Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

27.01.2016

Общественники ждут перемен: региональные ОП получат свой закон

Уже не первый год общественники и члены Совета Федерации обговаривают законы, которые необходимо принять, чтобы урегулировать деятельность региональных общественных палат. Сейчас на обсуждение выносился модельный закон об общественных палатах, его разработчики из ОП РФ говорили о том, что соответствующий документ каждый субъект мог бы принять самостоятельно. Теперь же сенаторы, которые работали над нормой вместе с членами федеральной палаты, решили начать с федерального законодательства – документ обещают скоро внести в Госдуму.

О том, найдут ли политики выход и смогут ли эффективно урегулировать деятельность палат, «РК» рассказали эксперты.

Что предлагают

Согласно тексту разработанного Совфедом и ОП РФ законопроекта, который в среду внесут в Госдуму, финансирование палат при этом должно стать обязанностью региональных властей.

В самой палате должно быть не менее 21 члена и не более 102 человек. Треть палаты утверждает губернатор по предложению зарегистрированных в регионе подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений. Еще треть утверждает заксобрание по представлению региональных общественных объединений и НКО. Вместе уже утвержденные члены региональной палаты определяют состав последней трети — из числа выдвиженцев местных общественных объединений. Срок полномочий палаты составляет три года.

Члены палаты имеют право проводить экспертизу проектов законов региона, которая будет подлежать обязательному рассмотрению органами власти и местного самоуправления. Кроме того, члены палаты будут направлять запросы в органы власти на территории региона и государственные и муниципальные организации, а ответить им должны будут в течение 30 дней.

Кроме того, документ обязывает членов палаты разработать для себя кодекс этики, а выполнение его требований — обязательно для всех членов палаты, пишет РБК.

Повод к действию

До сих пор свой закон был только у федеральной Общественной палаты, а региональные палаты формировались по желанию региональных властей, рассказывает Бречалов.

«Практически повсеместно в палаты входят записные, лояльные властям общественники. В результате мы не видим, чтобы они вмешивались или пытались урегулировать конфликтные ситуации. Зачем они тогда нужны?» — рассуждает Бречалов.

Он также отметил, что в одни регионах количество членов палат составляет менее 15, а в других наоборот – более 100.

«А в Петербурге решили вообще не сочинять и переименовали совет при губернаторе в Общественную палату», — добавил он.

Кроме того, не все регионы готовы финансировать деятельность палат – теперь же деваться им будет некуда.

С чего все началось

В ноябре 2014 г. Общественная палата РФ вынесла на публичное обсуждение модельный законопроект о деятельности региональных общественных палат. Проектом предлагается два варианта формирования местных ОП с участием властей регионов, при этом, в отличие от федеральной Общественной палаты, их предлагается наделить правом законодательной инициативы.

Тогда Бречалов утверждал, что у палат в регионах сегодня разный правовой статус, объем полномочий и прав, что создает неравные условия для их деятельности. Он отмечал, что «закон регламентирует базовые принципы» и «даст массу преимуществ, так как позволит учесть территориальные, национально-культурные и иные особенности субъектов РФ».

Позже, в июне 2015 г., Бречалов предложил в том же законе утвердить, что финансирование региональных ОП должно составлять 1% от расходов на содержание региональных парламентов. Однако Совет законодателей РФ, состоящий из представителей Госдумы и Совфеда, идею не поддержал.

В свою очередь, один из разработчиков модельного регионального законопроекта, член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин заявил «РК», что в целом Совет законодателей поддержал указанный документ. Предполагалось, что модельный закон будет рекомендован всем регионам для принятия с учетом территориальной специфики, а на федеральном уровне регулировать ничего не будут.

«Важно, что это будет проходить отдельной строкой в бюджете, чтобы не нужды каждый раз выпрашивать деньги у глав субъектов. Потому что сегодня палаты в основном финансируются благодаря администрациям глав субъектов. Речи о том, чтобы платить членам общественных палат зарплату, не идет. Это исключено абсолютно. Деньги нужны на то, чтобы ездить в другие регионы и муниципальные образования. Все палаты сейчас криком кричат о том, что им необходимо такое финансирование. В проекте была норма о том, что это будет осуществляться в виде процента от средств, выделяемых на региональные парламенты, но эту норму не поддержал Совет законодателей. Дальше этот вопрос будет решаться», - утверждал Дискин.

Как в то же время говорил Бречалов, с Минюстом РФ согласовывался итоговый вариант, согласно которому 30% членов палаты будет определять губернатор из числа общероссийских и межрегиональных общественных организаций, еще 30% - заксобрания из числа региональных общественных организаций. В результате 60% новых членов палаты выберут оставшихся 40% из числа муниципальных НКО и отдельных гражданских активистов. То есть все примерно так же, как предлагается в новом, но уже федеральном законопроекте.

Еще в конце 2014 г. эксперты, опрошенные «РК», критиковали модельный законопроект. Так член Общественной палаты Вологодской области Сергей Беляков утверждал, что давать право законодательной инициативы палатам ни к чему: для этого уже есть депутаты.

«Общественные палаты рассматривают обширный спектр проблем. К тому же, становится не очень понятно, кого будет представлять ОП с точки зрения законодательной инициативы. На мой взгляд, это может привести к значительным перекосам. Основная функция ОП, как мне видится, заключается, прежде всего, в предоставлении площадки для свободного высказывания мнений по различным аспектам нашей жизни. Не надо переделывать Общественную палату в структуру с непонятным функционалом», - говорил эксперт.

А главный редактор газеты "КурьерЪ. Псков-Великие Луки" Олег Константинов в беседе с «РК» заявил, что модельный документ со всеми его положениями не поможет палатам усилить свою роль в общественно-политических процессах.

«Это игра в демократию, не более того. При любом раскладе члены любой региональной общественной палаты остаются статистами, которые будут говорить то, что скажет региональная власть. Надо также признать, что они, к большому сожалению, очень далеки от настроений в обществе. Значимости этого органа я не видел и не вижу, особенно сейчас, когда мы вступаем в новую волну кризиса, а в областях начинается повальное сокращение волостей и районов», - говорил он.

Как менялись Общественные палаты

В то время, как одни политические умы страны заняты разработкой единого подхода к региональным палатам, другие реформируют данный институт на свое усмотрение. К примеру, Мосгордума уже в первом чтении одобрила законопроект, который позволит муниципальным депутатам входит в состав Общественной палаты Москвы – на данный момент такая возможность ограничена.

«Мы считаем целесообразным дать возможность депутатам муниципальных образований входить в состав Общественной палаты Москвы. Я прошу вас поддержать представленный проект закона в первом чтении и в связи с тем, что на законопроект поступило заключение прокуратуры Москвы с замечаниями, я предлагаю взять время на поправки для доработки проекта»,- сказал в ходе заседания столичного парламента председатель совета муниципальных образований Москвы Владимир Дудочкин.

Согласно тексту пояснительной записки к документу, в целях повышения представительства в ОП лиц, представляющих интересы жителей Москвы, законопроектом предлагается установить, что запрет быть членами палаты не распространяется на депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований.

Кроме того, законопроектом устанавливается, что в случае регистрации члена ОП в качестве кандидата на должность муниципального депутата его полномочия как члена ОП не приостанавливаются, передает Агентство городских новостей «Москва».

Федеральный парламент тоже не остается в стороне. Во вторник в комитете Госдумы по религиозным и общественным организациям обсудили законопроект, вводящий серьезные ограничения на деятельность и формирование общественных наблюдательных комиссий (ОНК), которые следят за соблюдением законодательства в тюрьмах и принимают обращения заключенных. Если новый законопроект об ОНК будет принят, он установит обязательное согласование членов комиссий при их формировании с региональными общественными палатами пишет Газета.ру.

А ульяновский губернатор Сергей Морозов и вовсе запустил доселе невиданный процесс. Так как после выборов в гордуму Ульяновска осталось очень много активных, но неустроенных участников праймериз «Единой России», он предложил создать в городе окружные и районные «общественные палаты представителей народа». Соответствующее положение разработали администрация губернатора и гордума.

в Ульяновске будет создано 30 окружных палат представителей народа — по палате на каждый избирательный округ по выборам в гордуму. В каждой такой палате может быть от 10 до 30 представителей народа. В свою очередь каждая окружная палата делегирует по два своих представителя в районные палаты (их будет четыре — по количеству районов города), а те — по два представителя в Совет представителей народа Ульяновска.

Принцип отбора в окружные палаты простой: достаточно написать заявление в произвольной форме о желании быть «представителем народа» и как можно быстрее подать его после того как будет объявлено о наборе. Если в окружную палату наберется более 30 желающих, то членами ее становятся первые тридцать человек, подавшие заявления раньше остальных.

Однако стать членом окружной палаты могут только те, кто участвовал в праймериз политических партий по выборам в гордуму (в первоначальном варианте — праймериз «Единой России», впрочем, все равно только у нее праймериз и были), депутаты гордумы по соответствующим округам, а также представители ТОСов, ТСЖ, ЖСК и члены общественных объединений.

Оппозиционные политики в регионе уже заявили, что данные органы будут формироваться в основном из единороссов, даже если их противники и будут претендовать на места. Случайных людей в таких общественных палатах не будет, поэтому они станут дополнительным институтом власти для борьбы за голоса на предстоящих выборах, говорят оппозиционеры в интервью «Коммерсанту».





 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru