Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

03.06.2016 / Регион: Москва

Непопулярная мера: власти готовятся ограничивать движение в городах

Комитет Госдумы по транспорту рекомендовал принять в первом чтении законопроект «Об организации дорожного движения», который позволяет региональным и местным властям временно ограничивать или вообще прекращать движение транспортных средств в населенных пунктах и, в частности, взимать плату за проезд. В «РК» разобрались в том, что предполагает данная инициатива и выяснили почему она вызывает волну негодования у жителей столицы.

Старая, но не забытая властями инициатива

Необходимость принятия законопроекта «Об организации дорожного движения» связана с тем, что дорожным движением занимается в основном ГИБДД, обеспечивающее лишь безопасность проезда машин. Борьбе с заторами уделяется не так много внимания, за исключением Москвы и ряда регионов, где для решения этой задачи созданы специальные ведомства. 

«Отсутствие единого федерального документа привело к тому, что градостроительная политика, дорожное строительство и развитие общественного транспорта не синхронизированы», – приводит позицию правительства РИА Новости.

Выработка единого документа – амбициозная цель воплотить в жизнь которую власти пытались не единожды. В 2006 году сводный закон готовил экс-глава ГИБДД сенатор Владимир Федоров, однако до внесения его в Госдуму дело не дошло. Спустя шесть лет идея вновь получила свое развитие и Минтранс предложил законопроект «Об организации дорожного движения». Планировалось устранить правовую коллизию, которая заключена в том, что правила дорожного движения противоречат Конституции, так как затрагивают право граждан на свободу передвижения, а это может быть сделано только законом. 

Тогда, как пишет «Коммерсант», работа над документом затянулась еще на два года. В новом проекте закона, опубликованном на regulation.gov.ru в 2014 году, было сказано, что его реализация потребует от регионов затрат на уровне 8–10 млрд рублей, при этом суммарный эффект от принятия закона может достичь 1,3 трлн рублей. К слову, в последней редакции проекта, внесенной в Госдуму правительством, тема противоречия ПДД и Конституции не упоминается, о предполагаемых затратах также ничего не сказано.

Новшества в законопроекте

Впервые предлагаемый закон обязывает местные власти принимать комплексные планы по борьбе с заторами и корректировать их каждые пять лет (для муниципальных образований с населением более 10 тысяч человек). Ответственный за это чиновник, не предоставивший плана, будет оштрафован на 50 тысяч рублей.

Как пишет «Коммерсант», еще одно из важнейших нововведений – право регионов вводить ограничения для борьбы с заторами, то есть запрещать проезд в определенные зоны вообще всех машин или определенного экологического класса. Запреты смогут действовать в определенное время суток либо в зависимости от наполненности машины пассажирами (например, в США на шоссе используются выделенные полосы для автомобилей более чем с двумя-тремя пассажирами). 

Одно из «непопулярных» нововведений – разрешение на ввод платного въезда. Правда в документе оговорено, что сначала власти должны осуществить «компенсационные мероприятия»: запустить новые автобусные маршруты, организовать парковки и инфраструктуру для велотранспорта либо «обеспечить альтернативный проезд». Кроме того, как передает ТАСС, местные жители должны быть проинформированы о нововведениях не позже чем за месяц.

Платный въезд в центр столицы как «красная тряпка»

Именно в Москве новость о вероятном рассмотрении законопроекта «Об организации дорожного движения» вызвала сильнейшее негодование в среде экспертов и заставила московские власти предельно четко обозначить свою позицию. Так, зампред комитета, бывший министр транспорта РФ Виталий Ефимов заявил, что будет «добиваться исключения нормы, которая предполагает взимание платы», а первый заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Брячак считает, что данное положение «снизит перспективы развития транспортной инфраструктуры» и назвал инициативу «опасной».

«Это кто-то как-то «протянул» за нашей спиной. Минтранс ранее обещал исключить данное положение законопроекта», – говорил ТАСС Ефимов.

«Введение дополнительной платы как ограничительной меры упростит решение проблемы развития инфраструктуры в части ее пропускной способности. Зачем о чем-то думать? Повесил знаки и спи спокойно - вот она, философия чиновника. Поэтому нельзя этот норматив допускать и даже создавать прецеденты», - заявил ТАСС Брячак.

Недовольство со стороны парламентариев объясняется очень просто: ввести платный въезд в центр Москвы столичные власти предложили в 2014 году. Однако от идеи отказаться сославшись на то, что реализовать проект невозможно без принятия специального федерального закона, который в результате разработан Минтрансом. Кроме того, еще в апреле глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил о том, что возможный платный въезд в Москву не может быть предметом законопроекта об организации дорожного движения. 

«В законе об организации дорожного движения не должно быть платы. Это не предмет этого закона. В законе об организации дорожного движения должно быть только, как организовывать дорожное движение и в случае чего его перекрывать. Мы в комитете по транспорту будем относиться к таким вещам очень серьезно», – сказал Москвичев РИА Новости.

Все точки над «i» еще раз расставил глава города Сергей Собянин в интервью «Комсомольской правде». На вопрос о том будет ли въезд в центр станет платным градоначальник ответил кратко: «Мы ограничились платной парковкой. Других жестких мер не рассматриваем». В разговоре с журналистами издания, он подчеркнул, что «никакого конфликта между пешеходами и автомобилистами не будет». «Мы стараемся сделать комфортно и для тех, и для других», – констатировал Собянин.

Не лучшая идея в предверии выборов, но полезная для туристических городов

Эксперты «РК» оценили законопроект неоднозначно. Так, политолог, руководитель Лаборатории социально-политических технологий Алексей Неживой заметил, что платный въезд в город – не новшество. «Подобные инструменты существуют в Европе и именно «под Европу» строили транспортную систему РФ. Однако ровняться на Лондон за несколько месяцев до выборов, что упорно делает мэрия Москвы, – не самая лучшая идея», – считает Неживой.

Политолог считает, что опасения отдельных экспертов насчет того, что регионы после принятия закона будут злоупотреблять этой нормой для того, чтобы пополнить региональный бюджет, напрасны. «Нельзя исключать, что инструмент, который позволит на законных основаниях перекрывать трассы возможно будет удобным. Особенно, если учитывать тот факт, что без нормы о снятии платы закон превращается в рядовой инструмент правового регулирования. Поэтому не нужно делать поспешных выводов. Законопроект еще можно значительно скорректировать и доработать», – подчеркнул эксперт.

Эксперт Центра политического анализа  Михаил Захаров, в свою очередь обратил внимание, что данная инициатива – подарок оппозиционным партиям. «Такого типа вопросы всегда очень чувствительные. И скажем, если послабления воспринимаются как должное и без особого энтузиазма, то любое ужесточение правил – «в штыки». Поэтому несколько миллионов потенциальных недовольных – это целевая аудитория для работы оппозиционеров. Более того, это число избирателей, сравнимое с необходимым для получения отдельной фракции в Госдуме», – сказал «РК» Захаров.

Вместе с тем политолог не считает, что недовольство выльется в массовые протесты, по крайней мере в ближайшее время. «Закон «о монетизации льгот» тоже принимали довольно тихо и летом, а протесты начались только в январе, когда закон вступил в силу. Плюс соответствующие поправки на региональном уровне будут приниматься не везде и не в одно время, то есть если и будет протестный эффект, то он будет локальным, а не общероссийским», – пояснил Захаров.

Координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Петр Шкуматов назвал законопроект «Об организации дорожного движения» неоднозначной инициативой. «Риск злоупотреблений этим законом, прежде всего в регионах, где бюджеты скудны, очень велик. Не исключено, что если в него не будет внесено каких-то серьезных поправок, он будет использоваться для рейдерских захватов предприятий, прежде всего в сельскохозяйственном секторе и производстве продуктов питания», – уверен Шкуматов 

По его мнению, «лазейки» для чиновничьего беспредела и серьезное недовольство людей говорят о том, что данный законопроект нуждается в радикальной корректировке или в отзыве из Госдумы на доработку.

Главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной разглядел в инициативе много полезного для регионов. «В определенном смысле данная инициатива – это необходимая история. Особенно, если власти все будут анализировать, учитывать, как автомобилисты смогут проехать, а граждане пройти. Важно следить и за тем, как это отразиться на имидже города или поселения. Ведь отдельные чиновники вполне могут и злоупотребить новыми возможностями, начав пополнять бюджет через необоснованное ограничение проезда по отдельным участкам и территориям», – заявил «РК» Загребной.

Отдельно он высказался по поводу возможности ввода платного въезда в столице. «Что касается Москвы, то тут позиция уже четко обозначена: на текущей неделе мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что столица не планирует вводить платный въезд в центр. Поэтому все дальнейшие дискуссии по этой теме исчерпаны», – констатировал эксперт. 

По мнению Загребного, в небольших по сравнению с Москвой поселениях такая мера может быть даже необходима. «Я допускаю, что для многих туристических городов вот такие ограничения, которые могут образовывать новые пешеходные зоны, тоже весьма своевременны. Кстати, это еще одно объяснение почему именно сейчас законопроект одобрен к первому чтению», – заключил эксперт.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru