Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

31.10.2016

Обновление городов: планы и результаты

Сразу несколько региональных столиц могут изменить свой облик в ближайшие годы.  В ряде городов планируют перестроить исторические центры и провести реконструкцию инфраструктурных объектов – дорог и инженерных сетей. Где-то это связано с подготовкой к приему гостей на Чемпионат мира-2018, где-то – с назревшими проблемами в сфере благоустройства. «РК» решил проанализировать ход работ в областных и краевых столицах и понять, что же нового увидят жители через несколько лет.

Города для туристов

На одном из заседаний облправительства губернатор Саратовской области Валерий Радаев сообщил, что  "серьезные изменения ожидают транспортную инфраструктуру в центре Саратова". По его словам, городской власти и министерству транспорта предстоит определить направления развития трамвайных путей: демонтировать их либо восстанавливать с выносом на бетонную подушку, пишет «СарБК».

Кроме того, к работам по благоустройству города в целом подключат знаменитое московское КБ «Стрелка», которое уже активно занимается данной сферой в столице, пишет «Четвертая власть». «КБ Стрелка» будет разрабатывать программу комплексного развития территории города. Основой проекта станет концепция развития городских общественных пространств, которая была разработана этим конструкторским бюро как раз по инициативе Володина. Также Комсомольский поселок Саратова обещают сделать образцовым за год. Глава администрации города Валерий Сараев рассказал, что в настоящее время разработана и уже проведена паспортизация дворов. По словам сити-менеджера, планируется благоустроить все 34 двора поселка, организовать уличное освещение частного сектора, построить футбольные и волейбольные площадки с всепогодным покрытием. Кроме того, Сараев сообщил, что в течение 2017 года будет решена проблема с отсутствием водоснабжения в 150 домах поселка. Для этого будет построено два километра водопровода и канализационные коллекторы, сообщает FreeNews-Volga. А на строительство новой лодочной базы в поселке Юриш вообще выделят около 100 млн руб.

Любопытный проект будет реализован в Самаре. Историческую часть города заново застроят в его историческом стиле. Исполнительный директор Самарского областного фонда жилья и ипотеки (СОФЖИ) Реналь Мязитов отметил, что работы по реконструкции охватят пять кварталов.

«Основа проекта – пять кварталов в границах улиц Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Садовой, Льва Толстого и Молодогвардейской. Разработан проект планировки и межевания территории. Первый квартал поделили на инвестиционные лоты. Планируется, что эта часть города будет застроена в стиле «исторической Самары». В 2016 году будут готовы первые проекты по строительству объектов. Проект хоть и инвестиционный, но не совсем коммерческий. Эта небольшая, но объективно лучшая часть города определит облик всей Самары в будущем», - сказал он.

Проектом обновления исторического центра Самары «5 кварталов» занимаются уже 2 года. Инициаторы идеи и разработчики - региональное министерство строительства и СОФЖИ. Территория, охваченная проектом, уже несколько десятилетий пребывает в плачевном состоянии. В историческом центре некомфортно и небезопасно гулять с детьми, проводить там досуг, заявляют в минстрое. Сегодня этот квадрат заставлен мелкими торговыми точками и домами, подавляющее большинство которых элементарно не обеспечены канализационной системой. Теперь же в этом месте создадут концептуально новую - живую городскую среду. Вместо аварийных и ветхих домов в границах вышеупомянутых улиц - а это 27 гектаров земли в центре города - построят свыше 150 тыс. кв. м. нового жилья.  В то же время в границах «5 кварталов» сегодня располагается 39 памятников архитектуры регионального и федерального значения. Все эти достопримечательности планируют отреставрировать, отмечает Samru.

Провинциальному городу - столичный облик

Надежда на частичное обновление есть и столицы Республики Крым – Симферополя. МИА «Россия Сегодня» информирует о комплексном подходе к реконструкция улиц Карла Маркса и Александра Пушкина.

«Это не просто замена плитки и бетонирование. Мы меняем полностью облик города. Мы убираем все сети, которые наверху: например, "Крымэнерго" убирает свои сети вниз, водоканал меняет все сети, которые были там, мы их выкапываем и заменяем новыми, мы полностью меняем (где есть, добавляем новые, современные) ливневые канализации», — рассказал Председатель комитета Государственного совета Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Игорь Лукашев. 

По его словам, также в рамках реконструкции на улицах положат новую плитку и установят новые фонари. «Попутно архитектура (управление архитектуры и градостроительства администрации Симферополя — ред.), весь рекламный отдел (управление наружной рекламы и информации администрации Симферополя — ред.) занимаются тем, чтобы поснимали всю рекламу, которая несанкционированно висит», — добавил Лукашев.

В свою очередь глава администрации крымской столицы Геннадий Бахарев сообщил, что стоимость реконструкции составляет 180 млн рублей. При этом город выделит 130 млн рублей. Остальные 50 млн рублей будут направлены из республиканского бюджета.  Работы уже начались. По словам главного архитектора города Эрнста Мавлютова, улицы будут приведены в порядок до перекрестков с проспектом Кирова, улицей Гоголя, Александра Невского и Серова. Также планируется усовершенствовать ряд туристических объектов города.

Обновиться может и центр Тулы. Специалисты по городскому развитию считают, что всех спасёт новый генеральный план развития Тулы. Сергей Гончаров, начальник архитектурно-строительного надзора Тульской области, убеждён: нынешний, принятый в 2007 году, - морально устарел. Новый - учтёт выросшие потребности города и горожан. 

Так, урбанисты предлагают на месте бывших казарм, между улицами Советской и Союзной создать культурный кластер, где расположились бы образовательный центр, хостел, заведения общепита, и пространства с разнообразным функционалом.

Региональные власти продолжают искать финансирование подпрограммы «Краснодару — столичный облик». В планах озеленение Краснодара, реконструкция «Всесвятского» кладбища, здания кинотеатра «Аврора», фонтана в сквере «Фестивальный», пишет РБК

Изменение облика городов это, конечно, дорого и сложно, но это процесс новой идентичности или возвращение к старым идентичностям, считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

- Скорее всего, сейчас речь идет о поиске новой идентичности, поскольку в лучшем случае можно восстановить фасады и другие признаки старины, но надо понимать, что современный город все равно устроен по-другому, - пояснил он. - Конечно, нужно сделать города более комфортными для местных жителей и привлекательными для туристов. Например, как бы мы не относились к проекту в Москве, который находится на высокой степени готовности, но среда стала более гуманна и комфортна. Скажем, Мясницкая была очень неудобна для студентов, которые здесь учатся, а сейчас сделали очень удобно – широкие тротуары, нормальная среда

Слушать ли Москву?

Наш портал также сообщал, что города, которые примут ЧМ-2018, будут реализовывать проекты по благоустройству авторства КБ «Стрелка» (оно отвечает за проекты в столице). Эксперты неоднозначно встретили такую инициативу.

Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов считает, что политикам в регионах понравилось то, что делается в Москве. 

«Я так понимаю, что будут выделены средства (о том, в каком объеме - я не буду комментировать, пусть судят те, кто любит считать деньги в чужих карманах) на то, чтобы предъявить такие стандарты благоустройства, универсальные варианты для регионов. И муниципалитетов в том числе. Само по себе это решение интересно тем, что решает довольно значимую проблему - нехватку региональных ресурсов и нежелание регионального начальства тратить их на разработку прежде всего интеллектуального продукта. Найти деньги на плитку всегда можно - а вот на архитекторов - это проблема. Региональное начальство как правило не считает такие расходы чем-то оправданным, по версии регионального начальства, да и в целом публики, ум - вещь бесплатная. И интеллектуальный продукт не стоит ничего», - поясняет исследователь.

Директор экспертной группы "Крымский проект", директор исследовательского центра "Промышленность и общество" Игорь Рябов полагает, что Москва превратилась в бизнес-проект, и многое делается без учета интересов жителей.

«Перед авторами идей урбанизации всегда стоит глобальная задача - мультиплицировать модели застройки и благоустройства на всю страну. Причём речь идёт не о типовых решениях городской архитектуры, а о внедрении определенного однообразия. Плоды урбанизации можно видеть в США, где все города похожи друг на друга, особенно их деловые центры, даун-тауны. Это главный порок цивилизации - расплодить себе подобную инфраструктуру везде где можно.  Одновременно это большой бизнес проект с четкой "экономической целесообразностью". Заметьте, в этом проекте нет место архитекторам-управленцам, только девелопмент. Это губительный путь. Дорога в единообразие», - говорит эксперт.

Тем временем президент Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов полагает, что опыт «Стрелки»  в Москве является успешным и что она действительно стала похожа на красивый европейский город. Правда, есть пара «но».

«Вообще я скептически отношусь к централизованной разработке из Москвы каких-то типовых положений для такого количества совершенно разных городов. Считаю, что в первую очередь этим должны заниматься специалисты на местах, которые живут в своих городах и будут стараться сделать всё, чтобы «не наломать дров». Единые же стандарты, разработанные на федеральном уровне, могут стереть индивидуальные особенности городов, сделать их безликими. Лично мне далеко не все московские преобразования в сфере благоустройства нравятся с эстетической точки зрения. Например, как выглядят сейчас Тверская улица или Большая Дмитровка. Это как дарить искусственные цветы на день рождения. Вроде бы смотрится ярко, но ужасно пошло. И ещё одна проблема, к сожалению, привычная для нашей страны, - никто не спрашивает у общественности, у самих жителей, какими они хотели бы видеть свои города», - отметил Иванов.

 

 


Добавить новый комментарий