Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

17.01.2017

Основы региональной политики: новый формат развития субъектов

Субъекты смогут объединяться в макрорегионы, а их границы могут быть пересмотрены. Такая возможность предусмотрена указом «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года», подписанным президентом 16 января. Как теперь будут развивать территории страны -  в обзоре «РК».

Какова стратегия?

Вчера на официальном сайте президента появился указ - «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года». Таким образом документ, подписанный Борисом Ельциным еще в середине 90-х, прекратил свое действие.

Концепция определяет принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации госполитики в сфере регионального развития. Результатами реализации обновлённой региональной политики должны стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан в различных регионах, сокращение различий между городским и сельским населением, совершенствование уровня инфраструктурной обеспеченности, создание крупных городских агломераций и ряд других, отмечает «Парламентская газета».

Также в документе дается определение понятию «макрорегион». Им признается часть территории РФ, в пределах которой социально-экономические условия «требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования». Такая территория может включать в себя два и более субъектов РФ. Для развития макрорегионов на период до 2025 года должны быть утверждены программы территориального развития.

В рамках этой задачи макрорегион приравнивается к федеральному округу, однако в документе указано, что при необходимости нужно предусмотреть «возможность изменения границ федеральных округов». Кроме того, документ предполагает «совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции». Внутреннюю миграцию предлагается стимулировать, привлекая трудовые ресурсы под задачи конкретных регионов и муниципальных образований.  Также предлагается содействовать добровольному переселению соотечественников из-за рубежа и квалифицированных иностранных специалистов. Полпреды и региональные чиновники будут отчитываться о своих успехах в реализации документа перед Москвой ежегодно.

В 2007 году президент поручал правительству подготовить концепцию развития макрорегионов. Общее понятие макрорегиона закрепили в законодательстве, однако полностью данная стратегия поддержки субъектов не была реализована. В ноябре 2016 года сообщалось о том, что Минэкономразвития разрабатывает стратегию пространственного развития до 2030 года с предложением о делении страны на макрорегионы, пишут «Известия».

Недавний анонс

Любопытно, что на Гайдаровском форуме за пару дней до этого  замминистра экономического развития Александр Цыбульский  сказал о том, что в 2017 году власти будут создавать стратегию пространственного развития страны, частью которой станет расселение граждан вокруг крупных производственных центров.

«Это, по сути, создание нового экономического каркаса развития страны. Мы после развала Советского Союза потеряли тот каркас, который был налажен, — с точки зрения и инфраструктуры, и промышленных центров, и экономических связей между республиками. Сегодня перед нами стоит задача создать новый каркас. И с точки зрения расселения, и с точки зрения размещения производительных сил, и с точки зрения снятия инфраструктурных ограничений», - цитирует его «РК» со ссылкой на «Газету.ру».

 При этом на психологию российского человека в плане привязанности к родным местам власти тоже хотят  повлиять.

«Конечно, государство должно создать условия, с одной стороны, стимулирующие приток бизнеса в те или иные регионы. Может быть, нужен какой-то аккуратный подход к отраслевым специализациям регионов и этих центров. Создание условий для возможности комфортного переезда населения. Это большая работа по изменению менталитета человека», - пояснял он.

Основная задача региональной политики сегодня в том, чтобы дать возможность регионам самостоятельно развиваться и наращивать свои налоговые и неналоговые доходы, н замминистра. Возможно, это ключевое положение, ведь сегодня регионы и центр перешли в открытую борьбу за бюджетные средства – главы Калужской области, Республик Татарстан и Чечня, Еврейского автономного округа публично выступали за сохранение денег в их регионах. При том, что первые два являются богатыми регионами-донорами, а последняя парочка – дотационные. Тем не менее правительство уже несколько раз заявляло, что не хочет отходить от своей политики распределения налогов между регионами и центром.

Чего ждать губернаторам?

Политолог Сергей Евтушенко отметил, что главы субъектов-доноров могут обрадоваться новой стратегии. По его мнению, в словах замминистра есть намек на то, что богатые территории смогут сохранять у себя деньги для собственного развития.  Однако бедным регионам тоже есть на что рассчитывать.

«От истории с разработкой основ региональной политики региональные элиты ждут, прежде всего, определённости в межбюджетных отношениях – о чём, собственно, представители субъектов прямо и заявили на Гайдаровском форуме. Во-первых, это гарантия финансового обеспечения всех полномочий регионального уровня от федерального центра, причём полномочий, переданных Центром субъектам. Во-вторых, это установление долгосрочных и неизменных, причём преференциальных по отношению к регионам правил бюджетного обеспечения: «богатые» регионы хотят гарантировать на длительную перспективу сохранение для регионального бюджета большей части получаемых доходов, «бедные» регионы хотят гарантировать на длительную перспективу сохранение стабильно высокого уровня дотаций», - говорит он.

Субъекты хотят, чтобы их отношения с центром не подвергались постоянному пересмотру. Однако ситуация в экономике слишком динамична, чтобы отказаться от регулярных корректировок, полагает эксперт.

Политолог Дмитрий Солонников считает, что принятие указа было весьма поспешным – действительно, 14 января Цыбульский говорит о надежде на скорое подписание, а 16 января – это уж слишком скоро – на сайте президента публикуется документ. Кроме того, Солонников думает, что деньги у богатых субъектов продолжат изымать.

«Во-первых, сам формат документа – Указ президента. Это не федеральный закон, это не коллективная зона ответственности правительства и депутатов, это решение одного человека, пусть и наделенного сейчас максимальным властным авторитетом. Как тут не вспомнить фразу Бориса Ельцина "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить". Основная проблема в том, что и тогда, и сейчас расширение суверенитета рассматривается, прежде всего, как фискальная мера. Ставится вопрос денег, которых в условиях проводимой экономическими властями страны политики, не хватает на всех. Поэтому больше полномочий регионам – это, прежде всего, больше ответственности за финансирование процессов в этих регионах: и социальных, и экономических. Денег из региональных бюджетов, там где они есть, предполагается изъять больше, а в те регионы, куда идут основные дотации – дать меньше», - пояснил он.

 Также Солонников ожидает, что ответственность за проблемы в конечном счете ляжет на регионы, а центр заявит, что все они разные и что он не может скорректировать ситуацию везде.

Заместитель директора НИРСИ (Национального института развития современной идеологии) Глеб Кузнецов  обозначил принципы унитарного государства. Он также считает, что основы, существовавшие до этого, не нужно менять радикально.

«Страна развивалась как унитарное государство. В каждом казанском предприятии или ямальском месторождении есть доля Костромы или Владимира - люди, ресурсы, воля. А в каждом будущем предприятии или месторождении Дальнего Востока - там находится 60% ресурсов страны - есть доля и Владимира, и Казани. В нынешних эскападах отдельных региональных лидерах я вижу только желание создать площадку для удобного для них диалога с новым руководством политического блока Кремля, попытаться захватить важные политические плацдармы, но не более того», - объснил эксперт.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru