Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

28.11.2016

Новый избирательный кодекс: какую революцию готовит ЦИК

Председатель ЦИКа Элла Памфилова в ходе последней федеральной избирательной кампании много говорила о том, что необходимо будет обсудить накопившиеся проблемы и что-то изменить в действующем законодательстве. Выборы в Госдуму прошли и пора настала. О том, что как будет готовиться избирательный кодекс и какие проблемы видит глава Центризбиркома, расскажет «РК».

Единый документ

Направления реформы электорального законодательства обсудили на научно-практической конференции «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития» 24 ноября в ЦИК, а на следующей день -  в Общественной палаты РФ. Итоговые предложения глава ЦИК Элла Памфилова в декабре представит президенту Владимиру Путину.

Сейчас в России действует сразу несколько электоральных законов — рамочный «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», о выборах депутатов и отдельно — о президентских. При этом у каждого региона есть свой закон о выборах законодательного органа и губернатора. Глава ЦИК предлагает собрать все в единый документ и усовершенствовать законодательство в целом.

Свои идеи «Известиям» уже озвучили парламентские и непарламентские партии.  В ЛДПР заявили, что будут выступать за жесткую пропорциональную избирательную систему (без одномандатников) и ограничение результатов партии на выборах «потолком» в 40%, чтобы никто не мог претендовать на «монополию». Также в ЛДПР требуют повсеместного использования КОИБов и запретить ночной подсчет голосов. Право на выдвижение кандидата в президенты, по мнению либерал-демократов, нужно оставить только парламентским партиям. В «Справедливой России» намерены побороться за перенос даты голосования, изменение порядка формирования избирательных комиссий, а также обсудить трансформацию модели выборов в одномандатных округах («эсеры» уже внесли в Госдуму соответствующий законопроект). Главной целью изменений должно быть изменение доверия к процедуре выборов, говорят во фракции.

 «Гражданская платформа» предлагает отменить сбор подписей для регистрации на выборах, если партия представлена в Госдуме хотя бы одним одномандатником (сейчас льготы дает только прохождение по спискам). Кроме того, в ГП хотят обсудить финансовую господдержку партий и депутатов-одномандатников, представленных в Госдуме. «Патриоты России» также считают механизм сбора подписей устаревшим. Свою состоятельность партии могут подтвердить и другими способами, говорят патриоты. Кроме того, партия обеспокоена вопросом противодействия административному ресурсу, который может оказывать давление на избирателей.

Источник в Центризбиркоме сообщил «Известиям», что ведомство частично подготовило собственный пакет предложений по реформированию избирательного законодательства, в него будут включены и предложения, высказанные на конференции. Некоторые наблюдатели полагают, что кодекс может появиться уже к весне. 

О своих проблемах

При этом госпожа Памфилова на самой научно-практической конференции открыто высказалась о существующих проблемах, отметив, что 12-13 вопросов требуют решения в ближайшей перспективе. Прежде всего, по словам Памфиловой, ЦИК беспокоит большое количество жалоб избирателей на невозможность проголосовать по месту фактического пребывания. Действующее законодательство не учитывает объемы внутренней миграции. Получение открепительных удостоверений и порядок включения избирателей в списки по месту пребывания затруднены. Это, по мнению Памфиловой, сказалось и на явке на выборы в Госдуму.

Эллу Памфилову волнуют и «размытые формулировки» того, что «называется действиями, совершаемыми с использованием преимуществ должностного положения». Эта «неоднозначность привела к тому, что комиссии вольно или невольно нарушали принцип равенства» и не могли эффективно противодействовать «административному ресурсу», пишет со ссылкой на нее «Коммерсант».

Председатель ЦИК высказалась также за упрощение регистрации кандидатов, в частности процедуры сбора подписей. Излишне жесткие требования приводят к выбраковке даже подлинных автографов. Необходимых для регистрации документов слишком много, и они сложны: не всем партиям удалось их осилить, а среди одномандатников смогли зарегистрироваться только 19 из более чем 300 выдвинувшихся. Нужно что-то делать с открепительными удостоверениями, досрочным голосованием и голосованием на дому, сказала Памфилова, но при этом соблюсти право граждан на голосование.

Кроме того, надо уточнить понятие использования должностных полномочий – пока многие чиновники находят в законе лазейки. ЦИК также беспокоит отсутствие действующих механизмов наказания за фальсификацию результатов голосования, сложный регламент предвыборной агитации и повышенная нагрузка на членов избиркомов. Можно пойти на уменьшение числа приписанных к участкам избирателей с 3000 до 1000 или даже 500 человек. На местах также очень просят упростить объемы подсчетов, скорректировав форму итогового протокола. Плохи дела с обучением членов комиссий.

«90% жалоб – оттого, что мы их недоучили», – цитируют Памфилову «Ведомости».

Также глава Центризбиркома пожаловалась на дороговизну Комплексов обработки избирательных бюллетеней, передает ТАСС.

«Есть проблема с производителями... очень маленькая конкуренция, монополисты цены загоняют», - сказала она, комментируя выступление сопредседателя движения «Голос» Андрея Бузина, который утверждал, что КОИБ повышают доверие избирателей к выборам.

«Это более прогрессивный способ голосования. КОИБ не эталонны, но позволяют исключить явный вброс (бюллетеней) по "деревенской" технологии», - сказал Бузин, отметив, что КОИБ не исключают других способов фальсификации на выборах.

Помимо этого глава цИК считает, что вводить в избирательный бюллетень графу "против всех" не нужно. Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко отметил, что восстанавливать на выборах графу "против всех" не стоит.

«Выборы проводит государство... Оно не должно подсказывать нигилистическое поведение», - сказал он.

«Как один из авторов графы "против всех" еще в 90-е годы, я согласна, что, наверное, не стоит», - прокомментировала выступление эксперта Памфилова.

Резких перемен не будет

Журналисты и эксперты ожидают, что Памфилова не будет кардинально менять систему, так как в чем-то она открыто поддержала происходящее на выборах последние 20 лет. «МК» сетует на то, что в ходе мероприятия прозвучало множество революционных предложений, однако приняты они не будут.  Среди участников конференции одной из самых популярных была тема о том, чтобы расширить полномочия Центризбиркома — дать ему право избирательной инициативы (самому менять правила избирательных кампаний) и прокурорские полномочия — возможность самостоятельно обвинять нарушителей закона. Но от этой идеи открестилась сама Памфилова.

 «Сегодня во главе ЦИК я, и, предположим, я вам нравлюсь. А завтра придет другой человек, чьи взгляды будут отличаться от моих на 180 градусов — «антиПамфилова». А полномочия уже увеличены».

Одним из препятствий для принятия серьезных решений стали диаметрально противоположные взгляды экспертов на большинство вопросов. Скажем, на секции, которую модерировал профессор Государственного университета юстиции Вадим Виноградов, оказалось примерно поровну тех, кто полагает, что избиркомы должны формироваться только из представителей партий, и тех, кто уверен — партии вообще должны уйти из комиссий, и даже Госдуме нужно отказать в праве делегировать членов фракций в ЦИК.

Та же история с количеством избирателей на участках: предложение о том, чтобы сократить списки УИК до 500 человек, увеличив число комиссий, встретило аргументы о том, что УИК, напротив, нужно укрупнять, так как большими комиссиями труднее манипулировать. Еще более туманна судьба новых технологий — автоматизированного получения «открепительного электронного удостоверения», голосования при помощи карточки избирателя, «электронных ручек».

Социолог фонда «Общественное мнение» Елена Петренко обратила внимание экспертов на такую статистику: 90% респондентов заявляют, что сентябрьская дата выборов для них неудобна: картошку копать надо, или просто отдыхать последние теплые деньки. Информацию подхватили аналитики, но договориться о том, должны выборы быть в октябре или в апреле, или — в октябре и апреле, как раньше, им не удалось.

Наконец, повис в воздухе и вопрос о том, появится ли на свет Избирательный Кодекс, в котором сойдутся все законы, касающиеся выборов, и правила написания новых (например, правило о том, чтобы не менять законодательство за считанные недели перед каждой следующей кампанией). Еще накануне Памфилова продвигала эту идею, но на закрытии конференции заявила, что вопрос еще не продуман.

Главным итогом самого масштабного слета экспертов в истории Центризбиркома — формирование экспертного совета. Планируется, что это будет своего рода «научное политбюро» при ЦИК, открытое для любых мнений. Именно ему совместно с рабочей группой Центризбиркома предстоит сделать то, что не удалось конференции: сформулировать до конца этого года предложения о модернизации избирательной системы, которые будет переданы Президенту России.

Аналитики предлагают

Между тем «РК» решил самостоятельно опросить политических исследователей о том, что же сегодня нужно российской избирательной системе. В итоге генеральный директор Центра политического анализа выступил с инициативой о переносе даты выборов на конец сентября или начало октября, потому что в середине первого месяца осени явка еще слишком низкая.

«Используя имеющиеся наработки, вполне можно сделать хороший документ. Тем не менее, нельзя сказать, что это общемировая практика, чаще всего используют соответствующие законы, а не кодекс. Элла Памфилова в принципе женщина ответственная и умная, я думаю, что она не позволит начинанию не состояться. Ежегодно ЦИК выдает по 10-30 подзаконных актов. Я думаю, что как раз в новом кодексе часть этих актов найдет свое место. Но все же я перенес бы выборы на конец сентября или начало октября. Потому что слишком много людей не приходят на выборные участки, как показал текущий год. Второе, пожалуй, я бы поработал с муниципальным фильтром в сторону облегчения участия в губернаторских выборах. Сам фильтр оставил бы, но требования к нему сделал бы жиже», - говорит специалист.

Эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров в то же время назвал плюсы и минусы запланированной реформы. Ведь, с одной сторон, множество действующих законов действительно противоречат друг другу и допускают трактовки, а с другой – новый кодекс привнесет очередные изменения, которые могут запутать людей еще больше.

«В этом смысле Избирательный кодекс может быть как позитивным решениям – в смысле фиксацией, после которой можно будет объявить мораторий на изменения, так и негативным – очередным изменением, которое дезориентирует политических игроков, переверстав политическое поле в пользу ситуативно каких-то отдельных его игроков (необязательно, кстати, власти или поддерживающих власть сил). Учитывать стоит интересы российских избирателей, как бы пафосно это не звучало, и интересы российских политиков. Для них работает это законодательство, ради них должна функционировать вся политическая система. Помимо этого есть ряд локальных изменений, которые можно было бы рассмотреть в качестве отправной точки», - утверждает Захаров.

При этом ряд идей Памфиловой вызовет протест у оппозиционных партий, считает руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков. Например, увеличение количества избирательных участков потребует большего количества наблюдателей.

«Публично на власти  уже оказывается серьезное давление  в пользу переноса единого дня голосования и чуть менее интенсивное – за отмену муниципального фильтра. Здесь возможны отдельные уступки, которые будут зафиксированы будущим Избирательным кодексом РФ. Например, сейчас федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» задает рамки для требований по «муниципальному фильтру» - поддержать выдвижение кандидата в губернаторы должно от 5 до 10% депутатов местных представительных органов и (или) избранных глав муниципальных образований. Конкретные нормы варьируются по регионам. В избирательном кодексе РФ вместо рамок может появиться четкая норма. Возможно, по нижнему пределу прежних требований. Или, по крайней мере, верхний предел таких требований может быть снижен», - отмечает политолог.  

 

 

 


Добавить новый комментарий