Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

28.03.2017

«Платон» раздора: протест или переговоры

27 марта в регионах началась бессрочная стачка дальнобойщиков против системы «Платон». Однако присоединиться к акции решили далеко не все перевозчики. Многих устроило решение правительства России, принятое на минувшей неделе: в ближайшее время тариф проиндексируют на 25%, а не на 50%, как это планировалось ранее. Подробности – в обзоре «РК».

Протесты в регионах

Бессрочную всероссийскую стачку Объединение перевозчиков России (ОПР) объявило 27 марта. Как заявлено на сайте организации, кроме ОПР  в акции принимают участие автоперевозчики многих региональных союзов и ассоциаций, Межрегиональный профсоюз водителей профессионалов. Главное требование – полная отмена системы «ПЛАТОН» или ее реорганизация под транзитный транспорт с передачей государству. Кроме того, участники акции настаивают на необходимости  отмены транспортного налога, наведения порядка на весовом контроле и предоставления перевозчикам расчетов акциза на топливо.

Как пишет «Коммерсант», мурманские грузоперевозчики вышли на федеральную трассу «Кола» в районе поселка Пушной. Водители поставили фуры вдоль дороги, выразив протест протестными плакатами «А ты определился? Акциз — налог один, мы больше не отдадим», «Мы платим налоги, где наши дороги?». В Санкт-Петербурге акция началась 27 марта в полдень: перевозчики припарковали свои грузовики и легковые автомобили на Московском шоссе. В общей сложности в акции участвовали более 100 человек. Еще до начала акции около своего дома полиция задержала лидера ОПР Андрея Бажутина за вождение без прав, рассказал изданию  секретарь ОПР Сергей Владимиров. По его словам, дальнобойщики планируют «жить на дороге», чтобы их требования (отменить систему «Платон» и транспортный налог) были услышаны. Участники акции, по его словам, собираются ночевать в грузовиках. Для обеспечения их жизнедеятельности на обочинах дороги уже поставили биотуалеты и разбили полевую кухню.

В Ульяновске на акцию вышли около 300 дальнобойщиков, выставив 70 фур вдоль Олимпийского проспекта в Засвияжском районе областного центра. Перевозчики в ходе акции отказались принимать заказы.

К стачке присоединились дагестанские дальнобойщики.  Руководитель профсоюза дагестанских дальнобойщиков Рустам Маламагомедов заявил ИА REGNUM, что в стачке принимают участие более половины дагестанских водителей большегрузных автомобилей.
19 дальнобойщиков, устроивших несанкционированную акцию протеста против тарифов системы «Платон», задержаны в Сургуте. В операции приняли участие бойцы отряда ОМОН. По версии водителей, участникам мероприятия могут быть предъявлены обвинения в незаконной организации митинга. Об этом 28 марта сообщил «URA.RU» один из задержанных водителей, Василий Костин. В городской полиции опровергли эти данные.

В Петербурге суд арестовал на 14 суток лидера протестующих дальнобойщиков Андрея Бажутина, сообщает MR7.ru со ссылкой на корреспондента «Эха Москвы» в Петербурга Арсения Веснина. По его словам, Бажутина арестовали на две недели за то, что он ездил без прав. При этом сам дальнобойщик говорит, что не знал о лишении прав.

На акцию протеста дальнобойщиков отреагировал  Росавтодор. Как говорится в сообщении на сайте ведомства, грузовой транспорт на федеральных трассах передвигается без сбоев и снижения объемов заказов.

«Мониторинг дорожной ситуации показал, что прошедшие  в ряде городов акции с участием водителей легковых автомобилей и большегрузного транспорта не повлияли на рынок грузоперевозок. Опрошенные розничные компании также не ощутили какого-либо влияния на поставки товаров акций грузоперевозчиков», - утверждают в Росавтодоре.

По данным ведомства, акции протеста в различных форматах прошли в 21 городе, в них приняли участие 197 большегрузных автомобилей.

В ОПР точной цифры участников акции не называют, но изначально заявлялась, что к стачке могут присоединиться до 10 тыс. дальнобойщиков.

Переговоры и их результат

Очевидно, что далеко не все перевозчики решили поддержать протестные акции после того, как правительство решило не увеличивать вдвое тариф системы «Платон».  Напомним,  23 марта премьер-министр Дмитрий Медведев допустил возможность продления экспериментального периода работы системы «Платон» и предложил на ближайшее время повысить тариф лишь на 25%. Об этом он заявил на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок, передавал «Интерфакс».

Льготный тариф в размере 1,53 руб. за километр пути действует до 15 апреля 2017 года. После этого срока предполагалось, что тариф составит 3,06 руб. за километр пути.

«Я считаю, мы могли бы эту экспериментальную часть не сплющить, а растянуть и продлить льготный период, который существует, - сказал Медведев. -  То есть отказаться в настоящий момент на время от более жестких решений, которые были приняты и проиндексировать тариф на ближайшее время на меньшие суммы: на 25% к установленному сегодня тарифу». Таким образом, с 15 апреля тариф составит  1,9 руб. за километр.

Глава кабмина также назвал разумной идею снизить тариф в системе «Платон» для большегрузов, которые ездят чаще. «Она экономически разумно выглядит - чем больше ездишь, тем меньше платишь тариф. В этом есть определенный резон. Я пока не говорю "да", но точно продумать, просчитать это было бы можно», - добавил премьер.

Он отметил, что недостатки «Платона» должны устраняться в диалоге с ее пользователями. Также, по словам премьера, необходимо вернуться к вопросу повышения штрафов для тех, кто не зарегистрировался в системе.

Многие объединения перевозчиков раскритиковали начавшуюся стачку, организованную ОПР. Так, координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко заявил «Национальной службе новостей»,  что не видит смысла поддерживать данную акцию протеста, поскольку она больше похожа на «пиар ход».

 «Несмотря на то, что даже после встречи с правительством у нас остались к нему вопросы, мы эту акцию не поддерживаем, потому что отслеживаем линию поведения организаторов. И мы четко понимаем, что они нацелены на пиар-ходы, попытки удержаться в медийном поле, нежели на реальное решение проблем автоперевозчиков. Это больше похоже на провокацию», — приводит НСН слова Войтко.

Организация малого бизнеса «Опора России» не участвует в акциях протеста, поскольку предпочитает другие способы переговоров, сказал «Ведомостям» председатель комитета по транспорту Опоры Глеб Киндер. Есть конструктивный диалог с властью, согласен президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, встречавшийся от имени дальнобойщиков с премьером, а протестующие не хотят порядка, их цель - создать хаос.

«Придется идти на компромисс»

Политический консультант  Константин  Бакшеев снижение градуса протеста  объясняет следующим образом.  «Все увидели слишком усреднённую акцию, а не живой уличный повод, где дальнобойщики бывают вполне убедительны и не одиноки в отстаивании своих интересов. Здесь я бы отметил очевидную слабость «Объединения перевозчиков России» (ОПР) как независимой профорганизации. В результате чего, многие дальнобойщики уже сейчас начали поиск новой площадки на условиях неформальности. И это чуть ли не главный вывод для них в нынешнем сезоне», - рассуждает  Бакшеев. Он также отметил низкую  квалификацию ОПР в организации массовых мероприятий:  «начиная от подбора времени и места до определения акцентирующих условий»

«Дело в том, что приостановка приема заказов дальнобойщиками не несет резонансного значения для населения, тем более, когда рядом несколько «Магнитов» и «Пятерочек». Нужно наконец-то понять, что люди готовы поднимать шум не столько за коммерсантов-общественников в лице перевозчиков, сколько за обездоленных соседей в их же лице. Провалив работу с акцентами, ОПР провалило общий градус борьбы с платными дорогами», - резюмирует Бакшеев.

По мнению политолога Максима Жарова, в основе противостояния правительства и дальнобойщиков есть  один ключевой вопрос: «быть или не быть "теневому" сектору грузоперевозок дальнего следования».

«Правительство стремится полностью ликвидировать с помощью системы "Платон" теневой рынок, дальнобойщики - против. Исход этого противостояния пока не ясен, но уже понятно, что ни одна из сторон не добьется полной победы и придется идти на компромисс», - констатирует Жаров.

По его словам, дальнобойщики стали той силой, с которой власти вынуждены договариваться и идти на уступки. «Не замечать ее, как это было ранее, теперь обходится власти дороже в плане рейтингов и репутации. Дешевле сесть с дальнобойщиками за стол переговоров и попытаться договориться» - заключил политолог.


Добавить новый комментарий