «Городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями»,— говорится в подготовленном им документе. В действующей редакции закона городской округ — это «городское поселение, которое не входит в состав муниципального района».

Кроме того,  согласно поправкам Терентьева, муниципальный район возможно будет упразднить, если на создание единого городского округа дают согласие собрания депутатов всех муниципалитетов района. Пока в законе об МСУ четко зафиксирована только процедура присоединения поселения к городскому округу, оно проходит после публичных слушаний с согласия местных собраний.

Между тем 14 марта Совет по правам человека при президенте РФ направил председателю Госдумы отрицательный отзыв на законопроект Терентьева.

«Конституционный принцип народовластия будет существенно ограничен, местная власть еще более удалится от жителей, конституционное право которых на участие в местном самоуправлении на наиболее приближенном к их повседневным нуждам его базовом поселенческом уровне будет существенно ограничено. К тому же, это значительно ограничит конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», - говорится в экспертном заключении СПЧ.

Реформа в Подмосковье

В декабре прошлого года «РК» подробно описывал акции протесты, которые проходили в Московской области  в связи с муниципальной реформой. Особенно активными были жители Томилино Люберецкого района. А 21 февраля участники Конгресса местного самоуправления приняли обращение к премьеру Дмитрию Медведеву и руководителям силовых структур с просьбой дать правовую оценку реформе местного самоуправления в Подмосковье, писал «Коммерсант». Авторы документы просили проверить «многочисленные факты насильственного упразднения органов МСУ в муниципалитетах Московской области».

Вице-премьер областного правительства Александр Костомаров тогда заявил изданию, что «основная идея преобразований — повышение эффективности муниципальной власти». Он подчеркнул, что «законность изменений организации МСУ подтверждена судебной практикой, в частности апелляционным определением Верховного суда РФ, решением Московского областного суда».

В свою очередь Мособлдума 1 марта объявила, что благодаря муниципальной реформе удалось сэкономить около 2 млрд. рублей.

«Проведенные преобразования дали экономию в 2,1 млрд руб. Эти средства были направлены на развитие здравоохранения в регионе», - приводит Интерфакс сообщение пресс-центра областного парламента.

Уточнялось, что сокращение штата муниципальных чиновников после формирования на территории районов городских округов составило от 18% до 38%.

Мособлдума напоминает, что в 2015 году городские округа были образованы на территории бывших Озерского, Мытищинского, Каширского, Егорьевского, Шаховского и Серебряно-Прудского районов. В 2016 году были приняты законы о реформировании Люберецкого, Рузского, Павлово-Посадского, Красногорского, Зарайского и Луховицкого районов. В этом году городские округа созданы на территории Истринского и Шатурского районов.

К чему приведут поправки в закон о МСУ?

Президент Центра урегулирования социальных конфликтов  Сергей Иванов отмечает, что действующее законодательство не запрещает преобразовывать муниципальные районы в городские округа, и муниципальные реформы проводятся не только в Подмосковье, но и в других регионах. По словам Иванова, поправки Терентьева «просто уточняют и с правовой точки зрения фиксируют еще большие возможности для этого».

«Поправки лишь фиксируют общественные отношения, которые складывались в России на протяжении 80 лет. Начиная с 20-х годов, основным уровнем местного управления в нашей стране был районный уровень. И только 131 ФЗ в начале 2000-х годов создал искусственные дополнительные уровень местного самоуправления – уровень поселенческий.  Двухуровневая модель  МСУ применяется в Западной Европе. В частности, мы взяли южно-германскую или баварскую модель МСУ. Она абсолютно не соотносится с нашим укладом, с нашей практикой и традициями, которые формировались на протяжении 80 лет», - полагает Иванов.

Он считает несущественным, что подготовленные поправки не  предусматривают проведение публичных слушаний для преобразования в городской округ. «Будут ли публичные слушания или нет, это не суть важно, потому что основное решение принимает представительный орган власти. Когда граждане выбирают депутатов, они делегируют им полномочия представлять их интересы. Поэтому представительный орган вполне вправе принять соответствующее решение», - уверен собеседник «РК».

Иначе оценивает поправки Терентьева координатор федеральных проектов «Максимов-Консалтинг»  Андрей Максимов. По его словам, ликвидация нижнего звена местного самоуправления приведет к незначительной экономии бюджетов, а «с точки зрения комфорта населения ситуация значительно ухудшится». «Территориальные органы, которые придется ввести вместо самоуправления,  будут независимы от жителей, и не будут гибко реагировать на их запросы и проблемы. Люди будут видеть, что власти они не нужны и не интересны.    Минусом проводимой реформы  является и деградация социальной сферы, которая последует вслед за ликвидацией поселений.  Возрастет безработица за счет сокращений, - перечисляет Максимов возможные негативные последствия спорного законопроекта. - Почты, больницы в поселках, отделения банков и так далее уже сокращаются даже без ликвидации поселений. Теперь процесс просто усилится.  Заденет это все регионы».

Схожую точку зрения высказывает политолог Илья Паймушкин. По его мнению, инициатива депутат Терентьева «губительна для деревень и малых городов, а именно они основной костяк развития России». «Уже сейчас настоящим бедствием для многих регионов является отток населения в крупные города, отдельная проблема Сибирь и Дальний Восток», - добавил Паймушкин. 

Эксперты подчеркивают, что изменения в закон о МСУ позволят властям Подмосковья ускорить  проведение муниципальной  реформы, несмотря на протесты жителей. 


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru