Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

01.12.2016

Плата за въезд в города: метод борьбы с пробками или способ пополнения бюджета?

Профильный комитет  Госдумы рекомендовал парламенту принять в первом чтении законопроект, позволяющий регионам вводить платный въезд в города. При этом председатель комитета по транспорту Евгений Москвичев заявил,  что в  этом году документ рассматриваться не будет. «РК» рассмотрел  доводы за и против данной инициативы.

Спорный законопроект

Проект закона «Об организации дорожного движения» в конце ноября был рассмотрен комитетом Госдумы по транспорту и рекомендован к принятию в первом чтении. Председатель профильного комитета Евгений Москвичев сказал «Интерфаксу», что в  этом году документ рассматриваться не будет.  Напомним, законопроект был разработан министерством транспорта и внесен в Госдуму еще в апреле 2016 года. Предполагалось, что парламент рассмотрит его еще в июне, но потом  решено было перенести этот вопрос на осень.

Как поясняет ТАСС, документ регулирует сразу несколько аспектов, касающихся дорожного движения. Он распределяет полномочия между федеральными, региональными и муниципальными властями. Кроме того, законопроект вводит понятие «владелец автомобильной дороги» и обязывает их принимать меры по обеспечению эффективного дорожного движения, строить объекты по распределению грузов и развивать общественный транспорт. 

Норма, которая вызывает больше всего споров, звучит так: «Временное ограничение движения транспортных средств может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам». Решение может принять глава субъекта Федерации или органы местного самоуправления.

В случае принятия закона и если власти региона или города все же решат ввести эту плату, ограничение будет зависеть от типа транспортного средства (грузовик или легковой автомобиль, например), принадлежности (частная машина или записана на юридическое лицо), экологического класса, количества пассажиров и даже от дня недели или времени суток.

Позиция власти 

Замминистра транспорта РФ Николай Асаул на конгрессе Road Traffic Russia отметил, что речь идет  лишь о возможности применения такого инструмента, как платный въезд. «Это не значит, что все города на следующий день после вступления закона будут вводить платный въезд, — цитирует Асаула «Коммерсант». - Это должно делаться при наличии соответствующих расчетов». 

Издание напоминает, что   с идеей о введении платного въезда в центр Москвы в 2014 году выступили столичные чиновники, но в итоге от нее отказались, поскольку для этого нужен был специальный федеральный закон, который впоследствии и был разработан Минтрансом.
Между тем летом этого года мэр Сергей Собянин заявил, что в Москве не планируется вводить платный въезд в центр города.

Не намерены брать плату за въезд в города и в Подмосковье, заверил журналистов министр транспорта Московской области Михаил Олейник. "Мы понимаем, что для того, чтобы прибегать к подобным мерам, необходимо, в первую очередь, решить вопрос с развитием пассажирских перевозок и парковочного пространства", - приводит РИАМО слова  министра.

Олейник добавил, что если власти вводят платный въезд в города и таким образом ограничивают число въезжающих автомобилей, то жители в таком случае должны пользоваться либо пассажирским транспортом, либо иметь комфортные места, где они могут оставить свой транспорт и добраться до места назначения.

«Поэтому у нас в приоритетах стоит, в первую очередь, развитие пассажирского транспорта и парковочного пространства», - подчеркнул Олейник.

За и против

Споры вокруг законопроекта Минтранса не утихают. Председатель Федерации автомобилистов России  Сергей Канаев убежден, что  плата за въезд в города не решит проблему высокой загруженности автодорог.  По его мнению, необходим другой подход:  «в течение минимум пяти лет нужно создавать   перехватывающие парковки, строить развязки». «Нужно дать людям альтернативу: в работе, чтобы они не ехали в центр Москвы, то есть выносить офисы из Москвы; нужно дать людям возможность, если они приезжают на работу, чтобы у них были нормальные пересадочные узлы, нормальный общественный транспорт, чего на сегодняшний день нет, несмотря на все показушные репортажи. Те, кто ездил на электричках, отлично знают, в каком они состоянии, и сколько там людей. У нас только что как в Японии не запихивают специальные люди в вагон, а так все то же самое. То есть в таком режиме и властям Москвы, и властям других регионов вряд ли удастся решить проблему пробок», - полагает Канаев.

Другой способ борьбы с заторами на дорогах предлагает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, который также выступает против законопроекта. По его мнению, нужно «перенести всю власть из центра города», поскольку «практически в любом городе власть сидит в центре, занимая огромные площади, парковки». Как предполагает Травин, к вопросу о введении платного въезда в города вернулись именно сейчас, «потому что дырявый бюджет, и копеечку нужно ковать из чего угодно, даже из въезда в город». «Вместо того, чтобы потрясти олигархов и прочих мздоимцев, трясут обыкновенных водителей, которые, не так-то богаты. К чему это приведет? С одной стороны, к пополнению бюджета. А с другой стороны, это может привести к тому, что местная власть не будет избрана на очередных выборах, это в лучшем случае. В худшем случае могут найтись какие-нибудь активисты, которые могут, например,  перекрыть дорогу перед платным въездом в город», - сказал Травин в разговоре с корреспондентом «РК». 

А вот главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной ранее говорил «РК», что законопроект Минтранса, позволяющий регионам вводить платный въезд в города,  «в определенном смысле необходим и целесообразен».  «Особенно в небольших по сравнению с Москвой поселениях такая мера может быть даже необходима. Так, в Черноморье уже эта практика ограничения на въезд применяется несколько месяцев в период горячего туристического сезона.  Я допускаю, что для многих туристических городов вот такие ограничения, которые могут образовывать новые пешеходные зоны, тоже весьма своевременны», -  отмечал Загребной.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства  Михаил Блинкин подчеркивал, что платный въезд в центр города – « вопрос очень серьезного проектного расчета». «Есть разные задачи. Допустим, в Нидерландских городах нигде нет платного въезда, зато есть очень дорогая парковка. Они задачу решают. Человек,  приезжающий в центр, чаще всего оставляет машину на целый день. Чтобы он этого не делал, вводят дорогую парковку со второго  или третьего часа. Если он ненадолго приехал – на здоровье, если надолго – это дорого обойдется.  Если решается задача, чтобы центр не использовали в качестве транзитной зоны, вводится платный  въезд. С точки зрения автомобилиста, что платная парковка, что платный въезд – примерно одно и то же. А какой из инструментов применять – это предмет очень серьезного анализа и расчета», - констатировал эксперт.

Какие еще «сюрпризы» ждут автомобилистов

Напомним, что в этом году появлялись и другие неоднозначные инициативы. Как писал в июле «РК», депутаты Законодательного собрания Краснодарского края внесли в Госдуму законопроект, предполагающий запуск аналога системы «Платон» в регионах. Авторы документа утверждали, что после запуска «Платона» грузоперевозчики в целях экономии стали пользоваться бесплатной региональной и межмуниципальной сетью. В их пояснительной записке говорилось, что «это привело к интенсивному разрушению дорог в регионах, что требует значительного дополнительного финансирования из региональных бюджетов». Взимать плату за проезд по местной дорожной сети кубанские депутаты предлагали также как и в системе «Платон» – с владельцев большегрузных автомобилей массой более 12 тонн. Предполагалось, что и тарифы должны быть соответствующие. 

Предложения о введении «Платона» на региональных дорогах звучали в Калужской, Ленинградской, Орловской  областях, в Пермском крае.

Между тем,  как сообщает «Коммерсант», действие системы  «Платон», запуск которой в прошлом году сопровождался многочисленными акциями протеста дальнобойщиков, может быть распространено на автомобили массой от 3,5 тонн. Минтранс изучает возможность и целесообразность взимания платы с мало- и среднетоннажных грузовиков. Речь идет, например, о среднетоннажных грузовиках на базе ГАЗели или некоторых моделях КАМАЗа. Соответствующее исследование ведомство заказало в Высшей школе экономики.

 


Добавить новый комментарий