Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

29.03.2016

«Ниже плинтуса»: регионам установят бюджетную планку

Правительство начало процесс инвентаризации региональных бюджетов. Рабочая группа правительственных структур, парламента и Счетной палаты намерена создать в 2016 году «минимальный бюджет» для каждого субъекта страны — составленный из первоочередных видов расходов, которые определены исходя из полномочий регионов и полномочий РФ, переданных им из федерального центра.

Эксперты, опрошенные «РК», неоднозначно оценили данную инициативу – некоторые опасаются, что введение бюджетного минимума для регионов-доноров - прямой путь к уводу доходов в тень.

«Минимальный бюджет»

Полную информацию об обязательных региональных расходах Минфин будет иметь к 1 июля, а в 2017 году должен начаться процесс ревизии законодательства о региональных полномочиях.

Заняться этой работой было поручено 9 февраля на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, следует из письма замминистра финансов Леонида Горнина, информирующего вице-премьера о решениях первого заседания группы, пишет«Коммерсантъ».

По данным издания, рабочая группа приняла предложение о создании в будущем так называемого минимального бюджета для каждого региона — совокупности первоочередных расходных обязательств региональных властей, вытекающих из их полномочий, а также из переданных им федеральных полномочий, которые оплачиваются субсидиями. Расходы на такие полномочия в региональных бюджетах предполагается нормировать, таким образом, на выходе Минфин сможет представить в правительство информацию о том, какие минимальные траты нужны в силу закона каждому субъекту РФ и насколько они обеспечены доходами, отмечает «Коммерсантъ».

18 февраля Минфин обсудил данную проблему с регионами, а в марте ведомство Антона Силуанова запросило у всех субъектов РФ информацию для будущего нормирования расходов их «минимального бюджета». По идее, «минимальный бюджет» и инвентаризация полномочий позволят впервые создать достоверное представление о качестве финансового управления в России, пишет «Свободная пресса».

На данную работу потребуется, как минимум, шесть месяцев. Так что, вероятнее всего, выяснить «минимальный бюджет» удастся только к концу года. Но уже в 2017 году начнется работа по систематизации региональных расходов, сообщает«Саминвестор».

«Слабые места»

Отметим, что наиболее популярной при обсуждении экономии бюджета в России традиционно стала тема сокращения чиновничьих зарплат. Именно таким образом власти регионов намерены изыскивать дополнительные средства в период экономического кризиса.

Глава Экспертного совета консультационного центра «Департамент политики», научный сотрудник Института философии и права УрО РАН Александр Белоусов ранее заявил «РК», что оклады, пенсии, «золотые парашюты» представителей власти – это их слабые места.

«На грядущих в 2016 году выборах, совершенно очевидно, будет пользоваться спросом популизм а-ля девяностые, причем использовать его будут оппозиционные партии и кандидаты. В этой связи зарплаты, пенсии, «золотые парашюты» власти являются точкой уязвимости, в которую обязательно скоро начнут бить. Поэтому власти совершенно резонно предлагают избавиться от нее», - отметил эксперт.

В свою очередь идею с сокращением зарплат губернаторов на 10% президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко назвал чистым популизмом.

«На мой взгляд, это бессмысленно. Я не знаю, зачем это делается. И вообще, во многих регионах от размера зарплаты губернатора автоматически зависят зарплаты других чиновников. Мне кажется, что в принципе тема с сокращением зарплат – это чистый популизм. Мы это много раз уже проходили. Пусть еще от всяких привилегий откажутся. Ну давайте тогда вообще повторим всю повестку конца 80-х гг. прошлого века», - заявил политолог.

«Доноры уйдут в тень»

Политолог Игорь Титов наомнил «РК», что сформулировать и утвердить так называемый «прожиточный минимум» для субъектов Российской Федерации пытались еще в середине 90-х, при Викторе Черномырдине. «Но не получилось. Очень уж у нас в стране разные регионы. И по достатку, и по амбициям, и по требованиям к качеству жизни. Если честно, я слабо верю, что чиновникам удастся унифицировать этот самый минимум под всю страну. Чудес не бывает. Как можно сравнить регионы доноры с получателями бюджета из федеральной кормушки? Это же совсем разные истории», - пояснил Титов.

По его мнению, незачем устанавливать прожиточный минимум Москве, Питеру, Югре или Ямалу, потому как «они и так всю остальную Россию кормят».

«Введение бюджетного минимума для регионов доноров - прямой путь к уводу доходов в тень, в офшоры или просто к стагнации экономики. А вот для бедных, отсталых регионов эта система позволит минимизировать бесполезные траты на госаппарат, чиновников и прочие псевдостатусные расходы. Хотя, если честно, в это верится с трудом. В попытке сэкономить федеральную копейку наши чиновники опять наступают на те же грабли. Хотят, как лучше, но не понимают, как это сделать. Введение минимума для территории не означает, что перестанут воровать или бездумно тратить бюджетные деньги. Ничего не изменится. Нужна системная ломка отношения регионов к федеральным деньгам», - резюмировал эксперт.

Тема минимального бюджета для регионов непростая, заявил «РК» политолог Игорь Рябов. «С одной стороны, у многих субъектов федерации действительно скопились многомиллиардные долги, и с этим что-то надо делать. Делать в первую очередь должно федеральное правительство, поскольку именно оно является основным распорядителем налоговых отчислений. Сегодня этот процесс носит централизованный характер: регионы-доноры с помощью регуляции федерального центра поддерживают отстающие регионы. Как регулятор, федеральное правительство и хочет провести оптимизацию расходов. Логичная задача», - сказал Рябов.

С другой стороны, по его оценкам, склонная к излишней монетизации всех процессов развития экономическая часть правительства «способно перегнуть палку».

«Основной риск инициативы - введение объективно «хромающих» регионов в фазу вечных должников. Подобная политика имеет смысл, если для каждого региона будет сформирована понятная дорожная карта выхода из кризиса. Но сегодня даже нет ведомства в правительстве, которое координировало бы эту работу. Минрегиона нет, Министерству экономического развития не хватает кадров для интеллектуального штурма. Как обычно, вся надежда на административный талант руководителя - в данном случае вице-премьера Дмитрия Козака, который курирует эту работу. Оптимизация ради оптимизации проблем не решит», - уверен собеседник «РК».

Политтехнолог Владимир Кудашов уверен: идея покопаться в структуре реальных расходов региональных бюджетов пришла Министерству финансов или Счетной палате не от хорошей жизни. «Но на то и кризис, чтобы искать вектор развития. Однако, важно понять, что стоит за этой «инвентаризацией». Понимание бюджетного минимума регионов позволит оптимизировать расходы федерального бюджета в кризис и дальше, в этом плюс. Возможно, таким образом получится поставить на место особо ретивых губернаторов, финансирующих собственное паблисити или неэффективных глав регионов, не исполняющих бюджетные обязательства. При этом выделение минимума, не означает, что иные из глав регионов будут способны этот минимум успешно исполнить», - пояснил Кудашов.

По мнению эксперта, минусом является то, что налицо попытка оптимизировать часть расходов федерального бюджета без конечной цели этой оптимизации. «Не хотелось бы видеть эти недоплаченные деньги в очередных прожектах либеральной части правительства», - подытожил собеседник «РК».





 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru