Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

07.11.2016

Общество зовут на помощь: полиции в регионах помогут граждане

Власти в регионах все чаще пытаются привлекать  общественность к работе по обеспечению правопорядка. Свежий пример подобной инициативы  из Ульяновской области. Там по распоряжению губернатора Сергея Морозова в сельских населенных пунктах вводится должность общественного уполномоченного по вопросам правопорядка. По сути это будут помощники участковых, которых  в селах не хватает. Эксперты подчеркивают, что участие  граждан в обеспечение безопасности своих городов и районов – это нормальная международная практика, и представители общественности при этом не подменяют, а дополняют работу правоохранительных органов. Подробности – в обзоре «РК».

Помощники сельским участковым

По распоряжению ульяновского губернатора Сергей Морозова создается институт общественных уполномоченных по вопросам правопорядка. Соответствующее постановление правительства уже подписано, сообщает «Коммерсант».

Должность уполномоченного вводится «в отдельных сельских населенных пунктах» региона «для оказания содействия полиции в поддержании правопорядка и профилактике правонарушений». Назначать уполномоченных будут распоряжением областного правительства по предложению органов МСУ. Быть ими могут только члены добровольных народных дружин (ДНД), избранные собраниями граждан соответствующего поселения.

В обязанности общественных уполномоченных будет входить содействие участковым полицейским в профилактике правонарушений, поддержании общественного порядка и предотвращении преступлений. Они должны не только проводить личные приемы граждан, но и «требовать от них и должностных лиц прекращения противоправных деяний», «выявлять и сообщать в органы внутренних дел сведения о лицах, ведущих антиобщественный образ жизни», вести воспитательную работу с нарушителями, «постоянно изучать обстановку» и «личным примером пропагандировать здоровый и высоконравственный образ жизни».

 Начальник управления по вопросам общественной безопасности администрации губернатора Александр Мурашов пояснил изданию, что необходимость в подобных уполномоченных появилась после сокращений, прошедших в полиции в 2011 году. «В итоге сегодня в сельских районах за одним участковым закреплено по несколько населенных пунктов, в отдельных районах даже свыше десятка. Вести нормальную профилактическую работу в таких условиях невозможно»,—  констатировал Мурашов.

Важно отметить, что работа общественных помощников участковых будет оплачиваться. Как объяснил Мурашов, уполномоченные будут избираться из состава членов ДНД, а это значит, что на них распространяются все соответствующие гарантии, данные региональным законом (от 2014 года) и постановлением областного правительства. А это — оплата работы: за каждые 4 часа дежурства — выплата 600 руб. плюс еще 3 тыс. руб. в год на оздоровление, «а в случае причинения увечий или смерти значительные выплаты — до 500 тыс. рублей».

Примеры других регионов

Пример из Ульяновской области -  не первый опыт привлечения общественности к работе по обеспечению правопорядка. Так,  РБК приводит данные отчета Центра стратегических разработок, эксперты которого проанализировали опыт 22 регионов.

В исследовании представлены несколько значимых примеров вневедомственной охраны порядка, действующей по инициативе властей. Во-первых, это «Муниципальная стража» в Белгороде. Большая часть сотрудников компании, функционирующей с 1999 года, работает в должности инспектора по охране общественного порядка. 

Основные задачи — самостоятельное и совместное с ППС патрулирование, охрана массовых мероприятий, административное преследование за нарушения экологических правил, работа с участковыми и инспекторами по делам несовершеннолетних. «Стража» активно работает со студенчеством и казаками, тем более среди самих сотрудников немало казаков — они осуществляют конное патрулирование в парке и на публичных мероприятиях.

Второй пример: Центр общественной безопасности в Уфе, запустившийся с 2012 года. Он занят профилактикой правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних. У центра есть собственный оперативный отдел из пяти человек, которые заняты мониторингом политического недовольства горожан и общественно-политической повестки уличных акций. У центра есть и управление, ответственное за видеонаблюдение.

В отчете также выделен  опыт Татарстана как одного из немногих регионов страны, где власти активно участвуют в поддержке инициативы республиканского МВД по привлечению к общественной охране полицейских отставников.

«В регионе в 2015 году была запущена беспрецедентная инициатива президента Татарстана Рустама Минниханова по организации отделов по охране общественной безопасности в каждом муниципалитете республики за счет республиканского бюджета», — цитирует издание слова автора исследования, эксперта ЦСР и научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Екатерины Ходжаевой.

В остальных 19 подобных инициативах по охране порядка, изученных экспертом, региональные власти активно не участвуют.

Не подмена, а дополнение

Безусловно, самые распространенные формы участия общественности в охране правопорядка – народные и казачьи дружины. Так в Краснодарском крае еще в 2012 году было объявлено  о создании казачьих патрулей, призванных осуществлять охрану порядка за счет средств края. В прошлом году, как сообщал «РК», власти сразу нескольких российских регионов объявили о формировании народных дружин.  Об этом заявили  в Ингушетии, Ростовской области, Тюмени, Воронеже, Ижевске и Хабаровске.

Эксперты подчеркивают: данная тенденция отнюдь не является свидетельством кризиса правоохранительной системы. Заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД России  Антон Цветков отметил, что  вовлеченность граждан в обеспечение безопасности своих городов и районов – это нормальная международная практика.

«Причем не только по линии безопасности, но и по линии пожаротушения, по ряду других вопросов, и самое главное – по линии профилактики правонарушений. Я считаю, что это правильно. Это не говорит о том, что полиция не должна увеличить количество патрульно-постовой службы на улицах. Это, безусловно, очень важно. Но представители общественности при этом не подменяют полицию. Эффект присутствия решает очень серьезные задачи сточки зрения профилактики. Когда граждане видят, что их соседи, их земляки принимают участие в профилактике правонарушений, это ими очень хорошо воспринимается», - сказал Цветков в разговоре с корреспондентом «РК».

Директор Института политических исследований, член Общественной палаты Российской Федерации  Сергей Марков считает, что привлечение общественности к работе по осуществлению правопорядка – это «классическая тенденция»,  от которой у нас в стране в какой-то момент «отошли».  «Вообще говоря, общественные помощники правоохранительных органов в маленьких городах, поселках и деревнях – это норма человечества на протяжении многих  столетий, а также последних десятилетий во многих странах. Эта норма позволяет гражданам более активно и самостоятельно влиять на осуществление правопорядка. Одновременно она дает возможность гражданам реализовать свой гражданский долг, гражданский потенциал, и свое понимание того, что такое порядок. Одновременно она снижает коррупцию и бюджетный дефицит. Это абсолютная норма. Это не поиск чего-то нового и необычного. Это свидетельство того, что Россия возвращается к норме», - рассуждает Марков.

По его мнению, труд общественных помощников полиции может оплачиваться, но вознаграждение должно быть незначительным, чтобы «гражданская мотивация была более важным фактором, нежели мотивация финансовая».

 


Добавить новый комментарий